Периодичность замены масла


Оптимальный период замены моторного масла

Как часто необходимо менять моторное масло в двигателе — одна из актуальных тем, касающихся обслуживания автотранспортного средства. Отнестись к периоду замены следует со всей серьезностью, поскольку именно от этого зависит бесперебойная работа ДВС, а значит, и безопасность эксплуатации.

Любые движущиеся механизмы нуждаются в полноценном техническом обслуживании и качественной смазке. Двигатель внутреннего сгорания — сложный агрегат, управляющий автомобилем, требует особого внимания. От состояния двигателя зависит не только качество вождения, долговечность деталей, но и безопасность всех участников движения.

Моторные масла для двигателя автомобиля необходимо выбирать, ориентируясь допусками, указанными производителем силового агрегата. При этом нужно учитывать особенности климатической зоны, состояние дорог и самого мотора, его износ и прочие моменты. Автомасла защищают поверхности механизмов от износа, истирания и отложения продуктов сгорания. Когда вопрос выбора масла решен, возникает вопрос замены смазочного материала.

Во время работы ДВС на деталях образуются грязевые отложения, скопление нагара. Ухудшается подвижность поршневых колец и происходит закоксовывание двигателя. Любая смазочная жидкость имеет свой исчерпаемый ресурс, по истечении которого необходима полная замена. Своевременно не произведенная данная процедура грозит тем, что грязевые отложения забивают зазоры между деталями и препятствуют нормальному функционированию мотора. Периодичность замены масла, рекомендуемая производителем ДВС, указана в инструкции по эксплуатации.

Что и как влияет на сроки замены масла

Как правило, полная замена смазочного материала рекомендована производителем силового агрегата после 10 — 15 тысяч километров пробега. В данном случае указан средний показатель без учета режима вождения. Эта цифра берется из расчета, что автомобиль движется со средней скоростью и при минимальном времени работы на холостом ходу после прогрева.

Смазочная жидкость может приходить в негодность раньше указанного срока в следующих случаях:

  • при движении с высокими нагрузками (разный скоростной режим при плохом состоянии дороги; простои в пробках, когда затруднено охлаждение мотора);
  • мощность силового агрегата (чем выше, тем легче мотор справляется с нагрузками и эффективнее охлаждается; трансмиссия работает плавно);
  • вид и качество используемого топлива;
  • в ДВС малолитражек (вследствие короткой трансмиссии);
  • климатические особенности (резкие перепады температур, мороз);
  • особенности ландшафта (частые подъемы и спуски);
  • показатели окружающей среды (сильная загрязненность или повышенная влажность воздуха);
  • использование автотранспорта для перевозки грузов;
  • значительный износ силового агрегата.

Так, например, при движении на скорости около 100 км/ч по трассе, двигатель не испытывает перегрузок, так как система полноценно охлаждается. В таком случае сроки замены масла могут быть увеличены.

Разница в сроках работы масел при движении по трассе и в городских условиях (пробки, остановки у светофоров) очень велика. Чем выше нагрузка на силовой агрегат, тем скорее масло выработает свой ресурс.

При вождении на скорости свыше 130 км/ч мотор испытывает повышенные нагрузки в любых условиях. Поток картерных газов резко увеличивается, что губительно сказывается для двигателя. Растет температура поршней. Смазка работает на пределе возможностей, следовательно, быстрее теряет свои эффективные свойства.

Оптимальными условиями эксплуатации является вождение на средней скорости при минимальном времени простоя с работающим мотором на холостых оборотах.

Если перевести сроки замены масла в моточасы, рекомендованный интервал в 15 тысяч км пробега выразится в диапазоне от 200 до 700, и напрямую зависит от условий эксплуатации. Для примера: 400 моточасов на скорости 25 км/ч в городских условиях составит рекомендуемые 10 тысяч км пробега; а те же моточасы на скорости в 80 км/ч способны почти в три раза увеличить период замены. Однако, езда на постоянно одинаковой скорости — задача довольно трудная.

Помимо измеряемых интервалов пробега, даже при минимальном использовании автомобиля и малой наработки, рекомендуется производить полную замену моторного масла не реже, чем раз в 12 месяцев.

Признаки необходимости замены масла в ДВС

Определить сроки необходимой замены автомобилисту не составит труда. Для этого необходимо воспользоваться масляным щупом, который покажет уровень смазки и ее состояние. Алгоритм процедуры простой:

  1. необходимо извлечь из двигателя щуп;
  2. произвести его очистку с помощью сухой салфетки;
  3. вставить щуп в отверстие;
  4. вытащить и произвести визуальный осмотр.

На масляном щупе имеются две отметки: максимум и минимум. Для нормального функционирования мотора уровень должен находиться между этими отметками. Если обозначен минимум, то долив или замену необходимо произвести.

В современных моделях автомобилей на панель выведен индикатор, который показывает уровень масла в реальном времени, облегчая диагностику.

Далее необходимо исследовать щуп по нескольким параметрам:

  • Вязкость моторной жидкости. В идеале она не должна отличаться от первоначального состояния. Если масло стало менее вязким, это означает, что оно выработало свой положенный ресурс;
  • Если на масляном щупе имеются грязевые отложения, нагар, это означает, что моторная жидкость утратила свои качества, и требует замены;
  • Изменение цвета и наличие стружки говорят о том, что автомасло пора менять. При утере своих свойств масло меняет цвет (из жидкости с янтарно-желтым оттенком становится черным). Стружка свидетельствует о том, что смазка не защищает детали от трения. Водяные капли также говорят о неспособности смазочного материала обеспечить полноценную защиту ДВС. Отложения на масляном щупе говорят о разрушении присадочных компонентов, загрязнении смазки картерными газами. Это приводит к снижению мощности мотора и токсичности выхлопа.

Такая простая диагностика своими руками подскажет, когда наступило время менять масло в двигателе. Процедуру проверки рекомендуется повторять после каждой 1000 км пробега. Недопустимо использование моторных жидкостей после истечения периода, который указан производителем.

Почему важна своевременная замена

Производители ГСМ указывают на этикетке готового продукта ресурс моторного масла. Иногда он может быть обозначен во временных промежутках (месяцы использования). Каждый автовладелец может самостоятельно определить, когда потребуется замена. Потеря рабочих качеств моторной жидкости зависит от условий эксплуатации и состояния мотора. Существуют также специальные методы и калькуляторы для определения моточасов, позволяющие определить срок службы моторного масла.

