Устройство радиатора охлаждения двигателя


Радиатор охлаждения двигателя – устройство, работа, ремонт + видео

Радиатор охлаждения двигателя в машине предназначен для переноса тепла от специальной охлаждающей жидкости в окружающую среду. Происходит это за счет встречной струи воздуха или принудительно с помощью вентилятора. Конструкция радиатора состоит из сердцевины и двух бачков.

В процессе изготовления радиаторов используют медь и алюминий. В зависимости от назначения сердцевины они бывают трубчатыми, пластинчатыми и в форме сот. Между ними находятся поперечные полоски латуни, которые придают конструкции больше жесткости и служат для увеличения площади поверхности, способствующей охлаждению. Для создания циркуляции жидкости на двигателе установлена помпа. Все узлы системы охлаждения соединены между собой прорезиненными патрубками.

В качестве жидкости для охлаждения в автомобилях используется тосол или антифриз, которые заливают в расширительный бачок. Одной из его задач является компенсация изменения объема и уровня давления ОЖ при ее нагреве или охлаждении. Для принудительного охлаждения жидкости на автомобилях устанавливаются вентиляторы. Их назначение – создание и увеличение объема воздуха, который проходит через радиатор.

На автомобилях применяется два вида вентиляторов:

  1. С приводом от коленчатого вала двигателя.
  2. Электрические. Их включение происходит при достижении температуры жидкости критической отметки.

Радиатор охлаждения двигателя – принцип работы

Принцип охлаждения жидкости достаточно прост: проходя через блок цилиндров, тосол забирает на себя большую часть тепла, после чего поступает в радиатор системы охлаждения двигателя. Направление движения – с верхнего бачка через соты в нижнюю часть. Сердцевина радиатора является основным участником охлаждения, при движении обдув жидкости воздухом происходит именно через нее, вследствие чего температура тосола несколько понижается.

Для стабильной и экономичной работы двигателя требуется постоянная температура охлаждающей жидкости (диапазон примерно от 80 до 90 °С). С целью ее стабилизации в одном из патрубков устанавливается термостат. Когда температура ниже 80 °С – термостат закрыт и жидкость перемещается по малому кругу, но как только она достигает контрольной отметки, термостат открывается, вследствие чего поток направляется в верхний отсек радиатора, специальный бачок.

На грузовых автомобилях также установлен радиатор охлаждения масла двигателя, благодаря этому горячая смазка не разжижается и не пригорает к раскаленным деталям мотора. Конструкция его практически ничем не отличается (кроме горизонтального расположения сот и меньших размеров).

Ремонт радиатора охлаждения двигателя – скорая помощь своими руками

Обслуживание автомобильной системы охлаждения заключается в периодической диагностике объема жидкости, который визуально оценивают в расширительном бачке. Так как состав, находящийся там, все время нагревается и охлаждается, то постепенно входящая в него вода испаряется, и, естественно, общий объем уменьшается. Основной неисправностью радиатора является загрязнение сот, что приводит к ухудшению циркуляции охлаждающей жидкости, ее нагреву и, как следствие, перегреву двигателя.

Ремонт радиатора охлаждения двигателя может состоять в промывке сердцевины проточной водой. Для этого необходимо снять нижний патрубок и через горловину залить воду. Желательно промывать соты сильной струей воды. Устройство (конструкция) радиатора охлаждения двигателя таково, что в случае сильного засора можно распаять и демонтировать бачки, как верхний, так и нижний, что позволит провести механическую очистку сердцевины. Иногда случается, что один из бачков или соты дают течь. Когда-то при незначительном протекании опытные водители засыпали в радиатор обильную порцию горчичного порошка, который быстро размокал и затягивал «пробоину». Этим способом можно воспользоваться, если рядом нет СТО и нужно просто доехать домой.

  • Автор: Андрей
  • Распечатать

carnovato.ru

Устройство и принцип действия радиатора охлаждения двигателя

Система охлаждения играет очень важную роль, так как именно она предотвращает перегревание двигателя автомобиля, которое неизбежно в процессе работы. Важнейшим элементом охлаждающей системы выступает радиатор, обеспечивающий эффективное охлаждение жидкости.

Система охлаждения автомобиля специально предназначена для того, чтобы охлаждать детали двигателя, которые нагреваются в процессе его работы. Современные автомобили имеют системы охлаждения, которые, помимо своей основной, выполняют целый ряд других важных функций:

- нагревают воздух в системе вентиляции, отопления и кондиционирования; - охлаждают масло в системе смазки; - охлаждают отработанные газы в системе рециркуляции отработанных газов; - охлаждают рабочую жидкость в автоматической коробке передач;

- охлаждают воздух в системе турбонаддува.

