Ямз 650 технические характеристики
Двигатель ЯМЗ 650
Производство | «Автодизель» Ярославский моторный завод |
Марка двигателя | 650 |
Годы выпуска | 2007-н.в. |
Материал блока цилиндров | чугун |
Тип двигателя | дизельный |
Конфигурация | рядный |
Количество цилиндров | 6 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 156 |
Диаметр цилиндра, мм | 123 |
Степень сжатия | 16.4 |
Объем двигателя, куб.см | 11120 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 311/2000 320/2000 362/1900 362/1900 367/1900 412/1900 412/1900 422/1900 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 1215/1100-1300 1569/1100-1400 1670/1100-1300 1765/1100-1400 1800/1100-1300 1870/1100-1300 1911/1200-1400 2000/1100-1300 |
Экологические нормы | |
Турбокомпрессор | ТКР 90-2 ТКР 90-3 |
Вес двигателя, кг | 970 1030 (ЯМЗ-651) |
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для МАЗ-А9) | 35 |
Расход масла, % к расходу топлива, до | 0.1 |
Масло в двигатель | 5W-30 10W-30 10W-40 15W-30 15W-40 |
Сколько масла в двигателе, л | 34 |
Замена масла проводится, км | 30000 (1й раз) 40000 |
Ресурс двигателя, км — по данным завода — на практике | 1 000 000 — |
Двигатель устанавливался | МАЗ-5340, 5440, 5516, 6303, 6312, 6430, 6501 Урал-5831, 6307, 6367, 6368, 6470, 6563, 6902 Тонар-5422, 6528 МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007 |
В 2007 году было запущено в производство новое дизельное 650-е семейство, которое пришло на смену 8-ми цилиндровому ЯМЗ-658. Это лицензированные моторы Renault MIDR 062356 A41 dCi11 моторы, где используется рядный 6-ти цилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и с масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на 7 опорах установлен стальной коленвал с ходом поршня 156 мм, коренными шейками 108 мм и с шатунными шейками 77 мм. Шатуны из стали длинной 300 мм, поршни алюминиевые, их диаметр 123 мм.
Накрывает блок чугунная головка с 4-мя клапанами на цилиндр. Распредвал установлен в блоке. Здесь нужно каждые 120 тыс. км проверять и по необходимости регулировать клапаны. Зазоры клапанов на ЯМЗ-650: впуск 0.4 мм, выпуск 0.7 мм.
На дизеле ЯМЗ-650 стоит впрыск топлива Common rail с насосом Bosch CP2.2+ и с давлением впрыска 1400 бар (для базовой модели). Давление масла в прогретом моторе: 4-6.6 кгс/см2. Также здесь установлен жидкостно-масляный теплообменник.
Базовые моторы оснащаются турбокомпрессором ТКР-90-2, другие модели могут использовать ТКР 90-3. Управляет всем этим ЭБУ Bosch EDC7 UC31.
Модификации ЯМЗ 650 и их отличия
1. ЯМЗ-650 — базовый двигатель под Евро-3 мощностью 412 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1870 Нм при 1100-1300 об/мин. Стоит движок на МАЗ-5440, 6430, 6303, 6312, 5516, 6501; Урал-6307, 6902; Тонар-5422, МЗКТ-6527 и 7501. — ЯМЗ-6501 — иначе настроен ЭБУ. Мощность 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1670 Нм при 1100-1300 об/мин. Устанавливали мотор на Урал-6367, 6368, 6470, 6563; МАЗ-6312, 6430, 6501. — ЯМЗ-6502 — отличается настройкой блока управления. Мощность 311 л.с. при 2000 об/мин, момент 1215 Нм при 1100-1300 об/мин. 2. ЯМЗ-651 — тот же самый ЯМЗ-650, но отличается турбиной ТКР-90-3, форсунками, EGR-клапаном, PM-CAT катализатором, более производительной помпой, другим вентилятором, встроенной вискомуфтой, другой настройкой ЭБУ. Давление впрыска увеличено до 1600 бар. Эти двигатели отвечают экологическому классу Евро-4. Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1911 Нм при 1200-1400 об/мин. Встречается мотор на МАЗ-5340, 5440, 6312, 6430, 6501; Тонар-5422, 6528; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007. — ЯМЗ-6511 — аналог 651-го с другой прошивкой. Мощность снижена до 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1765 Нм при 1100-1400 об/мин. — ЯМЗ-6512 — мотор с прошивкой на 320 л.с. при 2000 об/мин, момент 1569 Нм при 1100-1400 об/мин. 3. ЯМЗ-652 — аналог ЯМЗ-651, но с турбиной ТКР-90-2, без EGR и охладителя выхлопа. Это позволяет вписаться в 4 экологический класс (правила 96-02). Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1870 Нм при 1100-1400 об/мин. Устанавливается двс на Урал-5831, 6307, 6902; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007. — ЯМЗ-6521 — тот же ЯМЗ-652, но с прошивкой на 362 л.с. при 1900 об/мин, момент 1665 Нм при 1100-1400 об/мин. 4. ЯМЗ-653 — версия под Евро-5 с доработанной топливной (давление 1800 бар). Мощность 422 л.с. при 1900 об/мин, момент 2000 Нм при 1100-1300 об/мин. — ЯМЗ-6531 — версия на 367 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1800 Нм при 1100-1300 об/мин.