Своевременная замена позволит увеличить время нормальной работы силового агрегата и избежать дорогостоящих ремонтов. Если же замену не производить в положенные сроки, возникает масса неприятностей:

  • по истечении ресурса присадки разрушаются и образуют отложения, которые затрудняют работу ДВС;
  • снижается мощность силового агрегата и увеличивается выброс токсичных веществ;
  • двигатель подвергается значительному износу из-за неспособности смазочной жидкости обеспечить его защиту;
  • из-за образования отложений засоряется масляный канал, что приводит к провороту шатунных вкладышей;
  • в моторах с турбокомпрессором возникает риск заклинивания по причине засорения каналов. Происходит повреждение ротора из-за негативного воздействия отработанного масла на подшипники и вал компрессора.

Все эти негативные факторы могут привести к поломке и выходу из строя важных механизмов ДВС. Нередко по тем же причинам возникают и аварийные ситуации. Своевременная замена масла – это важное неотъемлемое условие для долгой и беспроблемной эксплуатации автомобиля.

oavtomasle.ru

Периодичность замены масла в двигателе

Пожалуй, каждый автолюбитель осведомлен о важной функции моторного масла и о необходимости его регулярной замены. От своевременности выполнения данной процедуры во многом зависит эффективность работы двигателя автомобиля, его долговечность и продолжительность межсервисных интервалов. Периодичность замены моторного масла зависит от целого ряда факторов, в связи с чем неискушенному автовладельцу зачастую бывает очень трудно определиться с конкретными сроками. Кроме того, нельзя не учитывать и фактор трудоемкости операции, а также весьма немалую стоимость самого смазочного материала. Чтобы избежать лишних трат денег на замену масла, сохранив при этом должный уровень защиты двигателя, следует выбрать оптимальный межсервисный период.

Универсальный ответ на вопрос, как часто нужно менять масло в двигателе автомобиля, не даст ни один специалист. Существуют сроки, которые рекомендуют производители для выпускаемых ими автомобилей. Они указываются в сервисной книжке машины. Но конкретные условия эксплуатации обычно вносят свои коррективы в определение временного интервала.

Таким образом, решая, когда необходимо менять моторное масло своей машины, в первую очередь стоит ознакомиться с рекомендациями завода-изготовителя, оценив при этом условия и интенсивность эксплуатации своего транспортного средства. Как правило, период смены масла в двигателе, заявленный автопроизводителем, может только сокращаться, ведь, устанавливая межсервисный интервал на заводе, производитель принимает во внимание среднестатистические условия режима работы автомобиля.

Информация из сервисной книжки

В сервисной книжке, прилагаемой к любой новой машине, будет указана периодичность замены фильтров, масел и иных технических жидкостей автомобиля. Эта информация носит рекомендательный характер, поскольку является значением не для конкретной машины, а средним показателем для автомобилей определенного класса. При этом производители обычно указывают такой интервал как во временном выражении (не реже раза в год или раза в два года), так и в километраже (каждые 20 тыс. км). Вообще, указание межсервисного интервала является скорее маркетинговым ходом автопроизводителей, ведь крупным концернам уже давно невыгодно производить машины, которые могли бы годами ездить без поломок и технического обслуживания. В таком случае содержать сервисные центры, увеличивать темпы производства и стимулировать продажи новых машин было бы практически невозможно.

Межсервисный интервал, по истечению которого следует заменить масло в двигателе, все чаще используется в качестве одного из критериев экономической привлекательности того или иного автомобиля. Ведь, чем реже нужно будет осуществлять данную операцию, тем дешевле обойдется обслуживание автомобиля в целом. Но, рассчитывая значение периода замены масла в двигателе машины, концерны ориентируются исключительно на гарантийный период обслуживания автомобиля. Последующее бесперебойное функционирование силового агрегата не является непосредственной задачей разработчиков транспортного средства. В этой связи, определять сроки замены смазочных материалов для своего автомобиля придется конкретному автовладельцу самостоятельно.

Использование предложенного автопроизводителем интервала в качестве единственного и безоговорочного руководства к действию не будет правильным, поскольку даже в одном и том же регионе автомобили одного и того же класса эксплуатируются в разных режимах и с разными нагрузками. Пожалуй, первоочередным критерием для определения необходимости замены моторного масла является интенсивность пробега автомобиля. Естественно, чем чаще приходится пользоваться автомобилем и чем больше будет километраж на его одометре, тем больше стоит уделять внимания состоянию масла в его двигателе. При высокой интенсивности пользования автомобилем специалисты рекомендуют сократить интервал замены моторного масла, взяв за основу не временной межсервисный показатель, а количество пройденных километров.

Критерии определения периодичности замены масла

Использование ряда современных марок автомобильных масел может способствовать увеличению межсервисного интервала. Тем самым производители автохимии предлагают сэкономить бюджет автовладельца на обслуживании машины. Но, несмотря на кажущуюся очевидность всех преимуществ таких смазочных средств, эффективность применения подобной продукции не столь однозначна. Применять автохимию с повышенным периодом ее замены можно лишь при соблюдении определенных требований. В первую очередь, речь идет об обязательной сертификации того или иного автомасла со стороны автопроизводителя, во-вторых, эксплуатация машины не должна противоречить условиям применения смазок для автомобильных моторов. Но, к сожалению, в технической документации на автомобиль подобная информация зачастую не содержится. В этом случае стоит самостоятельно проанализировать на какой круг покупателей и какой регион рассчитана конкретная модель автомобиля.

Помимо интенсивности пробега существуют и другие факторы, которые следует учитывать при расчете периодичности замены моторного масла. Безусловно, к таким факторам стоит отнести климатическую зону и режим эксплуатации машины. Существуют так называемые тяжелые условия, к которым причисляют:

  • частые поездки на короткие расстояния или прерывность эксплуатации автомобиля. В этом случае мотор не успевает прогреться должным образом, что приводит к частому накоплению конденсата, который, смешиваясь с топливом, формируют кислоту, разрушительно влияющую на двигатель;
  • передвижение в условиях автомобильных пробок – одно из самых серьезных испытаний для любого мотора. Каждый раз при запуске мотора, а также при трогании и разгоне машины, ее мотор испытывает предельную нагрузку. В такие моменты температура масла в двигателе достигает максимальных показателей, из-за чего, смазка теряет свои эксплуатационные свойства;
  • частую езду на автомобиле с максимальной загрузкой;
  • пыльный воздух. К сожалению, чистоту отечественных дорог нельзя сравнить с чистотой дорог в Европе. Подавляющее большинство европейских производителей машин рассчитывают интервал замены масла и фильтров, исходя именно из чистоты воздуха в соответствии с европейскими нормативами. Таким образом, пробег в 30 тыс. км в Германии совсем не одно и тоже, что пробег аналогичного автомобиля по российским дорогам;
  • не стоит злоупотреблять и частой работой мотора на холостом ходу. Долгая работа двигателя в холостом режиме влечет повышение рабочей температуры смазки, провоцируя ее преждевременное окисление;
  • наконец, вредит работе силового агрегата экспресс-замена моторного масла. Такая процедура ведет к отложению в системе значительного количества отработанного продукта. При регулярном использовании экспресс-замены моторного масла продолжительность периодов между сменой следует уменьшить.

