Порядок проведения то 1


Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним

Техническое обслуживание автомобиля – это комплекс профилактических мероприятий, предписываемых к исполнению производителем машины. Задача технического обслуживания – не допустить отказов и неисправностей, вероятность появления которых в определённый период достаточно высока. Проще говоря: лучше предупредить заранее, чем потом долго и дорого ремонтировать.

Техническое обслуживание (ТО) обычно включает проведение обязательных операций (например, замену масла в двигателе после пробега 15 тысяч километров) и операций, выявленных в ходе диагностических операций (как с использованием специального оборудования, так и без него – по результатам визуального контроля),

По результатам проведения контрольно-диагностических операций и принимается решение о выполнении дополнительных работ (долив жидкостей, замена пришедших в негодность элементов и т.д.).

Виды технического обслуживания автомобилей

Объём и содержание операций, входящих в техобслуживание автомобиля определяется маркой и моделью машины, а также такими факторами, как текущий пробег, сезонность и достижение определённого срока хранения, если машина в течение этого срока не эксплуатировалась.

Особую важность соблюдения регламента обслуживания придавали в советское время, когда с одной стороны автомобили были не такими совершенными и надёжными, как сейчас, а с другой поддерживалась (особенно в организациях) дисциплина эксплуатации транспортных средств.

Правило осмотра транспортного средства перед выездом в рейс и устранения выявленных недочётов является обязательным для каждого водителя и автомобиля. И такое требование, особенно для грузовых машин и автобусов полностью оправдано: перевозка людей и крупногабаритных грузов требует повышенных мер безопасности.

Классификация видов техобслуживания в России сохранилась с советских времён в «Планово-предупредительной системе технического обслуживания автомобилей» и включает следующие основные позиции:

  • ежедневное техническое обслуживание автомобиля;
  • первое техническое обслуживание автомобиля – ТО-1;
  • второе техническое обслуживание автомобиля – ТО-2;
  • сезонное техническое обслуживание автомобиля.

То есть, для легковых машин виды и нумерация ТО может выглядеть следующим образом:

  • ежедневное техническое обслуживание;
  • нулевое техническое обслуживание – ТО-0;
  • периодическое техническое обслуживание (номерное) – ТО-1…ТО-10 (ТО-12);
  • сезонное техническое обслуживание.

Регламент технического обслуживания, межсервисные интервалы и содержание операций по каждому виду ТО определяются производителем автомобиля и указываются в сервисной книжке.

Для ТО-0 (ТО-1 по общепринятой классификации) верхний предел пробега составляет, как правило, 2-2,5 тыс. км. Межсервисные интервалы между последующими ТО обычно составляют от 10 до 20 тыс. км.

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля

Ежедневное техническое обслуживание – ЕТО (для легковых автомобилей скорее осмотр перед поездкой) предусматривает контрольно-осмотровые операции основных узлов и агрегатов машины, прежде всего тех, которые влияют на безопасность на дороге. При этом проверяют:

  • осмотром – наличие течей тормозной системы, гидроусилителя, двигателя (охлаждающая жидкость, моторное масло), трансмиссии;
  • осмотром – уровни жидкостей в бачках и картерах основных узлов и агрегатов. При необходимости производят долив;
  • осмотром и опробованием – работу электрооборудования, указателей и индикаторов приборной панели;
  • осмотром – состояние шин. При необходимости производят подкачку (смотрите таблицы давления в шинах);
  • опробованием – запуск двигателя, пробная проверка при трогании тормозов, рулевого управления, сцепления, коробки переключения передач.

Первое техническое обслуживание

Первое техническое обслуживание ТО-1 включает операции, входящие в ежедневное ТО, а также дополнительно следующие работы:

  • мойка кузова, уборка салона;
  • контрольно-диагностические и осмотровые работы (дополнительно к осмотру ЕТО): проверка эффективности торможения, стояночного тормоза, привода тормозов, свободного хода рулевого колеса, зазоров механизма рулевого управления, защитных чехлов деталей ходовой системы, проверка состояния пружин, рычагов, штанг и стоек подвески, свободного хода педалей сцепления и тормоза, натяжения приводных ремней навесного оборудования двигателя;
  • регулировочные работы: свободный ход педалей, натяжение приводных ремней, стояночный тормоз, свободный ход рулевого колеса, зазор соединений рулевого привода, карбюратор (для карбюраторных двигателей);
  • крепежные (проверка и подтяжка при необходимости): крепление двигателя, коробки передач, рулевого механизма, рулевых тяг, поворотных рычагов, дисков колёс, деталей выхлопной системы, крепления тормозных механизмов;
  • заправочные: замена масла в двигателе (с заменой масляного фильтра);
  • электротехнические: проверка и при необходимости очистка от пыли и грязи аккумулятора и приборов электрооборудования, проверка состояния изоляции, замена при необходимости перегоревших ламп или предохранителей.