Неисправности ЯМЗ-650
Это нормальный мотор без глобальных конструкторских просчетов, при соответствующем обслуживании, все работает долго и больших проблем не вызывает. Лейте нормальное топливо, регулярно меняйте масло, вовремя обслуживайте. Завод-изготовитель рекомендует менять масло каждые 40000 км, а при содержании серы в топливе более 0.2%, — в 2 раза чаще.
Номер двигателя ЯМЗ-650
Ищите номер справа на блоке цилиндров.
Тюнинг двигателей ЯМЗ-650
Евро 4 в Евро 3
Данную процедуру делают как для Евро-4, так и для Евро-5 моторов. Все делается обычной прошивкой, которая программно отключает клапан EGR. Можно физически отключить, но обязательно нужно прошить ЭБУ под работу без ЕГР.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502
содержание .. 1 2 3 ..
Основные параметры и характеристики | ЯМЗ650.10 | ЯМЗ6501.10 | ЯМЗ6502.10 |
Тип двигателя | Четырехтактный, с воспламенением от сжатия, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздухвоздух», установленном на автомобиле, передним шестеренчатым приводом агрегатов | ||
Число цилиндров | 6 | ||
Расположение цилиндров | Рядное | ||
Порядок работы цилиндров | 1 – 5 – 3 – 6 – 2 – 4 | ||
Направление вращения двигателя | Правое | ||
Диаметр цилиндра, мм | 123 | ||
Ход поршня, мм | 156 | ||
Рабочий объем всех цилиндров, л | 11,12 | ||
Степень сжатия | 16,4 | ||
Допустимые углы кренов двигателя, град., не более: | |||
25 (35*) 25 | |||
Скоростная характеристика | См. рис. 2 | См. рис. 3 | См. рис. 4 |
Номинальная мощность, кВт (л.с.), не менее | 303 (412) | 266 (362) | 230 (311) |
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин-1 | 1900±25 | 2000±25 | |
* выполняется для полноприводных автомобилей и других изделий по требованию предприятия-потребителя. |
Основные параметры и характеристики | ЯМЗ650.10 | ЯМЗ6501.10 | ЯМЗ6502.10 |
Максимальный крутящий момент, Н.м (кгс.м), не менее | 1870 (191) | 1670 (170) | 1215 (124) |
Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальному крутящему моменту, мин-1 | 1200±100 | ||
Частота вращения холостого хода, мин-1: | |||
| 700±50 2400±50 | ||
Удельный расход топлива по скоростной характеристике, г/кВт·ч (г/л.с.ч.): | |||
минимальный, при частоте вращения 1300±100 мин-1 | 194,5 (143) | ||
при номинальной мощности | 217,5 (160) | ||
Часовой расход топлива при номинальной мощности, кг/ч, не более | 67,5 | 60 | 52 |
Относительный расход масла на угар в % к расходу топлива, не более | 0,1 | ||
Способ смесеобразования | Непосредственный впрыск | ||
Блок цилиндров | Шестицилиндровый, отлит вместе с верхней частью картера из серого чугуна, на нижней части блока установлен элемент жесткости | ||
Крышка передняя | Из алюминиевого сплава, является несущей деталью для агрегатов, приводимых спереди | ||
Вал коленчатый | Стальной, штампованный, коренные шейки 108 мм, шатунные 77 мм, подвергнуты закалке, число опор 7 | ||
Шатун | Стальной, с прямым разъемом |
Основные параметры и характеристики | ЯМЗ650.10 | ЯМЗ6501.10 | ЯМЗ6502.10 |
Коренные подшипники | Скольжения, со сменными вкладышами |
Шатунные подшипники | Скольжения, со сменными вкладышами |
Маховик | Чугунный, с зубчатым венцом с модулем 3,175 для пуска двигателя стартером |
Гильза цилиндра | «Мокрого» типа, материал чугун |
