Шарошки для седел клапанов


Инструмент для притирки клапанов (шарошки, зенковки) и его применение

Шарошки для седел клапанов – это инструмент, при помощи которого автомобильный двигатель (а точнее, его клапанный механизм) возвращается в работоспособное состояние после выполненного ремонта. При помощи таких шарошек, которые также называют зенкерами, восстанавливается герметичность рабочих цилиндров двигателя, что является одним из основных условий его технически исправного состояния.

Полный комплект инструментов для ремонта седел клапанов

Как работает клапанный механизм автомобильного двигателя

Чтобы вникнуть в особенности применения шарошек или зенкеров для седел клапанов, необходимо сначала разобраться в том, как действует клапанный механизм двигателя автомобиля, а также в том, что может привести к появлению неисправностей в его работе.

Каждый из цилиндров любого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) работает совместно с двумя клапанами, один из которых является впускным, а второй – выпускным. Работа ДВС осуществляется за счет повторяющихся процессов (циклов). Каждый из таких процессов заключается в том, что в рабочий цилиндр подается топливная смесь. Это происходит при открытии впускного клапана. После его закрытия и сгорания топливной смеси из цилиндра необходимо вывести отработанные газы, что и обеспечивается открытием выпускного клапана. Впускной и выпускной клапаны, находясь в закрытом состоянии, должны обеспечивать полную герметичность рабочего цилиндра.

Схема клапанного механизма двигателя внутреннего сгорания

В процессе работы двигателя клапаны подвергаются как значительным механическим нагрузкам, так и различным воздействиям агрессивной среды, в которой они эксплуатируются:

  • термическим;
  • механическим;
  • динамическим;
  • химическим.

Чтобы клапаны были в состоянии выдерживать такие серьезные воздействия на протяжении длительного времени, для их изготовления используют высоколегированный стальной сплав, в химическом составе которого содержится значительное количество хрома и никеля.

В процессе эксплуатации седла клапанов изнашиваются в различной степени

Конструкция клапанов состоит из двух основных элементов: направляющего штока и головки, которая может иметь плоскую, выпуклую или тюльпанообразную форму. Направляющий шток клапана может быть полностью цилиндрическим или выполненным с фасонной проточкой, которая необходима для более надежной фиксации пружины.

То, что в клапанном механизме ДВС появились неисправности, можно определить по нескольким признакам, наиболее явными из которых являются:

  • снижение мощности двигателя, что отражается на скоростных характеристиках автомобиля;
  • нестабильная работа ДВС на любых оборотах;
  • неестественный стук, раздающийся из моторного отсека автомобиля;
  • большое количество дыма, выходящего из выхлопной трубы.

Появление зазора между клапаном и его посадочным местом приводит к образованию нагара, а в дальнейшем и к прогару седла клапана

Если говорить о наиболее распространенных неисправностях ДВС, связанных с его клапанным механизмом, то к ним относятся:

  • появление зазора между корпусом блока цилиндров и головкой, которой оснащен такой блок, что связано с их неплотным прилеганием друг к другу (этот зазор, образующийся по ряду причин, приводит к разгерметизации системы);
  • образование в местах, где клапан контактирует с блоком цилиндров, кокса и нагара (такой нагар не дает клапану полностью закрыть цилиндр, что также ведет к разгерметизации системы).

Инструменты для ремонта клапанного механизма

Наиболее распространенным инструментом для ремонта седел клапанов является шарошка (зенкер). Следует иметь в виду, что такой зенкер – это не зенковка, посредством которой осуществляют зенкование.

Специалисты, профессионально занимающиеся ремонтом двигателей автомобилей, стараются сразу приобрести набор шарошек для ГБЦ (головки блока цилиндров). В таком наборе шарошек для клапанов есть инструменты с различными геометрическими параметрами, что позволяет оптимально подобрать их для двигателя автомобиля определенной марки.

Для приведения седел клапанов в нужную форму потребуется шесть зенкеров: три для выпускного и три для впускного клапанов

В том случае, если отремонтировать двигатель своего автомобиля вы решили своими руками, не обязательно приобретать набор шарошек, можно купить один зенкер, параметры которого точно соответствуют характеристикам ДВС вашего транспортного средства.

Такой инструмент для ремонта седел клапанов, как шарошка, работает по принципу фрезы, снимая с седла клапана образовавшийся нагар и тонкий слой металла. Оснащенная твердосплавными режущими зубьями, расположенными на конусной рабочей части, шарошка крепится на оправку, для чего в ее корпусе имеется специальное отверстие. Угол, под которым выполнена рабочая часть шарошки, может находиться в интервале 15–60°. Именно такой угол является основным параметром инструмента, используемого для прирезки седел клапанов.