Второе техническое обслуживание

Второе техническое обслуживание – ТО-2 включает операции, входящие в ТО-1, а также дополнительно работы по углублённому диагностированию основных систем, узлов и агрегатов автомобиля.

Помимо большего объёма контрольно-диагностических работ при ТО-2 происходит больше заправочных операций. Кроме замены масла в двигателе в зависимости от пробега или срока хранения меняется:

При заданном пробеге в ТО-2 регламентируются обязательные замены определённых элементов. Для легковых автомобилей – это:

  • Топливные фильтры,
  • Воздушные фильтры,
  • Фильтры салона,
  • Фильтр коробки передач (если она автоматическая),
  • Свечи зажигания,
  • Ремень и ролики ремня газораспределительного механизма (если привод ГРМ ремённый) и дополнительного оборудования.

Крепежные работы при ТО-2 также выполняются в большем объёме, чем при ТО-1. К ним относят проверку затяжки крепления:

  1. Головки блока цилиндров,
  2. Радиатора,
  3. Крышки ГРМ,
  4. Поддона картера двигателя,
  5. Впускного и выпускного коллекторов,
  6. Топливного бака,
  7. Крышки редуктора заднего моста,
  8. Замков и петлей дверей.

Из регулировочных работ необходимо отметить регулирование:

  • Клапанов двигателя,
  • Натяжения усилия привода ГРМ,
  • Зазора между тормозными колодками и дисками,
  • Зазора подшипников ступиц передних колёс.

Конкретные операции ТО-2 зависят от марки, модели и межсервисного интервала, рекомендуемого конкретным автопроизводителем.

Сезонное техническое обслуживание

Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится для подготовки автомобиля к эксплуатации в наступающий зимний или летний сезон.

Дело в том, что резкое изменение температуры окружающей среды сказывается на характеристиках работы деталей, узлов и агрегатов автомобиля: в холодное время года, например, требуются смазочные материалы с меньшей вязкостью, снижается пусковая способность аккумулятора, требуется обеспечить безотказную работу системы отопления, ухудшается сцепление колес с дорожным покрытием.

Обычно автолюбители сезонное ТО, включающее как основную операцию по замене шин, стараются совместить с одним из регламентных номерных ТО (по классификации планово-предупредительной системы ТО-2).

Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?

Техобслуживание (кроме ЕТО) – процедура платная и многие автолюбители задаются вопросом: «Можно ли вообще не проходить его, сэкономив, таким образом деньги?». К тому же производители современных автомобилей уверяют, что их качество и надежность растёт, при том, что межсервисные интервалы ТО также увеличиваются.

У этого вопроса две стороны: формальная и фактическая.

  1. Формально, если речь идёт о новом автомобиле, отсутствие отметки о прохождении ТО полностью лишает владельца права на гарантийное обслуживание.
  2. Фактически же межсервисные интервалы последние 15-20 лет практически не изменились и даже автопроизводители с мировым именем не создали ещё полностью необслуживаемого автомобиля.

Значит, периодическое ТО необходимо не только новым автомобилям, но и, даже в большей степени, автомобилям с пробегом.

Если машина на гарантии, тогда необходимо ознакомиться с соответствующим пунктом сервисной книжки о гарантийных обязательствах производителя. Подавляющее большинство автопроизводителей указывает, что одно из условий поддержания гарантии – прохождения ТО в авторизованных дилерских центрах (известных высокими ценами на свои услуги). И хотя это вопрос более чем спорный, основная масса автолюбителей подчиняется этому требованию.

Экономия при прохождении ТО в гарантийный период возможна за счёт выбора дилерского центра, предлагающего более дешёвые услуги и за счёт закупки материалов для техобслуживания в стороннем магазине (иногда это вдвое дешевле, чем у дилера, но предоставление собственных материалов необходимо заранее согласовать).

Кроме того, следует обратить внимание на перечень операций ТО в предварительной калькуляции. Иногда дилер включает туда работы, не предусмотренные производителем (проверить это просто – по той же сервисной книжке).