Поршень | Составной, с головкой из легированной стали и юбкой из алюминиевого сплава, которые соединяются поршневым пальцем – на двигатель ЯМЗ650.10; целиковый из алюминиевого сплава – на двигатели ЯМЗ-6501.10, ЯМЗ-6502.10 Охлаждение поршня маслом производится из форсунки. |
Поршневые кольца | На поршень устанавливается комплект поршневых колец: первое компрессионное кольцо имеет в сечении двухстороннюю трапецию, рабочая поверхность с покрытием хромокерамикой; второе компрессионное кольцо прямоугольного сечения, минутное ; маслосъемное кольцо коробчатого типа с витым расширителем, рабочие кромки покрыты хромом |
Головка цилиндров | Общая на 6 цилиндров, чугунная, в процессе эксплуатации контроля затяжки болтов не требуется |
Вал распределительный | Стальной, штампованный, с шестеренчатым приводом, число опор 7 |
Основные параметры и характеристики | ЯМЗ650.10 | ЯМЗ6501.10 | ЯМЗ6502.10 |
Число клапанов на один цилиндр | Два впускных и два выпускных. Управление клапанами: одно коромысло на два клапана, привод клапанов через траверсы |
Зазор между траверсой и коромыслом, мм: | 0,4 мм 0,7 мм |
Механизм проворота коленчатого вала | На картере маховика в нижней части имеется отверстие, закрытое пробкой. Для проворачивания коленчатого вала необходимо вывернуть пробку и с помощью специального приспособления, вставляемого в это отверстие, проворачивать коленчатый вал. |
Система смазки | Смешанная, с «мокрым картером» |
Насос масляный | Шестеренчатого типа, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,31:1 |
Давление масла (в магистрали блока цилиндров) двигателя, прогретого до 80-95ºС, кПа (кгс/см2),
| 400-650 (4,0-6,6) 100 (1,0) 60-80 (0,61-0,81) |
Система охлаждения масла | Жидкостно-масляный теплообменник трубчатого типа, выполненный в одном корпусе с фильтром очистки масла и трубой подвода охлаждающей жидкости к блоку цилиндров и установленный на блоке с правой стороны |
Основные параметры и характеристики | ЯМЗ650.10 | ЯМЗ6501.10 | ЯМЗ6502.10 |
Масляные фильтры Два: полнопоточный фильтр очист-
ки с двумя сменными фильтрующими элементами и фильтр центробежной очистки со сменным патроном. Система смазки включает в себя защитные клапаны
Система питания
Топливная аппаратура Common Rail System с электронным
управлением подачей топлива, обеспечивает давление впрыска топлива до 140 МПа (1400 кгс/см2)
Насос топливный 650.1111005 (0 445 020 086), с шес-
теренчатым топливоподкачивающим насосом и двумя плунжерными секциями высокого давления, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 0,5:1, модели CP 2.2+, фирмыBOSCH
Форсунки 650.1112010 (0 445 120 142),
электроуправляемые, модели
CRIN2, фирмы BOSCH
Топливные фильтры:
-
грубой очистки топлива
PreLine 420 (PL 420)
Полнопоточный фильтр-отстойник с влагоотделителем, ручным топливозакачивающим насосом и сменным фильтрующим элементом. Фильтр устанавливается на автомобиле
-
тонкой очистки топлива Полнопоточный фильтр с двумя
сменными фильтрующими элементами и устройством для автоматического подогрева топлива в холодное время года
Система управления подачей топлива – электронный блок управления (ЭБУ)
650.3763010 (0 281 020 111),
микропроцессорный блок модели
EDC7UC31 фирмы BOSCH
Жгут форсунок в сборе 650.3724010 фирмы BOSCH
Жгут датчиков двигателя в сборе
650.3724012 фирмы BOSCH
Основные параметры и характеристики
ЯМЗ650.10