На сегодняшний день существует несколько систем охлаждения двигателя: воздушная, жидкостная и комбинированная. В жидкостной системе тепло от разогретых элементов двигателя отводит поток жидкости, в воздушной системе — поток воздуха. В комбинированной системе воздушная и жидкостная системы объединяются.

Большинство современных автомобилей оборудованы жидкостной системой охлаждения, среди преимуществ которой можно выделить эффективное равномерное охлаждение. Кроме этого, жидкостная система охлаждения имеет невысокий уровень шума.

Независимо от того, какой тип двигателя имеет автомобиль — бензиновый или дизельный, конструкция систем охлаждения будет подобной. В состав системы охлаждения входят следующие элементы:

- радиатор системы охлаждения; - теплообменник отопителя;

- масляный радиатор;

- расширительный бачок; - термостат; - центробежный насос; - вентилятор радиатора; - патрубки; - элементы управления;

- рубашка «охлаждения» двигателя.

Устройство радиатора

Важнейшим конструктивным элементом не только системы охлаждения, но и самого двигателя, является радиатор. Прообраз современного радиатора устанавливался даже на самых первых автомобилях, так как без радиатора работа двигателя не представляется возможной. Радиатор системы охлаждения выполняет такую важную функцию, как поддержание рабочей температуры двигателя и защита его от перегрева.

Как правило, автомобильный радиатор состоит из таких элементов, как верхний и нижний баки, сердцевина, детали крепления. Радиатор предназначен для того, чтобы жидкость, поступающая в него непосредственно из водяной рубашки двигателя, охлаждалась до необходимой температуры. Баки радиатора, а также сердцевина, которая к ним припаяна, как правило, изготавливаются из латуни, благодаря чему обеспечивается хорошая теплопроводность.

Сердцевина радиатора представляет собой тонкие поперечные пластины, через которые проходят плоские вертикальные трубки, припаянные к этим пластинам. Жидкость, которая проходит через сердцевину радиатора охлаждения, расходится на множество потоков. Подобное устройство сердцевины позволяет жидкости охлаждаться более интенсивно, так как значительно возрастает площадь соприкосновения жидкости со стенками трубок.

Баки радиатора соединяются с рубашкой охлаждения при помощи патрубков. Нижний бак оснащен специальным краником, предназначенным для слива жидкости из радиатора. Чтобы спускать воду из водяной рубашки, в нижней части блока также имеется краник.

В систему охлаждения жидкость заливается через горловину бака, расположенного вверху и закрываемого крышкой. Жидкостная система охлаждения двигателя отличается наличием двойного регулирования теплового режима: термостатом и шторкой.

Шторка радиатора охлаждения — это своеобразное полотно, один из концов которого закрепляется на сматывающем механизме, который, в свою очередь, монтируется в барабане. Второй конец неподвижно соединяется в нижней части автомобильного радиатора.

Некоторые двигатели внутреннего сгорания вместо шторки оснащены жалюзи створчатого типа, состоящими из пластин. Пластины шарнирно закрепляются в нижней планке, связанной тягой и системой рычагов с рукояткой управления жалюзи, которая находится в кабине. Сами створки могут быть расположены горизонтально или вертикально.

Принцип работы радиатора

Системы охлаждения, которыми оборудуются современные автомобили, учитывают множество важных параметров, среди которых температура двигателя, температура жидкости и масла, температура снаружи салона и т.д.

Принцип работы системы охлаждения следующий. Благодаря жидкостному насосу охлаждающая жидкость находится в постоянном движении, циркулируя по кругу, омывая горячие стенки головки блока и цилиндров. Таким образом удается избежать перегрева двигателя, так как от нагретых деталей отводится тепло. Далее горячая жидкость направляется в радиатор охлаждения, который обеспечивает отвод тепла в окружающую среду. На этом цикл заканчивается, а охлажденная жидкость идет по новому циклу.

Таким образом, можно сделать вывод, что радиатор представляет собой своеобразный теплообменник, который обеспечивает охлаждение жидкости. Чтобы работа радиатора была еще более эффективной, перед двигателем устанавливается специальный вентилятор радиатора, нагнетающий воздух на поверхность радиатора, благодаря чему процесс теплообмена значительно ускоряется.

Вентилятор радиатора запускается автоматически специальным термодатчиком, который срабатывает в тот момент, когда рабочая температура двигателя начинает подниматься выше допустимой нормы. Вентилятор и радиатор охлаждения устанавливают непосредственно перед двигателем.