Если автомобиль вышел из гарантийного срока, то возможности сэкономить на техническом обслуживании становятся шире. Дело в том, что ряд операций ТО вполне может быть выполнен самостоятельно (особой квалификации здесь не требуется): замена масла и масляного фильтра, воздушного и топливного фильтров, свечей зажигания, тормозных колодок, колёс в сборе.

Более сложные операции (например, замена ремня ГРМ) можно выполнять в независимых автосервисах с хорошей репутацией. Как правило, услуги таких сервисов ощутимо дешевле, чем у официальных дилеров.

Видео: рекомендации эксперта по техобслуживанию

unit-car.com

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1).

Основная цель первого технического обслуживания (ТО-1) – предотвращение случайных поломок, которые могут вывести из строя транспортное средство, увеличить расход топлива и смазочных материалов, или повысит уровень загрязнения окружающей среды. Операции технического обслуживания №1 (ТО-1) проводят через 1500, 3000 и 5000 км., но не менее двух раз в год.

При этом выполняются следующие виды работ:

1.Моечно-уборочные работы: уборка салона, мойка и сушка автомобиля.

2.Контрольно-диагностические работы:

- проверка действия рабочей тормозной системы на одновременное срабатывание и эффективность торможения;

- действия стояночной тормозной системы;

- тормозного привода;

- свободный ход рулевого колеса и зазора в соединениях рулевого привода;

-состояние шин и давления воздуха в них;

- приборов освещения и сигнализации.

3.работы осмотровые:

- осмотр и проверка кузова;

- осмотр и проверка стекол;

- осмотр и проверка номерных знаков;

- осмотр и проверка обивки сидений;

- действие дверных механизмов;

- действие стеклоочистителей;

- действие зеркал заднего вида;

- проверка герметичности соединений смазочной системы;

- проверка герметичности соединений системы охлаждения;

- проверка герметичности соединений гидравлического привода;

- проверка выключения сцепления;

- проверка резиновых защитных чехлов шарниров;

- проверка рулевой тяги;

- проверка величины свободного хода педалей сцепления и тормоза;

- проверка натяжения ремня вентилятора;

- проверка уровня тормозной жидкости в питательных бачках главного тормозного цилиндра т привода включения сцепления;

- проверка пружин и рычага в передней подвеске;

- проверка штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости.

Кроме этих работ, во время технического обслуживания №1 (ТО-1) выполняют следующие виды работ:

- очищают от грязи и проверяют приборы системы питания и герметичность их соединений;

Проверяют действие привода, полноту закрывания и открывания дроссельной и воздушных заслонок;

- регулируют работу карбюратора на режимах малой частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Техническое обслуживание №2 (ТО-2).

Второе техническое обслуживание (ТО-2), по сути, преследует те же цели, что и ежедневное обслуживание (ЕО) или техническое обслуживание №1 (ТО-1). Операции технического обслуживания №2 (ТО-2) рекомендуют проводить не реже одного раза в год. Основное отличие заключается в сложности и объемах работ. Крепежные, смазочные, диагностические и регулировочные работы, в данном случае, проводятся со снятием некоторых деталей. Перед выполнением ТО-2 или в процессе его необходимо проводить углубленное диагностирование всех основных агрегатов, узлов и систем автомобиля для установления их технического состояния, определяя характер неисправностей, их причин, возможность эксплуатации данного агрегата, узла или системы. Проверка и обслуживание составных частей производится с помощью специального оборудования.

Диагностика Д-1 и Д-2.

Одним из элементов технологического процесса ТО и ремонта является диагностика, которая служит для определения технического состояния автомобилей, их агрегатов и узлов без разборки. Специфическим свойством, отличающим диагностику от обычного определения технического состояния, является не повышение точности его оценки, а выявление скрытых неисправностей без разборки автомобиля. В настоящее время существуют два варианта выполнения диагностических работ: совместно с ТО и ремонтом или на специализированных постах и линиях диагностики.

Диагностику Д-1 применяют для проверки узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения. Такой вид диагностирования выполняется перед ТО-1. Обоснованным является проведение контрольно-диагностических работ перед ТО-2 в зоне или на посту диагностики с целью регулирования технологического процесса и выделения из массы автомобилей, поступающих на ТО-2, тех, которые имеют значительный объем технических работ большой трудоемкости. Этот вид диагностики называется углубленной диагностикой Д-2, выполняемой на посту с использованием стенда для проверки тяговых качеств автомобилей. При осмотре выявляются проблемные узлы, агрегаты автомобиля.

3.3.2. Детальный перечень регламентных работ при техническом обслуживании автомобиля ВАЗ-2107.