ЯМЗ6501.10
ЯМЗ6502.10
Жгут промежуточный в сборе
650.3724014 фирмы BOSCH (МАЗ)
650.3724017 фирмы BOSCH (Урал)
Система наддува Газотурбинная, с охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле
Турбокомпрессор С радиальной центростремительной
турбиной и центробежным компрессором. На двигателях ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10 применяется турбокомпрессор другой модели
Система охлаждения двигателя
Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, оборудована термостатическим устройством для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя, рассчитана на всесезонное применение низкозамерзающих жидкостей
Насос водяной Центробежного типа, с встроенным термостатом, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,727:1
Вентилятор с муфтой включения
Электрооборудование
Вентилятор Behr 680 с крыльчаткой из пластика и встроенной вискомуфтой Behr ER130 с управлением от ЭСУ двигателя, фирмы BEHR GMBH (Германия)
Генератор Модели A004TR5091ZT, номинальным напряжением 28В, максимальным током нагрузки 90А, переменного тока. Привод поликлиновым ремнем, передаточное отношение привода 3,2:1, фирмы MITSUBISHI ELECTRIC CO
Основные параметры и характеристики
ЯМЗ650.10
ЯМЗ6501.10
ЯМЗ6502.10
Пусковое устройство
Электрический стартер модели M009T60471, номинальное напряжение 24В, номинальная мощность 5,5 кВт, фирмы MITSUBISHI ELECTRIC CO, приводится в действие от аккумуляторной батареи общей емкостью не менее 190 А·ч
Средство облегчения пуска
На двигателе устанавливаются четыре электрические свечи модели А 0 102 124 416 RVI фирмы BERU AKTIENGESELLSCHATF (Германия)
Реле включения средства облегчения пуска
Модели V23132-B2002-A100,
фирмы Tyco Electronics.
Заслонка в системе выпуска отработавших газов
С пневматическим приводом, фирмы GT PRECISION (Великобритания)
Пневматический клапан заслонки в системе выпуска отработавших газов
Модели 131K0646 или модели
131KS9316C2, модели 131К0648,
фирмы Parker
Система останова двигателя типа «J» (моторный тормоз)
Два механизма останова типа «J» с дистанционной деталью (проставкой), установленные под крышкой головки цилиндров с креплением болтами к головке цилиндров
Компрессор пневмотормозов
Модели 0EB02615, двухцилиндровый, поршневой, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,31:1, производительностью 500 л/мин при противодавлении 0,7 МПа, фирмы KNORR BREMSE
(Россия)
Насос гидроусилителя руля
Модели LF78-25-20-150-R-MMB-
78-11 или модели LF78-25-25-150R-MMB-78-11фирмы IXETIC
Масса незаправленного двигателя, кг
970
Основные параметры и характеристики
ЯМЗ650.10
ЯМЗ6501.10
ЯМЗ6502.10
Сцепление
См. разделы «Особенности комплектации силовых агрегатов»,
«Сцепление»
Коробка передач
См. разделы «Особенности комплектации силовых агрегатов»,
«Коробка передач»
Заправочные объемы, л
Система смазки двигателя:
Система охлаждения двигателя (без заправочного объема радиатора)
36,4
34
11
11,5+0,5
36
Масса заправленного маслом силового агрегата в сборе со сцеплением и КП в комплектности поставки, кг
1350
1400
-
сухой двигатель
-
с заменой фильтров Система смазки коробки передач (КП):
-
ZF
-
ЯМЗ
Рис. 2. Скоростная характеристика двигателя ЯМЗ-650.10:
Ме – крутящий момент брутто; Nе – номинальная мощность брутто;
ge – удельный расход топлива; n – частота вращения коленчатого вала.
