Разница между тосолом и антифризом


Чем отличается тосол от антифриза?

Автоликбез15 января 2017

Антифриз или тосол? Какую охлаждающую жидкость необходимо, или рекомендуется использовать в автомобиле? Какая разница между антифризом и тосолом и есть ли преимущества у одной жидкости перед своим непосредственным визави? Стоит еще добавить сюда один насущный вопрос: можно ли их смешивать и чем это грозит? Надо разобраться.

Вопрос возник не на пустом месте, потому как многие водители понятия не имеют, какие различия между химическими соединениями. Более того, большинство автомобилистов крайне далеки от понятия «обслуживающие жидкости» и идут на поводу маркетинга, советов «профессионалов» и бывалых водителей с многолетним стажем кручения баранки. В этой статье постараемся ответить на вопрос, в чем разница между тосолом и антифризом.

Ключевые различия

Прежде, чем углубляться в особенности продуктов, выясним основные особенности каждого.

Антифриз – охлаждающая жидкость, оберегающая двигатель от перегрева. Сам термин «антифриз» несет международное значение. Это общее понятие, подходящее для всех веществ подобного типа.

Тосол – одна из разновидностей, разработанная отечественными специалистами для внутреннего рынка. По своим свойствам ничем не отличается и охлаждает как антифриз.

Аббревиатура «Тосол» имеет 2 части:

  • ТОС – технология органического синтеза;
  • ОЛ – группа спиртов, входящих в состав продукта.

Разработка проходила НИИ органической химии в далеком уже 1971 году. Примечателен факт, что название «ТОСОЛ» никто не удосужился запатентовать, поэтому производители с успехом эксплуатируют «бренд» в своих нуждах. Второй момент: ни одна компания не соответствует стандартам, принятым в процессе разработки эталонной жидкости. Плохо ли это? На самом деле нет, потому как каждый изготовитель придумывает собственный рецепт, привнося в соединения новые компоненты. Главное в этом деле – приобрести жидкость от проверенного бренда, а не гнаться за первым попавшимся тосолом.

Классификация антифризов

Как антифриз отличается друг от друга? Существует 3 основных типа жидкости:

  • минеральные (G11);
  • органические (G12);
  • лобридные (G12++, G13).

Тосол, как таковой, принадлежит к группе G11. Эксплуатационный срок составляет около 2 лет или 50 000 км пробега автомобиля. Органика (G12) прослужит до 5 лет (250 000 км). Лобридные (G12++ и G13) альтернативы по своей сути «доноры», поскольку отлично сочетаются с первыми двумя категориями.

Химическая проверка состава

В чем разница между тосолом и антифризом? Тосол широко используют в отечественном автопроме. Основа у охладителей идентична, а вот плотность – совершенно разная. Поэтому отличить антифриз от тосола можно только специальным ареометром. Дополнительно используют целый ряд параметров:

  • температура замерзания;
  • температура кипения;
  • свойства смазки;
  • свойства предотвращения коррозии.

В продаже имеется несколько цветов жидкости:

  • синяя (эталонная);
  • желтая;
  • зеленая;
  • красная.

Поскольку мы разобрались, чем отличается тосол от антифриза, переходим к следующему вопросу.

Что лучше использовать для автомобиля?

Выбирать жидкость следует исходя из особенностей двигателя автомобиля. Начнем с того, что в основе мотора может быть алюминий и его сплавы, или же медь с латунью. На основании этого используем следующие параметры:

  • красный – подходит для медных и латунных радиаторов;
  • зеленый – используется для алюминиевых теплообменников.

Тосол применяется исключительно для отечественного рынка колесной техники. Особенно полезным он будет для чугунных агрегатов.

С другой стороны, ответ вам даст паспорт собственной машины. В спецификациях обслуживания написано, какой именно раствор предпочтителен для того или иного двигателя. Если указана марка – приобретайте исключительно этот продукт, или ищите аналоги, основу которых не отличить от эталонной.

Не нужно забывать и о периодической замене охлаждающей жидкости.

Можно ли смешивать разные жидкости?

Еще один «народный вопрос» состоит в следующем: что будет, если смешать тосол с антифризом? Родился он не на пустом месте. Более того, у многих автовладельцев имеется несколько канистр с жидкостями разного состава. Вполне закономерный вопрос напрашивается сам собой: если и то и другое охлаждает радиатор, то почему бы все не совместить?