Шарошка вращается с помощью ключа с шестигранным отверстием, обеспечивающим легкую и точную установку

Как восстановить седла клапанов

В том случае, если предполагается не замена седел клапанов на новые, а восстановление старых, ремонтные работы выполняются в следующей последовательности:

  1. Головка блока цилиндров располагается на ровной поверхности.
  2. Шарошка фиксируется на оправке, устанавливаемой в патрон станка.
  3. Ось инструмента совмещается с осью отверстия в ГБЦ, предназначенном для направляющего штока клапана.
  4. Медленно и без сильного нажима вращая шарошку по часовой стрелке, с рабочей поверхности седла клапана снимают нагар и тонкий слой металла.

Обработка рабочей фаски седла шарошкой с углом в 45 градусов

Следует иметь в виду, что на седле клапана необходимо обработать три фаски: верхнюю, рабочую и нижнюю. Для обработки каждой из таких фасок используется свой зенкер, имеющий определенный угол наклона режущей части.

Схема обработки седла клапана (на примере двигателя ВАЗ)

Так выглядит фаска седла на различных стадиях работы

Для обеспечения максимально плотного контакта головки клапана с рабочей поверхностью седла после обработки зенкером необходимо выполнить их притирку. Такая операция, для осуществления которой используется абразивная паста, часто проводится вручную. Чтобы выполнить ее быстрее и с минимальными трудозатратами, можно использовать инструмент для притирки клапанов, в качестве которого может выступать обычная дрель.

В том случае, если выполняется не восстановление, а замена седла клапана, и при этом на новые заменяются и сами клапаны, процедуру притирки сопрягаемых поверхностей можно не выполнять.

met-all.org

Шарошки для ремонта седел клапанов – инструкция для работы + видео

Шарошки для ремонта седел клапанов являются необходимостью при работе с этим механизмом, потому что более удобного и точного инструмента не найти. Единственной альтернативой могут служить зенковки. Обо всем этом и о самом процессе ремонта мы поговорим в статье.

Клапаны используются для герметизации цилиндров двигателя в процессе газообмена. Принцип их работы заключается в обеспечении впуска смеси топлива и воздуха для дальнейшего её сжатия. После воспламенения и отработки газы попадают в систему выпуска, за это также отвечают клапаны. Этот механизм функционирует в агрессивных условиях двигателя внутреннего сгорания, постоянно подвергается большим динамическим нагрузкам, высоким скоростям движения и нагреву. Чтобы снизить быстрый износ ходовых частей данной детали, материалы изготовления чаще всего имеют высокую степень легирования никелем и хромом.

Устройство клапанного механизма имеет два главных составных элемента: это головка и стержень. Данные узлы авто бывают с тюльпанообразной, плоской и выпуклой головкой. На конце стержня есть конусные, фасонные или цилиндрические проточки для фиксации на них пружин. Основным проявлением неисправности клапанного механизма является потеря мощности двигателя, а также нестабильная работа мотора в целом. Неисправности такого типа происходят из-за залипания и появления зазора. Нагар также может стать причиной этой проблемы, он накапливается у самого клапана и препятствует его закрытию.

Ещё один признак неисправности – это повышенное выделение дыма во время выхлопа. А изношенный стержень и направляющая данного механизма станет причиной неестественной шумности двигателя.

Зенковки и шарошки для ремонта седел клапанов – что выбрать?

Замена седел клапанов своими руками предусматривает наличие не только грубого инструмента, но и почти ювелирного – шарошки или зенкера. Эти узкоспециализированные инструменты используются только для ремонта двигателя внутреннего сгорания. Набор шарошек для седел клапанов применяется для вытачивания нужной формы их внутреннего диаметра. Эта операция позволяет добиться от тарелки плотного закрытия. Чтобы безошибочно обработать седло клапана, чертеж механизма желательно иметь под рукой.

Шарошка выполнена в виде металлического цилиндра, в котором есть отверстие и две или одна коническая поверхность, её угол может варьироваться от 15 до 60 градусов. На поверхности конуса есть резцы. Набор зенковок для ремонта седел клапанов применяется точно так же, как и шарошки, но имеется одно отличие. Зенкер можно использовать на механических и электрических инструментах.

Замена седел клапанов своими руками – разбираем специфику работы

Такая операция выполняется двумя способами. Первый – грубый, но самый простой и быстрый. Осуществляется довольно примитивно: на изношенное кольцо седла приваривается старый клапан, а затем кольцо просто выбивается молотком из своего штатного места в головке блока цилиндров, она, кстати, может быть повреждена, что очень нежелательно. Дальше происходит процесс запрессовки нового. Мягкий способ гораздо сложнее, тем не менее, он выполним в вашем гараже без вмешательства дорогого оборудования. Седло в этом методе аккуратно вытачивается на станке. После этого посадочное место вычищается и также обтачивается.