Советы специалистов

Оптимальными условиями для работы двигателя будут продолжительные и регулярные поездки без превышения скорости, при средней загруженности и с использованием качественного топлива. При любых отклонениях от перечисленных факторов имеет смысл отступать от заводских предписаний. Говоря о конкретных цифрах, специалисты рекомендуют придерживаться указанных ниже рекомендаций.

Менять масло в двигателе лучше между сроками технического обслуживания машины. Так, если ТО автомобиля с бензиновым мотором нужно производить каждые 15 тыс. км, то менять масло лучше всего через 7.5 тыс. км пробега. На машинах с дизельными моторами межсервисный интервал следует сократить до 10 тыс. км. Очень важным требованием будет использование масла только рекомендованных производителем автомобиля марок. При этом, несмотря на расхожее мнение о том, что минеральное и полусинтетическое масла значительно уступают по своим характеристикам синтетическим веществам, заливать в мотор следует именно тот вид смазки, который рекомендует завод-производитель.

Пренебрегать своевременной заменой масла в двигателе нельзя. Вне зависимости от марки и сорта автомобильной смазки с течением времени происходит ее старение. По мере роста пробега моторное масло окисляется, происходит выгорание его полезных присадок, в масле скапливаются загрязнения. Последствия поездок на машине с отработанным моторным маслом выражаются в перегреве двигателя, повышенном трении деталей двигателя, значительной нагрузке на его узлы. «Отработка» засоряет масляные каналы, кроме того, внутренние детали мотора становятся менее защищенными от коррозии.

avtonam.ru

Когда менять моторное масло

Каждому автовладельцу приходится обслуживать свою «лошадку»: вовремя производить замену пришедших в негодность запчастей и всячески следить за состоянием важнейших систем автомобиля. Как правило, внимательное отношение автомобилиста к своей машине воздается сторицей, поскольку в этом случае зачастую удается избежать дорогостоящих ремонтов и продлить срок службы основных агрегатов. Рачительного автовладельца волнуют любые вопросы, касающиеся его машины, в первую очередь, это техническое обслуживание главного силового механизма – двигателя. Прилежного автолюбителя всегда беспокоит вопрос о выборе моторного масла и сроках его замены. В его голове могут роиться сомнения относительно безоговорочного доверия производителю, который регламентирует те или иные нормы замены. И это вполне понятно – кому хочется ремонтировать, вышедший из строя мотор, только потому, что не вовремя сменили масло.

В этой статье мы поговорим о периодичности замены масла в двигателе. Вы узнаете, как рассчитать примерное время замены моторного масла, и какие факторы могут влиять на срок его работы.

Расчет оптимального интервала замены моторного масла для вашего автомобиля

Расчет интервала замены масла

Чтобы правильно рассчитать оптимальный интервал замены моторного масла именно для своего автомобиля, придерживайтесь оценки следующих критериев:

  1. В руководстве по эксплуатации автомобиля находим рекомендуемый сервисный интервал от производителя;
  2. Определяем факторы, влияющие на износ моторного масла, конкретно своей ситуации;
  3. Снижаем регламентированную производителем норму замены моторного масла до определенной отметки, в зависимости от факторов «тяжелых условий эксплуатации».
  4. Меняем масло согласно подобранному коэффициенту.

Рекомендации производителя автомобиля по замене масла

Сервисный интервал замены масла

Частота замены масла и фильтров, именуемая красивым названием «Сервисный интервал», есть не что иное, как рекомендации производителя автомобиля. Рассчитывается он исходя из таких параметров, как качество топлива и моторного масла, класс авто, загрязненность атмосферного воздуха, региональные особенности местности, режим эксплуатации и т.д. Причем берется средний показатель по всем аспектам для конкретной модели авто. Что-то вроде средней температуры по всей палате…

Средний интервал, как правило, указывается в километрах и количестве времени (к примеру, в виде рекомендации менять масло каждые 20 тыс.км пробега либо не реже одного раза в год). Все остальные параметры учтены по умолчанию. Например, если взять спортивный кабриолет, то можно понять, что производитель при вынесении своего вердикта о норме замены, навряд ли предполагает, что машина будет простаивать каждый день в пробке. Если рассматривать автомобиль гольф-класса, то становится ясно, что автовладелец не гоняет по трассе со скоростью 190-210 км/ч, даже если мощность движка позволяет.

С региональными особенностями дело обстоит сложнее. Определенные модели автомобилей изначально конструируются для конкретных авторынков, для других машин производители в последнее время стали рассчитывать дифференцированный сервисный интервал, в зависимости от страны, где продаются эти автомобили.

Стоит ли доверять сервисному интервалу замены масла?

Стоит ли доверять сервисному интервалу?

Эпоха автомобилей с вечным двигателем осталась далеко позади, поэтому автомобилистам нужно привыкать к мысли, что автоконцернам давно уже не выгодно производить автомобили, которые не ломаются десятки лет, поскольку необходимо как-то спонсировать свои развитые инфраструктуры, а также стимулировать потребителей приобретать новые авто.

Поэтому, рассчитывая сервисный интервал замены моторного масла, авторазработчик совершенно не думает о долгожительстве двигателя. Ему важно, как он будет работать первый период заводской гарантии, а там хоть «трава не расти». Более того, производителю, наоборот, выгодно, если по окончании гарантии, двигатель выйдет из строя и незадачливому потребителю придется не раз посещать фирменный сервис-центр либо, вообще, задуматься о покупке нового авто. Итак, можно сделать вывод, что сервисный интервал – это маркетинговый ход для привлечения покупателей и чем он длиннее, тем привлекательнее.