Разбираемся. Отличия антифриза от тосола не велики, но есть несколько факторов. Первый – ГОСТ. Согласно стандарту, ни одна жидкость не должна иметь в составе механических компонентов. Состав исключительно однородный и прозрачный. Разные классы антифризов вполне могут обладать одинаковой цветовой гаммой, но химический состав при этом отличается кардинально. Смешивание даже идентичных охладителей разных изготовителей чревато появлением взвесей и твердых частиц.

Второй – химический состав. Минеральная и синтетическая основа при смешивании гарантировано «производят» мутный осадок, оседающий на стенках радиатора. Накапливание приводит к тому, что последний забивается, помпа не может нормально работать, а двигатель попросту кипит.

Третий – производитель. Можно мешать антифризы одинаковой категории от разных брендов, но это чревато. Да, их характеристики температуры замерзания и кипения могут быть идентичны, но нагрев жидкости наверняка вызовет реакцию, при которой образуются мельчайшие твердые частицы, разрушающие радиатор и помпу через время. Гарантировать бесперебойную работу двигателя никто не возьмется, как и прогнозировать последствия.

Читайте подробней про смешивание антифризов между собой.

Ликвидация последствий

Если вы все же смешивали жидкости, пусть и одной категории, а может и неоднократно, то стоит придерживаться элементарных мер безопасности. Да, придется повозиться с мотором, зато можно быть уверенным в его исправности. Стоит проводить периодическую промывку радиатора и всех сопутствующих систем охлаждения.

Опыт показывает, что смешивать антифриз можно, но «донор» должен быть максимально качественным. Под эту категорию подходит только класс G12++. Если вы не уверены в том, какая жидкость используется в автомобиле, а уровень упал до критической отметки, покупайте только универсальный вариант. Но в любом случае, забывать про внутреннее устройство радиатора не стоит.

autochainik.ru

Какая разница между тосолом и антифризом?

Любой ликбез всегда начинается с основ, для охлаждающей системы машины. Такими азами являются тосол или антифриз — жидкости — охладители двигателя.

Для самых первых охладителей моторов использовали воду, но она замерзала при нулевой отметке градусника и водителям постоянно приходилось зимой сливать на ночь жидкость, а утром наполнять систему заново. Согласитесь, занятие утомительное и занимающее много времени. К тому же полностью удалить воду из системы получалось редко, и частенько при разогреве мотора, блок силового агрегата давал трещину, с которой автомобиль уже двигаться не мог.

Проблема охлаждения занимала пытливые умы многих ученых мира и на смену водичке пришли растворы на основе солей — тосол и антифриз. Но эти соединения так же плохо показывали себя в мороз, правда решали проблемы с нулем. Вязкость вещества была низкая и солевые охладители так же не решали поставленных задач.

Откуда появился Тосол?

В СССР подобная проблема с охлаждением двигателя зимой была благополучно решена, с помощью синтезирования жидкостей, имеющих природный низкий порог замерзания. Лабораторные технологии показали, что этилены или по научному — этиленгликоли, имеют от природы -13, не -40 градусов конечно, но хоть что то. К тому же состав самого соединения этиленгликоля позволял присоединить к нему различные составляющие, которые потом были названы ингибиторами. Эти ингибиторы, как раз и решали проблему с замерзанием тосола.

Само же название тосол, появилось намного позже, так как выпуск этиленгликолевой охлаждающей жидкости был внесен в реестр СССР под названием ТОС, именно поэтому все охладители выпускаемые на советском пространстве стали называть тосолами.

Назначение тосола было прямое — отечественные автомобили легкового и грузового класса, двигатели которых необходимо было охладить в любое время года. Первые Тосолы премудростью не отличались, уже позже была замечена побочная реакция этого соединения, выраженная в образовании специфической пленки, которая так же защищала от ржавления систему охлаждения. Грубая защита значительно снижала теплоотвод, и эффект от тосола прекращался на отметке 105 градусов, когда соединение банально закипало. говорит это не о том, что водный раствор не содержал должного количества этилена, а о том, что этилен сам начинает испаряться свыше 100 градусов по Цельсию.