Надёжная запрессовка происходит при охлаждении нового седла и нагреве головки блока цилиндров, только после такой работы можно будет гарантированно надёжно использовать механизм. Вся трудность метода заключается в нагреве и охлаждении, предварительно нужно будет продумать, как вы это будете делать. Если седло не изношено донельзя, его можно подкорректировать. При использовании шарошки для ремонта применяются, в основном, несколько фрез с разными углами. На оправку надевается первая грубая насадка, после чего круговыми движениями делается подготовка седла или прирезка, таким же образом могут использоваться и зенковки для прирезки седел клапанов.

Дальше приступаем к притирке, она осуществляется с помощью специального приспособления, предназначенного для этого, на конце которого есть конус. На фаску седла наносится абразивный порошок или паста. Притирка проводится до тех пор, пока трение не будет издавать минимальный звук и скрежет. Остатки пасты или порошка тщательно убираются. Качество работы можно оценить, перевернув головку и залив в неё керосин, если он не просачивается, значит, мы потрудились на славу.

  • Автор: Марина
  • Распечатать

carnovato.ru

Шарошки для седел клапанов

После ремонта двигателя все его системы должны быть восстановлены до работоспособного состояния. Это относится и к клапанному механизму. При самостоятельном ремонте герметичность в цилиндрах можно восстановить с помощью шарошки для седел клапанов. Также этот инструмент называется зенкером.

Работа клапанного механизма в автомобиле

Для каждого цилиндра двигателя предусмотрено минимум два клапана: впускной и выпускной. Открытие и закрытие их происходит по очереди. При открытии впускного – в камеру сгорания поступает топливная смесь. Затем он закрывается, и смесь сгорает. Отработанные выхлопные газы удаляются при открытии выпускного клапана. Такие циклы происходят в течение всего времени работы мотора.

Работа клапанов происходит при неблагоприятных условиях. Агрессивная среда практически постоянно подвергает их различным воздействиям:

  • механическим;
  • термическим;
  • химическим;
  • динамическим.

Ручная обработка фасок

Для обеспечения максимально долговечной работы клапана изготавливают из высоколегированной прочной стали. В состав сплава входят хром и никель с высоким процентным содержанием.

Клапаны состоят из направляющего штока и рабочей головки, которая имеет плоскую или выпуклую форму, а также бывает тюльпанообразной. Хвостовая часть штока изготовлена с цилиндрической или фасонной проточкой, помогающей при фиксации пружины.

Неисправности в работе механизма проявляются в снижении выходной мощности силовой установки. Кроме этого, заметна нестабильная работа мотора при любых оборотах. Наиболее частыми поломками являются:

  • неплотное прилегание головки к корпусу, после чего образуется зазор, снижающий герметичность системы;
  • появление кокса или нагара, блокирующее полное закрытие клапана, что также ведет к разгерметизации.

Корпус, требующий ремонта

Признаками неправильной работы механизма являются клубы дыма из выхлопной трубы и неестественный стук из моторного отсека при значительной выработке на штоках.

Выбор инструмента для ремонта

Для проведения ремонта с клапанным механизмом понадобятся зенкер или шарошка для клапанов. Это два названия одного и того же приспособления. Специальные наборы для проведения таких операций продаются с конструкционно заданными углами, но иногда требуют дополнительных настроек под определенный автомобиль. Перед механической обработкой нужно провести измерения и сверить реальные размеры с чертежными.

Читайте также:  Как поменять воздушный фильтр

Шарошка представляет собой стальной конус с установленными по конической поверхности несколькими резцами из твердосплавных напаек. Вдоль оси конуса находится отверстие для крепления инструмента на оправку. Необходимо подбирать такие зенкеры по рабочему углу конической поверхности. Он может быть от 15 до 60 градусов.

Проведение работы

На цилиндрическую оправку надеваем режущий инструмент. Далее его фиксируем и опускаем осью в отверстие для штока клапана. Таким образом происходит центрация рабочего инструмента с осью отверстий.

Обработка с помощью приспособления

Вращать необходимо медленно, без сильного нажима. Проворачивается инструмент по часовой стрелке, ножами к телу корпуса.

На седлах инженеры предусмотрели три фаски:

  • верхняя;
  • рабочая;
  • нижняя.

Для каждой из них нужен отдельный инструмент со своим углом наклона. Последовательность выполнения таких операций можно подбирать самостоятельно, но желательно, чтобы правка рабочей фаски проводилась в последнюю очередь. Так можно избавиться от лишних заусенцев.