Еще в этом разделе

www.autoopt.ru

Радиатор

Как устроен радиатор?

Радиатор (рис.28, а) состоит из верхнего 1 и нижнего 7 бачков, соединенных между собой латунными или алюминиевыми трубками 5, к которым припаяны пластины 6, увеличивающие площадь поверхностного охлаждения радиатора, через которую отводится теплота охлаждающей жидкости в окружающую среду.

В верхнем бачке выполнена горловина для заливания охлаждающей жидкости. Она закрывается пробкой 3, в которой есть паровой 11 и воздушный 12 (рис.28, б, в) клапаны.

Рис.28. Радиатор: а – устройство; б – паровой клапан открыт; в – воздушный клапан открыт.

Паровой клапан нагружен пружиной 10 упругостью 1250—2000 г, что способствует повышению давления в радиаторе, благодаря чему температура закипания охлаждающей жидкости в системе охлаждения повышается до 112-119°С. Это позволяет уменьшить объем охлаждающей жидкости и снизить массу двигателя при сохранении необходимой интенсивности охлаждения. Кроме того, уменьшаются потери на испарение охлаждающей жидкости.

Воздушный клапан нагружен слабой пружиной упругостью 50-100 г и предназначен для пропуска воздуха в радиатор в случае конденсации охлаждающей жидкости после ее закипания с последующим охлаждением, чтобы предотвратить «сплющивание» радиатора атмосферным давлением. Такая система охлаждения называется закрытой. Для слива охлаждающей жидкости из такой системы открывают сливные краники и обязательно пробку радиатора.

В верхнем бачке радиатора есть патрубок 2 для соединения радиатора с рубашкой охлаждения двигателя при помощи резинового шланга: пароотводная трубка 4; датчик 13 электрического термометра.

В нижнем бачке 7 имеется патрубок 8 для соединения радиатора с насосом и кран для слива охлаждающей жидкости. Радиатор с помощью крепежных деталей 9 крепится на раме автомобиля.

Система охлаждения, в которой горловина радиатора закрывается пробкой без указанных клапанов, называется открытой. В ней вода закипает при 100°С.

Какие типы радиаторов применяются на автомобилях?

В зависимости от типа сердцевины радиаторы сбывают трубчатые, пластинчатые, трубчато-ленточные и другие.

Какое назначение жалюзи, как они устроены и где крепятся?

Жалюзи служат для регулирования воздушного потока, проходящего через радиатор. Они представляют собой металлические пластины, расположенные вертикально или горизонтально перед радиатором и шарнирно соединенные между собой.

Управляют ими рукояткой из кабины автомобиля. Водитель, вдвигая или выдвигая рукоятку, поворачивает пластины, изменяя щели между ними и регулируя тем самым воздушный поток, проходящий через радиатор, а вместе с ним и температуру охлаждающей жидкости.

В сильные морозы на капот и облицовку радиатора одевают утеплительный чехол, сшитый из водонепроницаемой ткани, что способствует поддержанию теплового режима двигателя в требуемых пределах.

*** Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Система охлаждения»

жидкость, охлаждать, охлаждение, радиатор

Смотрите также:

avtomobil-1.ru

Радиатор охлаждения двигателя: обслуживание и ремонт

В процессе эксплуатации, ДВС испытывает большие нагрузки. Основные действующие факторы – это высокие температуры и давление. Чтобы увеличить срок действия мотора, существует система охлаждения. При жидкостном охлаждении одной из важнейших деталей является радиатор ДВС. О его устройстве и принципе работы будет рассказано далее.

Устройство и принцип работы системы охлаждения

Система охлаждения большинства современных автомобилей включает следующие элементы:

  1. Рубашка охлаждения. Каналы, проходящие рядом с деталями, требующими охлаждения. По ним циркулирует охлаждающая жидкость, перенося тепло.
  2. Помпа. Обеспечивает движение жидкости по системе.
  3. Радиатор охлаждения двигателя. Деталь, обдуваемая воздухом и отдающая тепло в окружающую среду.
  4. Расширительный бак. Также содержит охлаждающую жидкость. Нужен, чтобы ОЖ при расширении не повредила систему.
  5. Термостат. Если двигатель не нагрелся до необходимой температуры, пускает ОЖ по малому кругу.

Радиатор охлаждения двигателя

Радиатор охлаждения – элемент, отвечающий за теплообмен с окружающей средой. Существует два типа решетки радиатора: трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные.

При остановке автомобиля или низкой скорости движения, чтобы радиатор системы охлаждения продолжал нормальную работу, в конструкции предусмотрен вентилятор, направляющий потоки воздуха.