Детальный перечень регламентированных работ при техническом обслуживании автомобиля ВАЗ-2107:

- подтяжка болтов крепления корпуса подшипников распределительного вала;

- подтяжка болтов и гаек крепления узлов и агрегатов двигателя;

- регулировка цепи привода газораспределительного механизма;

- очистка фильтра карбюратора и топливного насоса;

- промывка и продувка деталей карбюратора, регулировка уровня топлива в поплавковой камере;

- очистка и промывка шланга вентиляции картера и пламегасителя;

- замена фильтрующего элемента воздушного фильтра;

- замена топливного фильтра;

- регулировка зазоров между рычагами и кулачками распределительного вала;

- регулировка холостого хода с контролем токсичности отработавших газов;

- промывка системы смазки двигателя;

- замена масляного фильтра и масла в картере двигателя;

- замена охлаждающей жидкости;

- замена свечей зажигания;

- замена датчика концентрации кислорода;

- замена масла в коробке передач и заднем мосту;

- смазка шлицевого соединения карданного вала со стороны эластичной муфты;

- замена рабочей жидкости в гидроприводе сцепления;

- подтяжка креплений узлов и агрегатов;

- замена смазки и регулировка зазоров в подшипниках ступиц передних колес;

- регулировка углов установки передних колес;

- проверка состояния шин;

- состояние тормозных шлангов, трубок и соединений;

- проверка колодок тормозных механизмов передних колес;

- проверка колодок тормозных механизмов задних колес;

- замена тормозной жидкости в гидроприводе тормозов;

- проверка работоспособности регулятора давления тормозов;

- очистка и смазка выводов и клемм проводов аккумуляторной батареи;

- смазка распределителя зажигания;

- регулировка направления пучков света фар;

- зачистка коллектора стартера. Проверка износа и прилегающих щеток;

- зачистка контактных колец генератора, проверка износа и прилегания щеток;

- смазка трущихся деталей кузова;

- прочистка дренажных отверстий кузова;

- смазка троса привода замка капота.

3.3.2.1. Подтяжка болтов крепления корпуса подшипников распределительного вала двигателя модели 2106.

Порядок затяжки гаек крепления корпуса подшипников распределительного вала двигателя мод. 2106 (рисунок 2)

Рис.2 Подтяжка болтов крепления корпуса подшипников распределительного вала двигателя мод.2106.

Момент предварительной затяжки болтов 1–10 должен быть 34–42 Н·м (3,4–4,2 кгс·м), а окончательной – 98–121 Н·м (9,8–12,1 кгс·м), болта 11–32 — 40 Н·м (3,2–4,0 кгс·м). Момент окончательной затяжки гаек крепления корпуса подшипников распределительного вала равен 19–23 Н·м (1,9-2,3 кгс·м).

stydopedia.ru

Виды технического обслуживания, переодичность ТО, ( ЕО, ТО-4000, ТО-1, ТО-2, СТО)

Техническое обслуживание ТО-2.

    1)  Вымыть автомобиль, обратив особое внимание на агрегаты и системы, обслуживание которых проводится.

    2)   Двигатель.

  а)  Проверить:

  • состояние и действие жалюзи радиатора;

  • состояние и действие троса ручного управления подачей топлива;

  • состояние и действие троса останова двигателя;

  • состояние пластины тяги регулятора (в окне пластины не должно быть глубоких канавок).

  б)  Устранить неисправности.

  в)  Закрепить:

  • поддон картера двигателя;

  • передние и задние опоры двигателя.

  г)  Отрегулировать:

  • натяжение ремней генератора и водяного насоса;

  • тепловые зазоры между стержнями клапанов и коромыслами клапанного механизма (предварительно проверив момент затяжки болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел).

    3)  Сцепление.

  а)  Проверить:

  • герметичность привода выключения сцепления;

  • действие оттяжных пружин педали сцепления и рычага вала вилки выключения сцепления.

  б)  Устранить неисправности.

  в)  Отрегулировать свободный ход толкателя поршня главного цилиндра привода и свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления.

  г)  Закрепить пневмогидравлический усилитель.

    4)  Коробка передач.

  а)  Проверить:

  • состояние и действие троса крана управления делителем;

  • герметичность коробки передач.

  б)  Устранить неисправности.

  в)  Отрегулировать зазор между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана управления делителем.

  г)   Закрепить десятиступенчатую коробку передач к поддерживающей поперечине и поперечину к раме.

    5)  Карданная передача.

  а)  Проверить состояние и зазор в шарнирах карданных валов, устранить неисправности.

  б) Закрепить фланцы карданных валов.