Для тяжелых российских условий, регламентированная норма замены моторного масла совсем не подходит. Поэтому смотрите сами и рассчитывайте индивидуальный коэффициент замены масла, согласно нашей схеме оценки всех параметров.

Факторы, влияющие на срок службы моторного масла

факторы, влияющие на износ моторного масла

Дать универсальный совет для всех автомобилистов, к сожалению, нельзя. Во всех случаях нужен индивидуальный подход. Смотрите сами, рекомендованный срок замены моторного масла для водителя новой иномарки, не будет подходить владельцу стареньких «Жигулей». Так же, как и автомобилисту, обожающему погонять по трассе, в сравнении с человеком, выезжающим только раз в неделю на своем авто и не превышающим отметку 60 км/ч.

Поэтому, чтобы правильно вычислить оптимальное время замены моторного масла, нужно сопоставить несколько факторов, по которым вы сможете определить степень его износа. Из основных – это сезон времени года, режим эксплуатации, качество топлива и расходных материалов. Некоторые автопроизводители и разработчики моторных масел дают различные рекомендации по частоте замены моторного масла, в зависимости от условий эксплуатации. Может, вы слышали такое определение, как «тяжелые условия эксплуатации», при которых замена масла должна производиться чаще? Не вдаваясь особо в физико-химические процессы, происходящие в двигателе, можно выделить основные режимы эксплуатации, которые являются наиболее «тяжелыми» для двигателя и значительно сокращают срок работы моторного масла. Давайте раскроем это понятие и обозначим основные факторы, влияющие на износ моторного масла.

  • Технический возраст автомобиля и состояние его мотора;

Если ваш автомобиль только сошел с конвейера, то с началом его эксплуатации  двигатель перейдет к стадии обкатки. В этом случае вам нужно воспользоваться техническим руководством, где вы найдете регламентированную норму замены моторного масла. На первых этапах обязательно соблюдайте именно этот интервал замены, рекомендованный производителем. Не забывайте, что стадия обкатки двигателя имеет прямое влияние на его дальнейший срок службы. В этом временном промежутке от 5000 до 7000 км старайтесь избегать агрессивного стиля вождения, и как следствие, перегрева двигателя. После обкатки следует провести замену масла и в дальнейшем покупать только качественную смазку, от проверенных производителей. Помните, что экономия на моторном масле, может пагубно сказаться на работе двигателя, и сказаться еще дороже. Мотор за ваше бережное отношение к нему скажет вам спасибо и порадует размеренной, стабильной работой и долгим сроком эксплуатации.

В случае если вы приобрели подержанный автомобиль с пробегом, то тогда используйте другой подход к проблеме. Во-первых, не слушайте заверения прежнего хозяина авто, что машина использовалась редко, бережно и подвергалась регулярной замене масла. Сразу после покупки проведите операцию по смене масла и фильтра, не забывая провести промывку двигателя (вы же не знаете какое масло использовал предыдущий владелец и когда последний раз его заливал, быть может, что он, вообще, решил сэкономить перед продажей авто и наполнил сосуд низкокачественной смазкой). Также не поленитесь подвергнуть машину тщательной диагностике, особенно двигатель. Ведь будет недальновидно, если вы зальете дорогую синтетику в двигатель, который подает подозрительные шумы и стуки, плюс ко всему он может быть очень прожорливым, а это гарантия большого расхода масла. Если вас эти неприятности не коснулись, вам повезло с подержанной машиной, двигатель которой работает «как часы», то воспользуйтесь следующей рекомендацией по замене масла: меняйте его чаще и следите за степенью загрязнения. В будущем попробуйте увеличить время замены, но только при условии использования качественного моторного масла.

  • Частота использования автомобиля;

Среди автомобилистов бытует распространенное заблуждение, что если эксплуатировать машину как можно реже, то он прослужит намного дольше того, что ездит каждый день. На самом деле это не так. Мотор, который заводят раз в неделю, или, вообще, не включают зимой, требует к себе более внимательного отношения, более частой смены масла. Но даже при соблюдении этих условий не гарантирует, что проживет дольше трудяги-коллеги, который работает каждый день. Связано это, прежде всего с конденсатом, образующимся внутри двигателя при длительных простоях. При его смешении с продуктами сгорания топлива, получается довольно агрессивная, разъедающая кислота, которая уничтожает мотор изнутри. Чтобы избежать подобных проблем, нужно регулярно и часто менять масло. Поэтому становится ясно, что простой автомобиля не увеличивает интервал замены масла и не растягивает срок службы двигателя. Из этого следует вывод, что лучше не большой, но постоянный пробег, чем простой машины в гараже.

Если вы любитель «газануть» на перекрестке или уважаете экстремальную езду по трассе на максимальных оборотах движка, то будьте тогда готовы уделять больше внимания мотору. При этом частой смены масла будет не достаточно для облегчения жизни двигателю. Придется использовать  только качественное полусинтетическое/синтетическое моторное масло.

  • Сезонный период эксплуатации (лето/зима);

Следует не забывать и о сезонных особенностях применения моторного масла. К примеру, перед зимним периодом времени попробуйте залить «летнее» масло, только не удивляйтесь потом, что уже при -15º С машина не будет заводиться и стартер с огромным трудом будет прокручивать двигатель. Делаем вывод, что при замене масла нужно учитывать особенности климата вашей полосы.

  • Качество моторного масла;

Качество смазочной жидкости напрямую влияет не только на срок службы двигателя, но и на увеличение интервалов замены в два раза! Если вы используете недорогую «минералку», то менять масло вам предстоит каждые 5 – 7 тыс. км, если вы не жалеете денег на качественную «синтетику», то интервал замены увеличивается с 10 до 15 тыс. км. Во время покупки будьте осторожны, чтобы вам не подсунули подделку под фирменной упаковкой.

Это, конечно, отдельная, головная боль для всех автомобилистов. Качество нашего отечественного топлива оставляет желать лучшего. К сожалению, такой бензин, с обилием посторонних примесей, плохо влияет на состав моторного масла. То, что не сгорает, попадает в масло, отчего оно темнеет и забивает двигатель. Чтобы избежать подобных последствий, заливаем бензин соответствующей марки, указанной производителем и тщательно подбираем хорошую АЗС. Если не придерживаться этого, то мы рискуем существенно уменьшить срок службы двигателя.