20
Рис. 3. Скоростная характеристика двигателя ЯМЗ-6501.10.
Ме крутящий момент брутто; Nе номинальная мощность брутто;
ge удельный расход топлива; n частота вращения коленчатого вала.
21
Рис. 4. Скоростная характеристика двигателя ЯМЗ-6502.10.
Ме крутящий момент брутто; Nе номинальная мощность брутто;
ge удельный расход топлива; n частота вращения коленчатого вала.
-
содержание .. 1 2 3 ..
Двигатель ЯМЗ-650
Подробности Категория: Двигатели Опубликовано: 16.03.2017Двигатель ЯМЗ-650 производится на базе французского мотора DCi11. В 2006 году «Группа ГАЗ» приобрела лицензию на выпуск у компании Renault Trucks. Он хорошо зарекомендовал себя на автомобилях марки Renault и послужил отличным обновлением силовых агрегатов на грузовиках «Урал».Моторы ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10, ЯМЗ-6502.10, ЯМЗ-652, ЯМ6521, а также их модификации являются четырехтактными дизельными рядными двигателями.
Технические характеристики
- Число цилиндров — 6.
- Воспламенение — от сжатия.
- Впрыск топлива — непосредственный.
- Тип охлаждения двигателя — жидкостный.
- Форсирование — турбонаддувом.
- Рабочий объем двигателя ЯМЗ-650 — 11 и 12 л.
- Степень сжатия — 16,4.
- Максимальная мощность — 412 л. с.
- Номинальная частота вращения коленвала — 1900, 2000 об/мин.
- Максимальный крутящий момент — 1870 (191) Н·м (кгс·м).
- Максимальный часовой расход топлива — 69 кг/ч (брутто).
Моторы марки ЯМЗ-650 устанавливаются на седельных тягачах, самосвалах, шасси, бортовых автомобилях, а также на других машинах производства ОАО «МАЗ», ОАО «МЗКТ», ОАО «АЗ» Урал, ХК «АвтоКраАЗ», ООО «МЗ «Тонар». Марка ЯМЗ-650.10 соответствует требованиям Евро-3, а двигатель ЯМЗ-652 соответствует техническим требованиям Правил ЕЭК ООН №96-02.
Особенности ЯМЗ-650
Мотор считается отлично сбалансированным благодаря количеству цилиндров (6 шт.) и идеально подобранному порядку их работы. Система нагнетания воздуха позволяет максимально эффективно использовать ресурсы топлива. А электронный блок управления позволяет подобрать оптимальные настройки системы впрыска.
Система смазки снабжена центрифугой и двумя полнопоточными фильтрами. Такая конструкция обеспечивает надежную работу двигателя на протяжении всего эксплуатационного срока. В дизельных моторах наблюдается высокая степень угара масла, поэтому данная система является актуальной.
Топливная аппаратура представлена насосом высокого давления, напоминает обычный ТНВД, но имеет общий трубопровод-накопитель и электронное управление форсунками. Топливо к форсункам подается по индивидуальным топливопроводам от накопителя. Сердцем современного дизеля является система электронного управления, которая формирует сигналы соленоида форсунок на опережение впрыска и длительности подачи. Программируемая часть системы позволяет менять настройки блока в широких пределах.
Для диагностики, сброса ошибок и перепрограммирования непосредственно на блоке управления электронной системой двигателя расположен разъем для подключения специального адаптера. Через него и осуществляется сбор информации и перенастройка. Особенностью системы привода основных агрегатов двигателя является то, что она — шестеренчатая. Данный поход обеспечивает повышенный срок жизни взаимосвязанных узлов, а также их полную согласованность во времени. Кроме прочего, хочется отметить простоту замены и установки шестерен системы.
Использование двигателей марки ЯМЗ 650
Двигатели марок ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10, а также их модификации устанавливаются на автомобилях МАЗ. Их используют (на базе МАЗа) для грузовиков, самосвалов, шасси и тягачей с общим весом до 52 т, а также для автопоездов общим весом до 65 т.