    6)  Ведущие мосты.

  а) Проверить герметичность среднего и заднего мостов.

  б) Устранить неисправности.

7)  Ходовая часть, подвеска, рама.

  а)  Проверить:

  • осевой свободный ход буксирного прибора;

  • состояние амортизаторов (внешним осмотром);

  • состояние реактивных штанг (внешним осмотром).

  б)  Устранить неисправности.

  в)   Закрепить:

  • стремянки передних и задних рессор;

  • болты отъемных ушков передних рессор;

  • болты клеммовых зажимов пальцев передних рессор;

  • стяжные болты задних кронштейнов передних рессор.

  г)  При необходимости переставить колеса.

8)  Передняя ось и рулевое управление.

  а)  Проверить:

  • шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки руля, рычагов поворотных кулаков (внешним осмотром);

  • зазор в шарнирах рулевых тяг;

  • зазор в шарнирах карданного вала руля;

  • состояние шкворневых соединений (при вывешенных колесах).

  б)  Устранить неисправности.

  в)   Отрегулировать:

  • величину схождения передних колес;

  • свободный ход рулевого колеса;

  • подшипники ступиц передних колес (при вывешенных колесах).

9) Тормозная система.

  а)  Проверить:

  • работоспособность тормозной системы манометрами по контрольным выводам;

  • шплинтовку пальцев штоков тормозных камер.

  б)  Устранить неисправности.

  в)  Закрепить тормозные камеры и их кронштейны.

  г)  Отрегулировать положение педали тормоза относительно пола кабины, обеспечив полный ход рычага тормозного крана.

10)  Электрооборудование.

  а)  Внешним осмотром проверить:

  •  состояние электропроводки (надежность крепления проводор скобами, отсутствие провисания, потертостей, налипания комьев грязи или льда);

  •  состояние и надежность крепления соединительных колодок выключателя массы, привода спидометра, общих колодок задних фонарей и подфарников, датчиков давления четвертого контура и включения блокировки мостов.

  б)  Устранить неисправности.

  в)  Закрепить электропровода к выводам стартера.

  г)  Отрегулировать направление светового потока фар.

  д) Довести до нормы плотность электролита в аккумуляторных батареях.

11)  Кабина, платформа.

  а)  Проверить:

  • состояние и действие упорно-ограничительного устройства кабины;

  • работу стеклоочистителей;

  • состояние и действие замков дверей;

  • состояние сидений;

  • действие системы отопления и устройства для обдува и обогрева ветрового стекла (в холодное время года);

  • целостность сварного соединения кронштейна в стыке составных крыльев;

  • состояние платформы.

  б)  Устранить неисправности.

  в)  Закрепить:

  • рессоры и амортизаторы задней опоры кабины;

  • оси опор рычагов торсионов.

  г)  При необходимости отрегулировать положение рычагов торсионных валов.

12) Смазочные, очистительные и заправочные работы.

  а)  Заменить масло в системе смазки двигателя.

  б) Сменить фильтрующие элементы масляного фильтра.

  в) Заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива.

  г)  Промыть фильтр центробежной очистки масла.

  д) Промыть фильтр грубой очистки топлива.

  е) Снять и промыть фильтр насоса гидроусилителя рулевого управления.

  ж)  Проверить показания индикатора засоренности воздушного фильтра, при необходимости очистить бумажный фильтрующий элемент воздушного фильтра.

  з) Смазать:

  • подшипник муфты выключения сцепления;

  • подшипники вала вилки выключения сцепления;

  • опоры продольного вала рычага управления коробки передач;

  • шарниры карданных валов среднего и заднего мостов;

  • клеммы и перемычки аккумуляторных батарей;

  • стебель крюка буксирного прибора.

  и)  Довести до нормы уровень масла:

  • в картере коробки передач;

  • в картере среднего и заднего мостов.

  к)  Довести до нормы уровень жидкости в главном цилиндре привода сцепления.

  л)  Очистить от грязи сапуны коробки передач и мостов.

  м)  Слить конденсат из пневматического усилителя сцеплеция.

13)  Дополнительные работы по самосвалу и тягачу.

  а)  Проверить:

  • состояние и работу крана управления и клапана ограничения подъема платформы;

  • стрелу прогиба страховочного троса;

  • состояние и крепление пружин захватов, запорного кулака и пружины защелки седельного устройства.

  б)  Устранить неисправности.

  в)  Закрепить:

  • передние кронштейны надрамника;

  • стяжные болты надрамника;

  • ловитель-амортизатор;

  • амортизаторы платформы;

  • коробку отбора мощности;

  • масляный насос.