Сформированная фаска должна быть под углом, который указан в технической документации автомобиля. Для выявления площади контакта проводится притирка. Необходимо, чтобы сопряжение с клапаном происходило по всей поверхности фаски, а не смещалось в какую-либо сторону по оси.  В таком случае понадобится повторно провести обработку зенкером.

При установлении новых клапанов, дополнительной долгой притирки для сопряжения не требуется. Если клапаны ставятся старые, то необходимо с помощью абразива провести притирание поверхности седла и клапана. Операция выполняется вручную в течение нескольких минут. Результат в гаражных условиях можно проверить с помощью небольшого количества керосина. Он не должен просачиваться между притертыми поверхностями при закрытом положении системы.

ktonaavto.ru

ГБЦ(часть 6) прирезка седел и развертка направляющих — Лада 2105, 1.5 л., 1998 года на DRIVE2

Перед прирезкой седел клапанов нужно разверткой расширить направляющие клапанов так, как при их запрессовке внутренний радиус деформировался, сжался. Разворачивать направляющие следует учитывая тепловой зазор между клапаном и направляющей.Он должен быть на впуске 0,022 — 0,040 мм, на выпуске 0,029 — 0,047 мм.Эта точность нужна для того, чтобы клапан не зажало при нагреве и он не залип. Также нельзя допустить его через мерного биения в направяющей.Замеряем ножки клапанов микрометром. Получается впуск 7,99 выпуск 7,98Исходя из полученных цифр нам нужна развертка 8,020 мм чтоб добиться примерно 0,030 мм на впуске и 0,040 мм на выпуске.И идем искать развертку.Вот тут и ожидают интересные моменты. Убил на поиски 3 дня.Всегда используйте микрометр при покупке, просите у продавцов или носите с собой свой. В итоге приобрел 3 развертки все с обозначением 8 мм. Но при замере оказались 7,95 8,070 и 8,015 мм.Китайские развертки которые видел в магазинах врали аж на 2 десятые не то чтобы на сотки!Наша направляющая имеет после запрессовке по сути 2 размера. То место, что проходило обжим сузилось а верхняя часть на которую одевается маслосъемный колпачок осталось не тронутым. Вот с верхней нетронутой части и будем заходит разворачивать.Использовать развертку нужно очень аккуратно, стараться проходить весь размер строго вертикально, избегая биения по амплитуде вращения развертки. Иначе испортите направляющую.Развертка должна вращаясь опускаться вниз только под собственным весом. Нельзя нажимать, давить сверху на нее для ускорения процесса.Теперь можно прирезать седла клапанов.*Нювей* стоит космические цены, поэтому отпадает. Одолжил набор отечественных фрез(шарошек) для прирезания седел у знакомого. К сожалению направляющая ось *пилот* оказалась очень *поюзаной*. При вращение пальцами рук, чувствовались неровности. Ну и примерив ее в направляющих клапанов осевое биение оказалось большим. Пришлось обращаться к токарю с просьбой выточить с большой точностью новую ось для фрез.Процесс прирезки и притирки не буду описывать в интернете очень много этого материала.Единственное мало кто обращает внимание на то, что при притирке клапанов нужно избегать попадания притирочной пасты в процессе, на ножку клапана ну и соответственно в направляющую. У меня это происходило 3 раза. Сразу прекращал притирку вытирал насухо пасту и затем тащил ГБЦ в ванну и тщательно промывал направляющие. Чтобы не перепутать клапана обозначьте цифрами камеры сгорания и клапана после притирки.Остался не очень доволен притирочной пастой 2 в 1 *профессионал*. Купил *абро* двух составов для начальной и финишной доводки (в 1 банке 2 пасты). И еще раз притер финишным составом. Риски по окружности седла получились гораздо меньше.P.S.

Нашел интернете avtokluch-63.ru/p49195673…ravlyayuschih-vtulok.html нужные развертки. Так и называются *Развертки направляющих втулок клапанов ваз 2101-10*. Фото ниже, на мой взгляд самый оптимальный вариант. Набор из 2 разверток под впускные клапана (8.022мм) и выпускные (8,029мм). Огромный плюс этих разверток, то что они имеют в низу заходную часть, которая при прохождении задаст направление и при вращении развертки предотвратит ее колебания во втулке.

www.drive2.ru


Смотрите также


Интересующую Вас информацию Вы можете уточнить у наших специалистов, заполнив форму, приведенную ниже. Мы с радостью Вас проконсультируем!
Почта:
Ваше Имя:
Сообщение:
30+5