Опять же, соединение подобного характера определялось, как очень вредное и опасное для жизни человека. Ведь не редки были в то время отравления этиловым спиртом, заканчивающиеся летальным исходом. К тому же грубые присадки/ингибиторы, которые образовывали не смывающуюся пленку — защиту, особой полезность для экологии так же не отличались. Их синтетическое происхождение условно обеспечивало решение некоторых проблем и избавится от них в системе было крайне трудно. Но аналогов на тот момент в стране не было и все автомобили ездили на отечественных тосолах, которые имели различные торговые названия, но суть их была одна. В то время о совместимости и разнице между охлаждающими жидкостями не помышляли, всеобщее равенство порождало определенное единение.

Что такое антифриз?

Антифриз — это основное название охлаждающей жидкости, которые принял мировой порядок. В СССР оно появилось после оттепели, когда импортные товары стали поступать на прилавки магазинов.

Первые антифризы были полностью идентичны отечественным тосолам, поэтому ТОСОЛ — это название нарицательное и относится он по своим характеристикам к антифризам класса G- 11, который был обозначен для всех охлаждающих жидкостей в основе которых лежит этиленгликоль, вне зависимости от применяемых присадок.

Далее антифризы проходили определенное эволюционирование, а именно агрессивную основу этанола пытались смягчить и адаптировать для безопасного применения. Получалось это плохо, и пленка первых антифризов очень мешала иностранным автомобилям жить и дышать полной грудью. Их более тонкая настройка системы охлаждения постоянно забивалась защитной пленкой и плохо отводила тепло от силового агрегата. Решение было найдено примерно 10 лет спустя, когда на смену этиленовой основы присел антифриз с базой пропиленгликоля. Его повышенная вязкость никак не сказывалась на изумительной текучести вещества и рабочие характеристики новых охлаждающих жидкостей решили практически все проблемы сразу.

К новым антифризам принято причислять классы G-12, G-12+ G-13. Первые два несколько спорны, так как имеют в своей основе и пропиленгликоль и этиленгликоль, в зависимости от производителя. Класс G-13 сомнений не вызывает, это чистое соединение пропиленгликоля с присадками природного происхождения. Такие антифризы считаются самыми чистыми, и в основном используются для охлаждения двигателей спортивных авто и мотоциклов, там, где предполагаются высокие скорости и экстремальное вождение.

Отличие тосола от антифриза

Бесспорные факты:

  • базовая основа — этилен и соединение гликоля с пропиленом;
  • точка закипания — тосолы = +105, антифризы= +125 градусов;
  • вязкость вещества — тосолы менее вязкие и менее текучие, чем антифризы;
  • классовая принадлежность — тосолы имеют всегда цифру 11, антифризы — 12; 12+ и 13;
  • порог службы тосола составляет 2 — 3 года или же 50 — 70 тысяч километров, антифризы рассчитаны на пробег в 250 000 километров, что составляет примерно 5 лет;
  • защита от коррозии — тосолы образуют плотную пленку повсеместно, антифризы доставляют присадку на место проблемы, где активно устраняют ее;
  • принятые мировым сообществом красители для тосолов обозначены, как синий и зеленый, иногда особо адаптированные жидкости могут иметь желтый цвет, антифризы принято окрашивать в красный цвет (G-12 и G-12+), в оранжевый G-13.

Последний момент очень условный и напрямую зависит от производителя охлаждающей жидкости, поэтому ориентироваться необходимо на состав соединения, а не на расцветку.

avtotehnar.ru

Эксперты "За рулем"

Чем «Тосол» отличается от антифриза? Тем же, чем селедка отличается от рыбы! Это — название древней жидкости, со временем ставшее именем нарицательным.Сравнивать тосолы и антифризы – то же самое, что рассуждать о различиях между «жигулями» и автомобилями! Потому что «Тосол» – это тоже антифриз.