  г)  Слить отстой из гидроцилиндра механизма опрокидывания платформы.

  д)  Смазать опорную плиту седельного устройства тонким слоем солидола.

www.vpole.ru

Сроки и порядок проведения технического обслуживания пожарной техники и ПТВ

Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в технической готовности.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать:

-постоянную техническую готовность к использованию;

-надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленного срока службы;

-безопасность движения;

-устранение причин, вызывающих преждевременное возникновение отказов и неисправностей;

-установленный минимальный расход горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов;

-уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.

При проведении технического обслуживания пожарных автомобилей уборочно-моечные, смазочные, контрольно-диагностические и крепежные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и ремонтные работы проводятся по потребности на основании результатов контрольно-диагностических работ.

Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

-ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов;

-техническое обслуживание на пожаре (учении);

-техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения);

-техническое обслуживание после первой тысячи километров

пробега (по спидометру);

-первое техническое обслуживание (ТО-1);

-второе техническое обслуживание (ТО-2);

-сезонное техническое обслуживание (СО).

Примерный перечень основных операций по видам технического обслуживания приведен в приложении 10.

Для новых типов шасси и импортных пожарных автомобилей могут устанавливаться дополнительные виды технического обслуживания согласно инструкциям заводов-поставщиков и фирм.

 Ежедневное обслуживание проводится в подразделении при смене караулов заступающим на дежурство водителем и личным составом боевого расчета под руководством командира отделения.

Перед сменой караулов все пожарные автомобили, находящиеся в боевом расчете и резерве, должны быть чистыми, полностью заправленными эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными согласно табельной положенности.

Водитель сменяющегося караула обязан внести все записи о работе пожарного автомобиля во время его боевого дежурства в эксплуатационную карту и подготовить автомобиль к сдаче. Личный состав под руководством командира отделения осуществляет подготовку ПТВ к сдаче согласно обязанностям номеров боевого расчета.

Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии водителя сменяющегося караула должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплуатационной карте.

При этом время работы двигателя не должно превышать:

-для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем 3 минут;

-для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей, оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой 5 минут;

-для специальных пожарных автомобилей 7 минут;

-для пожарных автолестниц и коленчатых подъемников 10 минут.

При обнаружении неисправностей пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования принимаются меры по их устранению силами личного состава караула. В случае невозможности немедленного устранения неисправностей пожарное оборудование и снаряжение заменяются, а пожарная техника выводится из боевого расчета и заменяется резервной, о чем уведомляется ЦППС.

Решение о замене пожарного оборудования и снаряжения принимается начальником караула, а о замене пожарной техники – руководителем подразделения (оперативным дежурным).

При отсутствии или неисправности резервной техники соответствующие должностные лица ставят в известность ЦППС для принятия мер по обеспечению пожарной безопасности района выезда данного подразделения за счет других подразделений гарнизона.

Резервный пожарный автомобиль перед постановкой на боевое дежурство должен пройти ежедневное техническое обслуживание, которое выполняется водителями заступающего и сменяющегося =караулов.

Неисправности, не требующие больших трудовых затрат, устраняются водителями заступающего и сменяющегося караулов на посту ТО подразделения, а при значительных дефектах пожарный автомобиль (узел, агрегат) по согласованию с начальником отдела (отделения) пожарной техники УГПС, ОГПС направляется в подразделение ТС, а автомобили, состоящие на балансе объектов, направляются для устранения неисправностей в автохозяйства охраняемых объектов.

О выполненных работах по устранению неисправностей старший водитель (водитель) делает запись в журнале учета ТО.

Водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство.

Ответственность за содержание ПТВ пожарных автомобилей в исправности и чистоте возлагается на командиров отделений, за которыми закреплены автомобили.

Уход за пожарными автомобилями, ПТВ осуществляется ежедневно личным составом боевого расчета караула в установленное распорядком дня время. Исправность пожарно-технического вооружения, предназначенного для работы на высотах и спасания людей (пожарные лестницы, спасательные веревки, пояса и карабины), проверяется командиром отделения.

Вывозимое на пожарном автомобиле ПТВ и пожарные рукава должны быть надежно закреплены.

Личный состав заступающего караула и водитель докладывают командиру отделения об исправности автомобиля и ПТВ.

Командир отделения обязан доложить начальнику караула о технической готовности пожарного автомобиля.

Техническое обслуживание на пожаре (учении) выполняется водителем пожарного автомобиля в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) проводится водителем и личным составом под руководством командира отделения в подразделении.

Техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега проводится закрепленными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя на посту ТО подразделения в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

Первое техническое обслуживание проводится на посту ТО подразделения закрепленными за автомобилем водителями в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя* в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

* При составлении графика ТО-1 пожарных автомобилей служебное и свободное от дежурства время должно распределяться равномерно между водителями. Водителям, привлеченным на ТО в свободное от дежурства время, дополнительная оплата не производится, а предоставляются дополнительные дни отдыха по графику.

Перед ТО-1 руководитель подразделения совместно со старшим водителем, командиром отделения и водителем проводит контрольный осмотр технического состояния пожарного автомобиля и ПТВ.

По результатам контрольного осмотра старший водитель, с учетом замечаний водителей, составляет план проведения ТО с распределением всего объема работ между привлекаемыми на ТО водителями и личным составом боевого расчета.

Старший водитель подразделения обязан подготовить необходимые для проведения технического обслуживания эксплуатационные материалы, инструмент, приспособления и запасные части.

В дни проведения технического обслуживания пожарных автомобилей не планируются практические занятия с выездом в охраняемый район. Расписание занятий в этот период составляется таким образом, чтобы занятия можно было провести в любое удобное время в течение текущих дежурных суток.

После проведения ТО-1 каждый водитель расписывается в журнале учета ТО за фактически выполненные работы.

Старший водитель и командир отделения проверяют качество выполненных работ, о чем делают запись в журнале учета ТО.

Второе техническое обслуживание, проводится в ПТЦ, отряде (части), отдельном посту технической службы рабочими этих подразделений с участием водителя пожарного автомобиля согласно годовому плану-графику ТО-2 (приложение 11).

Как исключение, допускается проведение ТО-2 на посту ТО в подразделении при наличии необходимых условий для его выполнения.

При этом техническое обслуживание проводится закрепленными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя.

Сроки и порядок проведения технического обслуживания ПТВ.

В объектовых подразделениях ТО может проводиться на базе автохозяйства охраняемого объекта в соответствии с разработанными и согласованными графиками.

Первое и второе технические обслуживания выполняются после пробегов, устанавливаемых в зависимости от видов пожарных автомобилей, особенностей их конструкций и условий эксплуатации согласно нормативам периодичности технического обслуживания (приложение 12).

Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке пожарных автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года.

Сезонное обслуживание, как правило, совмещается с очередным техническим обслуживанием. Как самостоятельный вид технического обслуживания СО проводится в районах очень холодного климата.

Боевое обмундирование предназначено для защиты пожарных от воды, лучистой энергии, химических веществ и травм (от битого стекла, обломков и т.п.). К боевому обмундированию относятся боевая одежда, теплоотражательный костюм, каска, рукавицы и сапоги. Кроме того, в зимнее время обмундирование дополняется ватной курткой с брюками, теплыми рукавицами и вязаным шлемом (подкасник).

Боевое обмундирование должно быть подогнано для каждого бойца и командира пожарной части так, чтобы они имели опрятный и подтянутый внешний вид.

Пригодность боевого обмундирования проверяют внешним осмотром при заступлении на дежурство. Оно должно быть сухим, чистым и исправным. В случае обнаружения неисправностей (надрезы, прожог и т. п.) боевое обмундирование снимают с боевого расчета до приведения его в исправное состояние.

Снаряжение состоит из спасательного пояса, карабина и кобуры с поясным топором.

Техническое состояние спасательного пояса и карабина определяют перед заступлением на боевое дежурство ежедневно внешним осмотром. При обнаружении каких-либо неисправностей снаряжение снимают с боевого расчета до приведения его в исправное состояние. После устранения выявленных неисправностей, а также один раз в год и перед постановкой снаряжения в боевой расчет его подвергают испытанию на прочность. При испытании под нагрузкой спасательный пояс надевают на оправку диаметром не менее 300 мм, застегивают пряжку и карабин с закрытым затвором равномерно загружают усилием 350 кг в течение 5 мин. После снятия нагрузки на спасательном поясе и карабине не должно быть никаких повреждений. Затвор карабина должен свободно без заеданий открываться и закрываться. Карабин, не выдержавший испытания, бракуют.

Спасательную веревку кроме проведения спасательных работ используют для подъема на высоту пожарного инструмента и рукавов.

Один раз в десять дней, а также перед каждым занятием и после применения веревку проверяют внешним осмотром. Она должна быть сухой, чистой, без следов плесени и иметь не более 15X200 мм обрывов нитей.