  • Холостая работа двигателя во время пробок

Заторы на дорогах крайне негативно сказываются на состоянии моторного масла, так как во время простоя, с включенным двигателем, значительно снижается эффективность системы охлаждения и масло сильно нагревается, теряя свои полезные свойства.

Постоянная езда на загруженной машине, буксирование прицепа и курсирование по холмистой местности приводят к повышенной нагрузке на двигатель, а значит и к преждевременному окислению и сгущению моторного масла.

  •  Состояние окружающей воздушной среды

Если вы живете в сельской местности и ездите преимущественно по грунтовым дорогам, вздымая столбы пыли, то должны быть готовы к тому, что моторное масло гораздо раньше загрязнится и распрощается со своими первоначальными свойствами. К сожалению, даже асфальтовые покрытия вам не гарантируют увеличенный интервал замены, поскольку и они часто бывают запылены. То ли дело в Европе, где улицы постоянно моют, в любое время года. Отсюда и завышенные рекомендации европейского производителя по нормам смены моторного масла, которые рассчитаны именно для таких дорог.

  •  Вакуумная замена масла (экспресс-замена)

Данный пункт заслуживает написания отдельной статьи, но из всего можно выделить краткий тезис. При экспресс замене в цилиндрах мотора остается намного большее количество масла, чем при сливании обычным методом. Причем за время эксплуатации двигателя на дне поддона картера откладывается осадок, который не выводится вакуумом. Поэтому не стоит злоупотреблять таким методом замены масла, лучше чередуйте его с традиционным способом и после экспресс замены в следующий раз обслужите ее раньше положенного срока.

Заключение

Надеемся, что наша статья помогла вам определиться с периодичностью моторного масла для вашей «лошадки». Предлагаем вам также посмотреть следующее видео на эту тему:

filtrzamena.ru

Периодичность замены масла в двигателе

Эксплуатация любого автомобиля, так или иначе, требует его регулярного технического обслуживания, в том числе и заботы о смазке мотора, здесь важно определить периодичность замены масла в двигателе. При проведении этого ответственного мероприятия следует учитывать большое разнообразие автомобильных двигателей, которые различаются между собой в зависимости от назначения того или иного автомобиля. Исходя из этого, каждому типу двигателей соответствует определенное моторное масло, в состав которого входит основа и различные виды присадок.

Срок замены масла в двигателе и его функция

Исходя из основы, все моторные смазочные составы разделяются на минеральные, изготовленные из нефти, и синтетические, которые получены исключительно химическим синтезом. Однако, несмотря на базовый набор всех необходимых качеств, саму основу нельзя использовать в двигателе в чистом виде. Для улучшения эксплуатационных характеристик применяются различные присадки, предназначенные для оптимизации работы двигателей.

Эти вещества выполняют разные функции, например, стабилизируют вязкость состава при определенных значениях температур. Кроме того, с помощью присадок производится очистка внутренних частей двигателя и множество других полезных действий. В процессе эксплуатации автомобиля моторное масло постепенно вырабатывает свой ресурс и теряет полезные качества. В таких случаях решающее значение имеет интервал замены масла в двигателе, который необходимо строго соблюдать.

Периодичность замены масла в двигателе и подготовка

Специалисты считают, что оптимальный срок замены обычного масла составляет 5000 км пробега, а для синтетического варианта этот срок увеличивается до 8000 км. И хотя очень многие считают, что современные разработки таких жидкостей позволяют проехать и 15 тысяч километров, все-таки не следует рисковать, поскольку последствия могут быть самые плачевные. По этой причине нередко происходит перегрев двигателя, особенно в жаркую погоду, снижение его производительности и увеличение расхода топлива.

При трении деталей между собой образуется большое количество мельчайших металлических осколков, попадающих в масло. Постепенно их становится слишком много, и они выводятся при замене состава, не успев нанести двигателю каких-либо повреждений. Своевременная замена смазочного состава повышает чистоту работы двигателя и улучшает его работу в целом. Когда подошел срок замены масла в двигателе, необходимо провести определенные подготовительные работы. В первую очередь нужно приобрести новое моторное масло, а также промывочное.

Как правило, для двигателей объемом до 2000 м 3 следует брать по 4 л каждого масла. Расчет для других двигателей определен в руководстве по их эксплуатации.

Кроме того, необходимо купить новый масляный, топливный и воздушный фильтры. Затем должна быть приготовлена посуда для слива отработанного состава и все необходимые инструменты для снятия пробки сливного отверстия и масляного фильтра.

Интервал замены масла в двигателе и порядок действий

После проведения подготовительных работ, когда наступил период замены масла в двигателе, необходимо в строгой последовательности выполнить следующие действия:

  • Поставить автомобиль на ровную плоскость и зафиксировать его ручным тормозом. После этого нужно снять защиту картера и прогреть двигатель на холостых оборотах в течение примерно 12-15 минут до рабочей температуры.
  • Снять крышку с заливной масляной горловины, а затем открутить пробку на сливном отверстии поддона. После этого отработанное масло сливается в подставленную емкость с соблюдением мер предосторожности, поскольку оно очень горячее.
  • Старый масляный фильтр удаляется вместе с прокладкой. Необходимо подождать примерно 10 минут, пока жидкость окончательно не стечет.
  • Пробка сливного отверстия закручивается, и устанавливается новый масляный фильтр. Резиновую прокладку нужно смазать моторным маслом, чтобы не образовывались складки. Новый состав заливается через горловину с применением сетчатого фильтра.

Таким образом, замена масла в двигателе представляет собой достаточно простую операцию, которая может быть проведена самостоятельно в течение получаса.

Школа авторемонта Статьи, советы и рекомендации по ремонту и обслуживанию автомобилей своими руками

Новые вопросы
Самое популярное
Топ-5 (По голосам)
  1. home
  2. Советы
  3. Периодичность замены масла в двигателе Периодичность замены масла в двигателе

В этой авторской статье даны советы и рекомендации, которые должны помочь вам правильно выбрать периодичность замены масла в двигателе.

Как часто надо производить замену масла в двигателе? Как правильно вычислить время замены моторного масла? Стоит ли слепо доверять советам и рекомендациям производителя автомобиля. Думаю эти или похожие вопросы приходят в голову каждому владельцу автомобиля. И дать один верный ответ на эти вопросы нельзя, так как в данном случае требуется индивидуальный подход. Совет данный владельцу новой иномарки не будет полезен хозяину стареньких «жигулей», так же как и рекомендации для «гонщика» не подойдут для водителя, который выезжает только раз в неделю на дачу и при этом соблюдая правило «не больше шестидесяти кмч».