Откуда же пошла путаница в терминах? Давным-давно в радиаторы автомобилей заливали воду. На морозе ее разбавляли этиленгликолем, что позволяло избегать замерзания жидкости. Такая смесь не угрожала разрывом блока цилиндров и радиатора, поскольку превращалась в вязкую шугу с мелкими кристалликами льда. Для древних автомобилей с чугунными моторами и латунными радиаторами такая жидкость была, к тому же, безопасна в отношении коррозии, а потому решение казалось идеальным. Именно так появился на свет первый антифриз. Потому что в переводе антифриз означает: «против мороза»! Проблемы начались с приходом более современных авто. Циркулируя по новеньким системам охлаждения, нагретый антифриз буквально пожирал металл, выгрызая куски крыльчатки и стенок каналов головки блока… Поэтому в институте «ГосНИИОХТ» создали оригинальный состав охлаждающей жидкости, способный обуздать коррозионную активность «обычного» антифриза. В его состав стали вводить добавки на основе неорганических солей – они образовывали на металлических поверхностях слой, устойчивый к этиленгликолю. Название новинки возникло так. Первые три буквы взяли с таблички над дверью отдела: «Технология органического синтеза». Окончание «ол» пришло из химической терминологии. В итоге на свет появился «Тосол»!

Название показалось настолько удачным, что из аббревиатуры поти-хоньку превратилось в имя нарицательное. А поскольку «жигули» в семидесятые годы были у нас символом жизненного успеха, то и «Тосол» попал в разряд элитных жидкостей для избранных. Именно тогда в головах и сформировался стереотип: мол, «Тосол» – это жидкость, пригодная только для «жигулей»!

Спустя несколько десятков лет ситуация в стране резко изменилась: термин «жигули» стал чуть ли ни ругательством, а любой «жигулевский» компонент – синонимом низкопробной халтуры. В итоге «Тосол» в устах продавцов по инерции стал считаться некой жидкостью для отечественных – читай, «плохих» – автомобилей! Более того – этим именем почему-то начали называть любые антифризы для «нашенских» машин! Так же, как джипом обыватель уверенно называет любой вседорожник, а не только американский «Джип»…. Напомним еще раз: любая охлаждающая жидкость – это антифриз! Точно так же, как «Мерседес», «Калина» и ЗИЛ – это все автомобили! А «Тосол» – это тоже антифриз! Другое дело, что современные антифризы так же отличаются от смеси воды с этиленгликолем, как автомобиль третьего тысячелетия от первых самодвижущихся экипажей. Но –увы: «тосол» и «антифриз» уверенно стали именами нарицательными, а также чуть ли не синонимами терминов «плохой « и «хороший»! К сожалению, данное разделение охлаждающих жидкостей охотно поддержала вся «цепочка» посредников, начиная от оптовиков и заканчивая розничными торговцами. В то, что сегодня называют «Тосол», производители чаще всего добавляют присадки, обеспечивающие разве что минимальные антикоррозионные свойства – и это вполне объяснимо! Во-первых – дешево, во-вторых – чаще будут покупать, в-третьих – для «жигулей» и так сойдет. А вот многочисленным жидкостям с надписью типа «АНТИФРИЗ» повезло куда меньше. Некоторые, даже крупные производители не утруждают себя новыми разработками и внедрениями, а льют в такие канистры все тот же «тосол» 70-х – 80-х годов прошлого столетия. А что там внутри – какой он, этот антифриз? Силикатный, карбоксилатный, лобридный? Таких слов многие продавцы даже не знают.

Так что же покупать? Ответ один: для «серьезных» современных машин подходят исключительно антифризы продвинутых производителей! Лучшее подтверждение такой «продвинутости» – ссылка на одобрение продукта серьезным автопроизводителем, будь то «Мерседес», «Фольксваген» и т.п. Поэтому любые неизвестные бренды лучше сразу обходить стороной – хуже не будет. Конечно, подделать можно любую «фирму», а на канистре написать любую чушь, но тут может помочь… Интернет. На сайте любого серьезного автопроизводителя точно указано, кому он выдавал свое одобрение.

Удачи!

P.S. Если вам интересна тема, то можно зайти вот сюда.

experts.people.zr.ru

Основные различия между тосолом и антифризом

Обратим наш взгляд в прошлое, чтоб понять, чем отличаются эти ОЖ. Несколько десятков лет назад, когда по нашим дорогам передвигались только отечественные автомобили и все расходные материалы для них тоже были отечественными, так как импорт, в том числе и автомобильный, был большой редкостью, даже диковинкой, появился тосол.