Перед каждым использованием на пожаре и на занятии веревку проверяют на прочность путем нагрузки массой трех бойцов в течение 1…2 с. При этом после снятия нагрузки веревка не должна иметь остаточного удлинения.

Один раз в 6 мес. веревку испытывают  статической нагрузкой с усилием 350 кг в течение 5 мин. После снятия нагрузки веревка не должна иметь внешних повреждений и остаточного удлинения более 5 % ее первоначальной длины. Результаты испытаний и внешнего осмотра веревки заносят в журнал испытаний пожарно-технического вооружения.

Осветительные приборы (фонари) предназначены для освещения пути при передвижении пожарных в затемненных помещениях во время проведения разведки, а также места работы при тушении пожара. Пожарные фонари подразделяются на индивидуальные и групповые.

При смене караула фонари проверяют внешним осмотром. Они должны быть чистыми. Не допускаются окисление клемм аккумулятора и наличие электролита на поверхности корпуса.

Немеханизированный ручной инструмент предусматривает следующие его разновидности: багры, ломы, крюки, топоры.

К немеханизированному ручному инструменту, используемому в пожарной охране, относятся пилы (поперечные и продольные), которые хранят и переносят в чехлах, топоры плотницкие, лопаты (совковая, .штыковая) и набор электрозащитных средств для перерезания электрических проводов.

Техническое состояние ручного немеханизированного инструмента проверяют при смене дежурства. При внешнем осмотре обращают внимание на то, чтобы поверхность инструмента была гладкой, без трещин, пленок, заусенцев, глубоких раковин, окалин и ржавчины. Для предотвращения образования ржавчины ежедневно и после каждого использования инструмента его поверхность протирают сухой тряпкой до блеска,

Никелировать, смазывать или красить наружные поверхности немеханизированного инструмента не разрешается, так как в этом случае они скользят в руках, а на окрашенных поверхностях трудно заметить повреждения.

По мере необходимости осуществляют заточку заостренных частей ручного инструмента, после чего их подвергают термической обработке на длину не менее 60 мм, лезвия топора — 15 мм и прямые концы ломов на глубину 150 мм.

Ломы, багры, крюки изготовляют из стали Ст. 45, полотно топора — из стали Ст. У7.

Ручные пожарные лестницы.

Основным условием безопасной работы на высоте с использованием лестниц является содержание их в технически исправном состоянии. Лестницы, не находящиеся в боевом расчете, хранят на складе в сухих проветренных помещениях. Не допускается попадание прямых солнечных лучей на древесину тетив и ступеней и воздействие теплоты от отопительных приборов. Лестницы на пожарных автомобилях должны быть плотно, уложены и надежно закреплены. При снятии с автомобилей не допускаются их удары о землю.

После работы лестницу следует очистить от грязи и влаги, тщательно осмотреть и при необходимости смазать трущиеся поверхности графитом или мылом. В случае обмерзания лестницы не допускается отбивать лед острым инструментом.

Для выявления возможных неисправностей лестницы систематически контролируют внешним осмотром при смене караула. Кроме того, лестницы испытывают перед постановкой в боевой расчет после ремонта, а также один раз в год. Прочность элементов конструкции лестниц испытывают статической нагрузкой в течение не менее 2 мин на стендах различных конструкций.

Пожарные рукава являются гибкими трубопроводами, которые соединяются в рукавные линии для подачи огнетушащих средств к месту тушения пожаров. В зависимости от назначения рукава подразделяются на всасывающие и напорные.

Техническое обслуживание эксплуатируемых напорных пожарных рукавов включает следующие технологические операции: отмочку (оттаивание), мойку, испытание, сушку, талькирование, сматывание в скатки, а для льняных рукавов также периодическую противогнилостную пропитку.

Испытание рукавов. Различают два вида испытаний всасывающих и напорных рукавов — контрольные и эксплуатационные. Контрольные испытания проводят при получении новых партий, эксплуатационные испытания — после каждого использования рукавов, при их ремонте или после навязки соединительных головок, а также (1 раз в год) в процессе длительного хранения.

 Пожарные стволы присоединяются на конце напорных рукавных линий. Они предназначены для формирования и направления компактных или распыленных струй огнетушащих средств, а также перекрытия потока при прекращении подачи его в очаг пожара

fireman.club


Смотрите также


Интересующую Вас информацию Вы можете уточнить у наших специалистов, заполнив форму, приведенную ниже. Мы с радостью Вас проконсультируем!
Почта:
Ваше Имя:
Сообщение:
30+5