Как же правильно вычислить оптимальное время замены масла? Что б правильно ответить на этот вопрос стоит рассмотреть несколько факторов влияющих на состав моторного масла.

1. Возраст машины и состояние двигателя.

2. Интенсивность эксплуатации автомобиля.

3. Манера вождения автомобиля.

4. Сезонное время эксплуатации машины(зима или лето).

5. Качество моторного масла.

6. Качество бензина.

Если же, автомобиль не новый с N” количеством километров пробега на спидометре, то здесь подход нужен иной. Не надо верить убеждениям владельца(продавца), что автомобиль эксплуатировался бережно, аккуратно и замена масла была вот только вчера. Замену масла и фильтра лучше произвести сразу, при этом можно применить промывку( ведь мы не знаем какое масло было залито прежним владельцем и как давно, может быть и вчера, но как говорится перед продажей на масле могли и сэкономить, и залить что-нибудь подешевле). Так же стоит обратится к помощи хорошего автомеханика, который сможет произвести диагностику вашего автомобиля, в частности, его двигателя. Ведь будет глупо и расточительно заливать дорогое и качественное масло в двигатель, в котором прослушивается странный шум или стук, плюс ко всему он может обладать непомерным аппетитом и «кушать» масло, тогда ваши деньги будут в прямом смысле вылететь в выхлопную трубу. Но если вас эти неприятности обошли стороной и вы владелец подержанной машины, где двигатель работает «как часы», то здесь вам можно посоветовать на первых порах менять масло по чаще и следить за его состоянием. В дальнейшем время замены можно увеличить, но только при использование качественного масла.

Пункт номер два. Многие думают, что если использовать автомобиль как можно реже(раз в неделю, раз в месяц)то он прослужит намного дольше, чем автомобиль который эксплуатируется каждый день. Но на самом деле это заблуждение! Например, если долго не заводить двигатель в нем образуется конденсат, который нарушает состав масла и создает кислотную среду, которая «благоприятно» влияет на процесс разрушения двигателя. Значит, в скором времени придется менять масло, во избежание больших проблем. В связи с этим становится ясно, что простой машины не означает увеличение интервала между заменой масла и увеличение срока службы двигателя. Из этого можно сделать вывод, что лучше не большой, но постоянный пробег автомобиля и соответственно замена масла, через N” количество километров. Чем простой автомобиля в гараже( стоянке) и замена масла, через N” количество недель, месяцев.

По пункту номер три, хочется сказать только одно. Если вы любите «выжать» с машины все( «стартонуть» на перекрестке, «раскрутить» двигатель на максимум на трассе), то соответственно и внимания она от вас потребует больше. Что б облегчить жизнь двигателю, частой замены масла будет не достаточно! Масло должно быть качественным полусинтетическим или полностью на синтетической основе.

Номер четыре. Стоит помнить и о сезонных особенностях использования масла. Например: попробуйте залить перед зимой «летнего» масла и не удивляйтесь потом, что уже при -15С машина не заводится и стартер с большим трудом прокручивает двигатель. И это удар не только по двигателю вашей машины, но и по вашим нервам. Вывод: при замене масла учитывает особенности климата вашей местности.

Это интересно:  Жидкость для чистки карбюратора

Рекомендации по пункту номер шесть будут очень похожи на рекомендации пункта пять. Про низкое заводское качество бензина, о всех известных и не известных химических «обработок» бензина на заправках мы говорить не будим. Это больная, отдельная тема. Стоит только вспомнить как бензин низкого качества с обилием посторонних примесей влияет на состав моторного масла. Все, что не сгорает, попадает в масло и поэтому оно темнеет и загрязняет двигатель. Вывод: заливаем бензин соответственной марки указанной автопроизводителем и внимательно относимся к выбору АЗС. В противном случае рискуем значительно сократить срок службы двигателя.

Руководствуясь этими рекомендациями, вы сможете не только определить оптимальное время замены масла, но и значительно увеличить срок службы «сердца» вашего автомобиля.

Как часто нужно менять масло в двигателе

В первой части статьи мы постарались рассказать о том, почему столь важны качества моторного масла, что с ним происходит в недрах двигателя и какие факторы влияют на его старение. Осталось рассказать о том, как эти факторы связаны с интервалами замены масел и как часто придется менять масла в процессе реальной эксплуатации.

Город и трасса

Надо сказать, что замена масла «по пробегу» почти всегда будет неоптимальной. Одинаковый пробег по трассе и в городском режиме — это более чем четырехкратная разница в моточасах и огромная разница по части деградации масла. Например, при стандартном интервале замены в 15 тысяч километров в пробках масло проработает все 700 часов, а на трассе — даже меньше 200.

Для качества работы масла эта более чем трехкратная разница — колоссальная, ведь даже при работе на малой нагрузке термическое воздействие на масло очень велико. В современных моторах ситуация усугубляется высокой температурой термостатирования, плохой вентиляцией картера и отсутствием его охлаждения на стоящей в пробках машине, что вызывает резкое снижение его ресурса.

При скоростях побольше, по мере возрастания нагрузки на двигатель, растет и нагрузка на масло. На малолитражных моторах с «короткой» трансмиссией мотору и маслу уже может приходиться совсем несладко. На более мощных моторах нагрузка будет увеличиваться плавнее.

Вместе с увеличением нагрузки на мотор ухудшаются и условия работы масла: возрастает температура поршней, начинает увеличиваться поток разрушающих картерных газов. Таким образом, оптимальным режимом работы и для масла, и для мотора являются средняя скорость в половину от максимальной и малое время работы на холостом ходу после прогрева.

При подсчете моточасов оказывается, что типичный интервал замены масла в 15 тысяч километров в моточасах составляет от 200 до 700, в зависимости от режима движения. Судя по работе счетчиков регламентного пробега на BMW и интервалов замены масла на технике, у которой срок замены указан именно в моточасах, при типичной эксплуатации его можно удерживать в пределах от 200 до 400 часов для разных режимов эксплуатации, за исключением постоянной работы в режиме максимальной мощности.

Случаи явного превышения при использовании стандартных полусинтетических масел и синтетики на гидрокрекинговой основе чреваты «осложнениями» для двигателя в виде закоксовывания и уменьшения подвижности поршневых колец.