Моторы ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10, ЯМЗ-652 и ЯМЗ-6521, а также их модификации комплектуют автомобили марки «Урал». Их используют (на базе «Урала») для грузовиков, самосвалов, шасси и тягачей с общим весом до 41 т, а также для автопоездов общим весом до 54 т.
Автомобили КрАЗ оснащаются двигателями марок ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10. Их используют (на базе КрАЗа) для грузовиков, самосвалов, шасси и тягачей с общим весом до 52 т, а также для автопоездов общим весом до 65 т.
Грузовики различных модификаций марки «Тонар» агрегатируются двигателями марок ЯМЗ-650.10 и ЯМЗ-6501.10. Их используют (на базе «Тонара») для грузовиков, самосвалов, шасси и тягачей с общим весом до 31,5 т, а также для автопоездов общим весом до 64,5 т.
Колесные тягачи МЗКТ укомплектовываются двигателями марками ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10, ЯМЗ-6502.10, ЯМЗ-652 и ЯМЗ-6521. Их используют (на базе МЗКТ) для грузовиков, самосвалов, шасси и тягачей с общим весом до 52 т, а также для автопоездов общим весом до 65 т.
Перспективы
Кооперация «Группы ГАЗ» совместно с итальянской компанией Ricardo позволила создать новейшую систему продувки цилиндров с использованием более эффективного турбокомпрессора и коллектора стандарта Евро-4. Данная разработка воплотилась в жизнь в серии двигателей марки ЯМЗ-651, созданной на базе ЯМЗ-650.
Выпуск двигателей серии ЯМЗ-650 осуществляется на технологической линии французского производства. Инженеры компании прошли стажировку в Renault Trucks, а также на заводах фирмы Bosch, и теперь успешно осуществляют изготовление и сборку моторов.
Двигатель ЯМЗ 650
Двигатель ЯМЗ-650 является одним из немногих силовых агрегатов, который заработал популярность не только на просторах отечественно автомобильного рынка, но и далеко зарубежом. Так, некоторые китайские большегрузные тягачи эксплуатируются на этом силовом агрегате. Двигатель получил довольно широкое применение, и его устанавливают не только на грузовики, но и на вездеходы, а также военную технику.
Технические характеристики
Технические характеристики двигателя ЯМЗ 650 с момента начала производства моторов особо не поменялись. Добавились только некоторые технические и конструктивные элементы, такие как турбонаддув, система питания или выпуска отработанных выхлопных газов. Основная техническая характеристика ДВС 650 ЯМЗа.
Наименование | Характеристика |
Тип | Дизель, турбированный дизель |
Объем | 11 литров (11 120 см куб) |
Конфигурация, параметр | V-образная |
Количество цилиндров | 6 |
Количество клапанов | 24 |
Эконорма | Евро 3 Евро 4 Евро 5 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 311/2000 320/2000 362/1900 362/1900 367/1900 412/1900 412/1900 422/1900 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 1215/1100-1300 1569/1100-1400 1670/1100-1300 1765/1100-1400 1800/1100-1300 1870/1100-1300 1911/1200-1400 2000/1100-1300 |
Диаметр цилиндра | 123 мм |
Степень сжатия | 16,4 |
Охлаждение | Жидкостное |
Клапанный механизм | OHV |
Материал исполнения блока и головки | Чугун |
Ресурс | 800 000 — 1 000 000 км пробега |
Топливо | Дизельное топливо |
Применяемость | МАЗ-5340, 5440, 5516, 6303, 6312, 6430, 6501 Урал-5831, 6307, 6367, 6368, 6470, 6563, 6902 Тонар-5422, 6528 МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007 |
Конструктивные особенности
В 2007 году было запущено в производство новое дизельное 650-е семейство, которое пришло на смену 8-ми цилиндровому ЯМЗ-658. Это лицензированные моторы Renault MIDR 062356 A41 dCi11 моторы, где используется рядный 6-ти цилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и с масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на 7 опорах установлен стальной коленвал с ходом поршня 156 мм, коренными шейками 108 мм и с шатунными шейками 77 мм. Шатуны из стали длинной 300 мм, поршни алюминиевые, их диаметр 123 мм.