Появился он в то время, когда был построен Волжский автомобильный завод (ВАЗ), и количество счастливых автолюбителей стало резко увеличиваться. На заре автомобилизма, когда двигатели автомобилей делались не из алюминиевых сплавов, применение обычной воды (или дистиллированной), было оправданным решением благодаря своей дешевизне.

Правда, в морозные зимние дни её приходилось сливать, а перед запуском мотора заливать опять в систему охлаждения, что было не совсем удобно. Чтобы избежать этой процедуры, в воду начали добавлять спирт – этиленгликоль. Вместе с тем, вода является довольно агрессивным с химической точки зрения веществом. Она приводит к появлению накипи на элементах охлаждающей системы и, как следствие, к снижению теплопроводности. У воды отсутствует смазывающий эффект, что плохо отражается на функционировании помпы. Наконец, вода вызывает коррозию металлических элементов двигателя и растрескивание резиновых деталей (уплотнителей, муфт и т.п.).

Поэтому советскими специалистами, работающими в ГосНИИОХТ, в отделе под названием Технология органического синтеза, был разработан состав охлаждающей жидкости, предназначенный в основном для вазовских двигателей. От первых трех букв названия лаборатории и пошла это название – тосол. Две последние буквы просто являются характерным окончанием при обозначении химических соединений.

Название оказалось довольно удачным и стало впоследствии нарицательным для всех охлаждающих жидкостей того времени, что и привело к путанице. Никто особо не задумывался, в чем разница тосола и антифриза и как отличить тосол от антифриза.

Отличия в составе

И антифриз, и тосол являются охлаждающими жидкостями (ОЖ), имеющими некоторые отличия. Их можно отличить по высокой теплопроводности, низкой температуре замерзания (зависит от концентрации ОЖ), высокой температура закипания, присутствием смазывающих свойств, отсутствием разрушающего действия на резинотехнические и металлические элементы систем охлаждения.   

Тогда, как отличить тосол от антифриза? Самый простой способ увидеть отличие тосола от антифриза – обратить внимание на содержащиеся в них присадки, которые придают необходимые свойства этим ОЖ. В тосоле содержатся только неорганические присадки, а в антифризе – органические. Это и есть то главное, чем отличается тосол от антифриза.

Это придает особые свойства этим жидкостям. Присадки тосола образуют на всей поверхности металлических элементов системы охлаждения тонкую защитную антикоррозийную пленку, имеющую не очень высокую теплопроводность. Это несколько снижает эффективность системы охлаждения, из-за чего повышается износ двигателя и растет расход топлива. Свои охлаждающие свойства тосол теряет примерно через 30 тыс. километров пробега и требует, таким образом, замены через 2-3 года эксплуатации.

Антифриз действует избирательно, и защитная пленка образуется только на проблемных местах, подверженных коррозии. Благодаря этому охлаждение двигателя происходит более эффективно. Также плюсом является большой срок годности антифриза, который рассчитан на пробег до 250 тыс. километров (примерно 5-6 лет интенсивной эксплуатации).

Надеюсь, что эта информация помогла вам разобраться, в чем разница между тосолом и антифризом.

Следует обратить внимание на то, что смешивать между собой разные виды ОЖ не желательно, хотя и возможно.

Смешивание может привести к самым неожиданным и неприятным последствиям. Чтобы их избежать, охлаждающие жидкости окрашиваются в разные цвета (каждому виду ОЖ соответствует свой цвет). Поэтому рекомендуем смешивать ОЖ только одного цвета.

Если же вы решите поменять один тип жидкости на другой, то после слива старой жидкости из системы, я настоятельно рекомендую произвести обязательную двух – трехкратную промывку всей системы охлаждения дистиллированной водой с добавлением специальной очистительной смеси.

Надеюсь, мои советы вам помогли, и вы уже знаете, в чем разница между тосолом и антифризом.

Видео “Как отличить тосол от антифриза”

В этом видео автолюбитель рассказывает много интересных фактов о антифризах и тосоле, в чем разница между ними, и какие бывают технологии производства.

mineavto.ru


Смотрите также


Интересующую Вас информацию Вы можете уточнить у наших специалистов, заполнив форму, приведенную ниже. Мы с радостью Вас проконсультируем!
Почта:
Ваше Имя:
Сообщение:
30+5