.

Что ж, немногие из нас могут похвастаться, что эксплуатируют автомобили в загородном цикле с постоянной скоростью. Так что же делать, если пробеги в основном городские, а двигатель к тому же форсированный? Например какой-нибудь 1.2 TSI? Очевидно, что масло нужно менять чаще.

Впрочем, не только от режима езды зависит интервал замены. Еще немаловажное значение имеет, какое именно масло залито в мотор.

Виды моторных масел

Выбор масел в магазинах очень широк, если не сказать огромен. Некоторые из них недалеко ушли от советских минеральных масел, некоторые выглядят в сравнении с ними как космический корабль рядом с телегой.

Прежде всего, нужно усвоить один важный тезис: любое масло состоит из основы и пакета присадок. Основа бывает минеральной, полусинтетической и полностью синтетической, во множестве вариаций.

Полусинтетика

Примеры: Esso Ultron 2000.

Полезные статьи для автомобилистов

Как часто менять масло в двигателе

В материале изложены основные подходы и правила по периодичности замены моторного масла. Приведены тяжелые условия эксплуатации и иные факторы для сокращения интервала смены моторного масла.

По сути смена моторного масла бывает:

  1. Регламентная периодическая замена
  2. Индивидуальная периодическая замена
  3. Внеочередная замена

Индивидуальная периодичность замены масла.

Внеочередная замена моторного масла.

Для внеочередной замены масла есть несколько поводов:

1. завершение обкатки двигателя (нового, либо после ремонта цилиндро-поршневой группы, кривошипно-шатунного механизма и т.п.) 2. попадание в моторное масло в результате неисправности охлаждающей жидкости либо большого количества топлива

3. при приобретении транспортного средства с пробегом, когда нет документального подтверждения факта предыдущей замены

Исходя из периода обкатки ДВС, который может быть до 6000 км для легкового автомобиля, возможными выглядят 3 основных варианта:

Владелец может разработать и свою схему.

Тяжелые условия эксплуатации и факторы сокращения интервала замены моторного масла:

  1. Нерегулярное использование авто.
  2. Регулярные поездки на короткие расстояния («докторский режим»).
  3. Частые холодные пуски.
  4. Длительная работа на холостом ходу (прогрев в холодное время и др.).
  5. Длительное движение в городских пробках.
  6. Режим старт-стоп.
  7. Езда под нагрузкой (холмистая и гористая местность, буксировка прицепа).
  8. Работа двигателя на высоких оборотах.
  9. Эксплуатация в условиях запыленного и загрязненного воздуха.
  10. Эксплуатация в условиях экстремально высоких или экстремально низких температур окружающего воздуха.
  11. Преодоление тяжелого бездорожья.
  12. Низкое качество топлива.
  13. Малообъемный двигатель в относительно большом автомобиле.
  14. Малый заправочный объем моторного масла (емкость картера) относительно расхода топлива и развиваемой мощности.
  15. Турбонаддув.
  16. Износ цилиндро-поршневой группы с падением компрессии.
  17. Систематический перегрев двигателя (в результате поломки термостата и других причин).
  18. Вакуумная экспресс-замена масла.
  19. Использование масляного фильтра с малой площадью фильтрующего элемента.

Безусловно, использование качественных фильтров способствует защите двигателя в общем, и моторного масла в частности.

Межсервисная замена воздушного фильтра – эффективное средство при эксплуатации техники в условиях запыления и загрязненного воздуха. Однако самые мельчайшие частицы все равно способны проникать через фильтрующий элемент — только полная замена масла способствует удалению из двигателя нефильтруемых загрязнений.

При вакуумной экспресс-замене масла немалая часть отработанного масла остается в двигателе, удерживая в себе и загрязнение, поэтому такой метод так же отнесен к факторам сокращения интервала замены.

В заключение стоит упомянуть, что при сокращенном интервале замены подойдет масло на любой основе (минеральное, полусинтетическое или синтетическое), а для больших регламентных интервалов (15000 км) лучше выбирать синтетическое моторное масло.

Замена моторного масла — что будет, если не заменить вовремя?

  • Замена моторного масла — что будет, если не заменить вовремя?
  • 1. Зачем нужно своевременно менять масло в двигателе авто?
  • 2. Что и как влияет на сроки замены масла?
  • 3. Конкретные сроки замены моторного масла.

При эксплуатации транспортного средства, моторное масло постепенно загрязняется, стареет, становиться менее вязким и теряет свои смазывающие и защитные свойства. А это чревато повышенным износом всех деталей двигателя. Так что каждый автомобилист просто обязан быть в курсе того, когда и как необходимо производить замену моторного масла. Ведь рано или поздно процедура замены моторного масла в двигателе ожидает каждого. Что касается графика работ по замене масла, то это зависит от множества факторов и индивидуально для каждого транспортного средства.

1. Зачем нужно своевременно менять масло в двигателе авто?

Рассмотрим, как устроена смазывающая система агрегатов в автомобиле. Она довольно проста и состоит из таких элементов:

1. Картер, наполненный маслом.

2. Насос, который прокачивает масло.

3. Фильтр, предназначенный для задержания частичек нагара и металла, которые образуются в процессе эксплуатации.

Моторное масло выполняет поистине уникальную роль в работе всего автомобиля. Рассмотрим, в чём же состоит эта роль.

Функции моторного масла:

Это интересно:  Настройка карбюратора К62

1. Моторное масло смазывает все детали автомобильного мотора, которые находятся в постоянном трении. Так как в двигателе немного подшипников вращения, то основная нагрузка ложиться на подшипники скольжения. И если масло теряет свои свойства, то оно начинает хуже выполнять свою работу.

2. Масло – это, по сути, система охлаждения для двигателя. Оно отводит излишнее тепло от трущихся поверхностей, что увеличивает возможное время их эксплуатации. В некоторых авто даже есть специальные радиаторы для охлаждения масла, чтобы оно как можно лучше выполняло эту функцию.

3. Масло обеспечивает очистку автомобильного двигателя и всех его деталей от нагара и копоти. Именно поэтому качественное масло быстро темнеет, что свидетельствует о его хороших моющих свойствах. Кто-то может сказать, что хорошее масло не должно менять свой цвет, но на самом деле – наоборот.

4. Масло образует защитный слой на стенках автомобильного двигателя, что предотвращает его износ во время старта. Также этот слой служит антикоррозийным покрытием и оберегает детали двигателя при длительном простое транспортного средства.