Накрывает блок чугунная головка с 4-мя клапанами на цилиндр. Распредвал установлен в блоке. Здесь нужно каждые 120 тыс. км проверять и по необходимости регулировать клапаны. Зазоры клапанов на ЯМЗ-650: впуск 0.4 мм, выпуск 0.7 мм.
На дизеле ЯМЗ-650 стоит впрыск топлива Common rail с насосом Bosch CP2.2+ и с давлением впрыска 1400 бар (для базовой модели). Давление масла в прогретом моторе: 4-6.6 кгс/см2. Также здесь установлен жидкостно-масляный теплообменник.
Базовые моторы оснащаются турбокомпрессором ТКР-90-2, другие модели могут использовать ТКР 90-3. Управляет всем этим ЭБУ Bosch EDC7 UC31.
Модификации
На базе основной модели выпускались модификации силового агрегата:
- ЯМЗ-650 — базовый двигатель под Евро-3 мощностью 412 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1870 Нм при 1100-1300 об/мин. Стоит движок на МАЗ-5440, 6430, 6303, 6312, 5516, 6501; Урал-6307, 6902; Тонар-5422, МЗКТ-6527 и 7501.
- ЯМЗ-6501 — иначе настроен ЭБУ. Мощность 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1670 Нм при 1100-1300 об/мин. Устанавливали мотор на Урал-6367, 6368, 6470, 6563; МАЗ-6312, 6430, 6501.
- ЯМЗ-6502 — отличается настройкой блока управления. Мощность 311 л.с. при 2000 об/мин, момент 1215 Нм при 1100-1300 об/мин.
- ЯМЗ-651 — тот же самый ЯМЗ-650, но отличается турбиной ТКР-90-3, форсунками, EGR-клапаном, PM-CAT катализатором, более производительной помпой, другим вентилятором, встроенной вискомуфтой, другой настройкой ЭБУ. Давление впрыска увеличено до 1600 бар. Эти двигатели отвечают экологическому классу Евро-4. Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1911 Нм при 1200-1400 об/мин. Встречается мотор на МАЗ-5340, 5440, 6312, 6430, 6501; Тонар-5422, 6528; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007.
- ЯМЗ-6511 — аналог 651-го с другой прошивкой. Мощность снижена до 362 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1765 Нм при 1100-1400 об/мин.
- ЯМЗ-6512 — мотор с прошивкой на 320 л.с. при 2000 об/мин, момент 1569 Нм при 1100-1400 об/мин.
- ЯМЗ-652 — аналог ЯМЗ-651, но с турбиной ТКР-90-2, без EGR и охладителя выхлопа. Это позволяет вписаться в 4 экологический класс (правила 96-02). Мощность 412 л.с. при 1900 об/мин, момент 1870 Нм при 1100-1400 об/мин. Устанавливается двс на Урал-5831, 6307, 6902; МЗКТ-6527, 7501, 7511, 7512, 7006, 7007.
- ЯМЗ-6521 — тот же ЯМЗ-652, но с прошивкой на 362 л.с. при 1900 об/мин, момент 1665 Нм при 1100-1400 об/мин.
- ЯМЗ-653 — версия под Евро-5 с доработанной топливной (давление 1800 бар). Мощность 422 л.с. при 1900 об/мин, момент 2000 Нм при 1100-1300 об/мин.
- ЯМЗ-6531 — версия на 367 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1800 Нм при 1100-1300 об/мин.
Обслуживание
Обслуживание двигателя ЯМЗ 650 проходит идентично, как и для всех идентичных дизельных моторов отечественного производства. Так, межсервисное обслуживание поводится каждые 15 000 км пробега для базовой версии, и для турбодизеля — каждые 20 000 км.

Двигатель ЯМЗ-650.10-04, ЯМЗ-650.10-14 вид слева
Процесс технического обслуживания немного отличается от рядовых бензиновых двигателей. Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля.
Вывод
Двигатель ЯМЗ 650 — это легенда отечественного производства дизельных моторов. Так, существует много модификаций этого силового агрегата. Применяемость моторов Ярославского моторного завода достаточно широкая. Он получил известность, как надежный и недорогой силовой агрегат, не только на территории СНГ, но и в Китае.