Конструкция радиатора охлаждения двигателя имеет множество тонких трубок. Когда по ним протекает охлаждающая жидкость, она отдает тепло в окружающую среду. Для лучшей терморегуляции, изготавливается радиатор автомобиля из металла с хорошей теплопроводностью. Обычно, это медь (чаще применяется при охлаждении масла) или алюминий.

Возможные неисправности

Устройство радиатора достаточно просто, поэтому существует не так много его возможных неисправностей.

  • Засорение трубок или сердцевины. В этом случае требуется промывка системы.
  • Внешнее загрязнение сот.
  • Нарушение герметичности системы охлаждения. Здесь без ремонта или замены детали не обойтись.

Любой радиатор автомобиля представляет собой замкнутую систему, имеющую описанный выше принцип работы. Поэтому для различных видов детали способы устранения неисправностей будут одинаковы.

Правила обслуживания

Для поддержания детали в рабочем состоянии, необходимо время от времени проводить ее осмотр. Открыв капот, следует убедиться, что нет никаких утечек, а соты снаружи не загрязнены.

Помимо этого, требуется проверить, не забился ли радиатор внутри. Определить это можно по температуре элемента: она должна быть одинаковой по всей поверхности. Еще одним признаком внутреннего загрязнения станет грязная ОЖ. В этом случае промывка требуется в обязательном порядке.

Чтобы оградить основной радиатор охлаждения от попадания мусора, можно установить на машину защитную сетку.

Ремонт своими руками

Радиатор двигателя является важнейшим элементом системы охлаждения. Если не устранить его поломку вовремя – мотор начнет перегреваться, что, в свою очередь, только увеличит стоимость ремонта.

Промывка радиатора

В специализированных магазинах можно найти большое количество средств для внутренней промывки элемента. Обычно, инструкция по использованию идет вместе со средством. Если же нет желания использовать покупные вещества – можно очистить радиатор лимонной кислотой.

  1. Для начала необходимо дождаться, пока мотор остынет, и слить имеющуюся ОЖ.
  2. Вместо нее заливается очищающий раствор (используется необходимый для заполнения системы объем дистиллированной воды, в котором растворяют 100гр лимонной кислоты).
  3. Далее необходимо несколько дней проездить с таким раствором. За это время кислота удалит имеющиеся загрязнения.
  4. Жидкость сливается, система охлаждения промывается простой дистиллированной водой, после чего заливается обычная ОЖ.

Наружная чистка

Чтобы очистить соты радиатора снаружи, необходимо снять деталь. После этого загрязнение удаляется мини-мойкой. Главное – следить, чтобы из-за сильного напора не погнулись соты. Если обнаружатся трещины или отверстия – их можно устранить холодной сваркой или эпоксидной смолой (предварительно поверхность обезжиривается).

Химия для устранения трещин без снятия

Раньше, для того, чтобы избавиться от небольших трещин в системе охлаждения, сюда заливался растворенный в воде горчичный порошок. Под действием температур он закрывал все имеющиеся отверстия. В настоящее время такой метод почти не используются, однако в продаже присутствует большое количество средств, обладающих схожим действием.

Оба варианта имеют одинаковые проблемы: при неправильном использовании система охлаждения может забиться. Поэтому применять этот способ нужно аккуратно, выбирая только проверенную химию.

Пайка и сварка повреждений

Если радиатор имеет небольшие повреждения – можно запаять или заварить место протечки. Необходимо отметить, что такой способ не подходит для крупных повреждений: здесь проще будет заменить трубку или весь радиатор. Если нет уверенности в своих силах или отсутствует необходимый инструмент – лучше обратиться к специалистам.

Выбор радиатора по размеру: цена замены

Существуют ситуации, когда восстановить деталь не представляется возможным. В этом случае потребуется приобрести новый элемент.

Покупая радиатор, необходимо отдавать предпочтение деталям, предназначенным для конкретной модели автомобиля. Не стоит выбирать дешевые аналоги: обычно, они не блещут высоким качеством.

Новый радиатор должен быть максимально схож с оригинальным. При выборе следует обращать внимание на два момента: толщина сердцевины (не должна быть слишком малой) и количество трубок (должно совпадать со стандартным). Если деталь имеет нужные показатели, скорее всего, она подойдет для автомобиля.

motorstory.ru


Смотрите также


Интересующую Вас информацию Вы можете уточнить у наших специалистов, заполнив форму, приведенную ниже. Мы с радостью Вас проконсультируем!
Почта:
Ваше Имя:
Сообщение:
30+5