Если в системах автомобиля находится старое моторное масло, то транспортное средство долго не проездит и очень быстро сломается. Почему же так происходит? Замена моторного масла, проведённая несвоевременно, становиться причиной сильного износа главного автомобильного агрегата – его двигателя. Это, в свою очередь, провоцирует понижение его эксплуатационных характеристик, а в будущем – поломку. Поломка двигателя – это немалые финансовые затраты. Так что, если масло сильно загрязнилось или его стало недостаточно, обязательно произведите процедуру его полной замены.

Также моторное масло всегда должно быть одной и той же плотности, так как насос рассчитан на определённую вязкость. Старое масло становиться всё менее вязким, поэтому давление в системе падает и всё меньше его поступает ко всем узлам и агрегатам двигателя, что не совсем хорошо.

Таким образом, моторное масло играет важную роль в процессе эксплуатации автотранспортного средства. Поэтому крайне важно его своевременно менять и использовать именно то масло, которое лучше всего подходит для конкретной автомобильной марки. И помните, неразумная экономия на моторном масле может стать причиной немалых растрат.

2. Что и как влияет на сроки замены масла?

Моторное масло необходимо менять с определённой периодичностью, которая определяется множеством факторов. Рассмотрим, что влияет на сроки замены масла. Есть несколько факторов, которые стоит учесть при расчёте периодичности замены моторного масла в системах автомобиля:

1. Состояние, в котором находиться весь автомобиль и его двигатель, в частности (технические характеристики, возраст и т. д.).

2. Интенсивность эксплуатации транспортного средства (используется каждый день или только в некоторые дни, например, по выходным; поездки только на короткие расстояния).

3. Характер и стиль вождения (наличие резких ускорений и торможений, резких поворотов и т. д.).

4. Время работы двигателя в холостую (в городских пробках).

5. Сезонность эксплуатации автомобиля (превалирует летний или зимний период эксплуатации).

6. Погодные условия, в которых эксплуатируется автомобиль.

7. Характеристики используемого масла.

8. Характеристики и степень качества автомобильного топлива.

Рассмотрим каждый из названных факторов поподробнее. Если автомобиль новый и он своевременно получает обслуживания, то расход моторного масла будет небольшим и часто его менять не потребуется. Но, если у вас уже видавший виды автомобиль, у которого повышается износ его составляющих, значит замену масла придётся производить чаще.

Кое-кто считает, что, если автомобиль эксплуатируется мало или вообще простаивает всю зиму в гараже, то менять моторное масло нужно только изредка или вовсе не нужно. Но это не совсем так. Дело в том, что в простаивающем двигателе накапливается конденсат (а в зимний период – тем более), который заметно понижает смазочные характеристики моторного масла. Так что при длительных простоях вашего автомобиля, особенно в зимний период, обязательно перед его использованием замените моторное масло.

Сложные погодные условия эксплуатации (дождь, снег, низкие температуры и т. д.) заметно сокращают необходимые сроки замены моторного масла. Манера управления транспортным средством бывает спокойной и агрессивной. Если автомобилист любит погонять, значит и масло придётся менять более часто, нежели при нормальном режиме эксплуатации.

Если автомобиль эксплуатируется в большом городе и постоянно простаивает в пробках, моторное масло увеличивает свой расход, а значит и менять его понадобиться чаще. Состав и качество моторного масла также заметно влияет на режим его замены. Бывают такие виды моторных масел:

1. Минеральное (изготавливается из продуктов нефтепереработки).

2. Синтетическое (изготовление основано на синтезе более совершенных веществ посредством химической реакции).

3. Полусинтетическое (изготавливается смешиванием минерального и синтетического масел в разных пропорциях).

Минеральные масла более подвержены износу в условиях повышенных температур. Так что замену такого масла придётся проводить где-то раза в два чаще, нежели синтетического масла. Какое масло выбрать, зависит не только от цены, но и от условий эксплуатации автомобиля, характеристик его двигателя. Но окончательный выбор только за вами. Срок эксплуатации масла также зависит и от качества автомобильного топлива. Ведь некачественные бензин, дизель и соляра сгорают не полностью, и их остатки попадают прямо в масло, загрязняя его и ухудшая характеристики. Поэтому сроки его замены уменьшаются.

3. Конкретные сроки замены моторного масла.

Производители автомобильного масла для каждой марки автомобиля дают индивидуальные рекомендации по периодичности замены масла. Помните, сроки смены масла, указанные в руководстве по эксплуатации, берутся не с потолка, а формируются специалистами, проводившими множество испытаний.

Но слепо верить этим рекомендациям не стоит, так как существует множество факторов, которое также необходимо учесть при принятии решения о замене масла, ведь они могут заметно сократить рекомендуемые производителем сроки. Некоторые из этих факторов были рассмотрены раньше. А вот удлинить сроки замены масла в двигателе, описанные в инструкции по эксплуатации, вряд ли получиться (так и так указан почти идеальный вариант). Обычно, производители рекомендуют такие сроки смены моторного масла:

1. Минимальный срок – когда пробег достигает пяти тысяч километров.

2. Если используется минеральный вариант, то срок замены масла составляет, в среднем, от семи до восьми тысяч километром автомобильного пробега.

3. Если используется синтетический вариант, то срок замены масла составляет, в среднем, от двенадцати до семнадцати тысяч километром автомобильного пробега.

Стоит учитывать, что в дизельных двигателях процесс загрязнения моторного масла намного интенсивнее, чем в бензиновых и газовых, поэтому в них рекомендуется производить замену моторного масла на одну-две тысячи километров пробега чаще.

Учитывая возможные сокращения срока замены масла из-за влияющих на это факторов, некоторые специалисты рекомендую менять масло ровно на половине срока между плановыми техническими осмотрами. Так, к примеру, если пробег между осмотрами составляет для вашего автомобиля двенадцать тысяч километров, то заменить масло стоит после шести тысяч километров пробега. Сама процедура замены очень проста. В любом сервисном центре имеются специальные вакуумные установки, способные сменить масло всего за полчаса.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

»

Помогла статья? Оцените её Загрузка...

smotri-dtp.ru


Смотрите также


Интересующую Вас информацию Вы можете уточнить у наших специалистов, заполнив форму, приведенную ниже. Мы с радостью Вас проконсультируем!
Почта:
Ваше Имя:
Сообщение:
30+5