На что влияет вылет диска


Вылет диска (ET) — что это такое и на что он влияет?

В данной статье будет рассмотрен такой параметр, как вылет диска (ET). На что влияет этот параметр и на сколько можно его менять, какие будут последствия, об этом и пойдет речь далее. Здесь будет сформулировано мнение экспертов, а пользователи же будут делать выводы хотят ли они проводить эти «эксперименты» или нет. Так что же такое ЕТ?

ЕТ - это вылет диска по отношению к ступице. Многие автовладельцы всё время путаются, так как есть обозначение положительное и отрицательное ЕТ. Нужно сделать акцент на данном моменте. Если по центру диска провести полоску, и она будет соответствовать линии посадочных мест диска, то это будет означать ЕТ-0. Когда мы отводим от центра диска посадочное место диска на сколько-то миллиметров в ту или иную сторону, то вот это и означает положительное или отрицательное ЕТ. А можно ли менять эти параметры, которые будут отличаться от заводских? Да, можно. В некоторых случаях даже обязательно. Для того чтобы было понятно нужно попытаться представить себе и понять работу подвески автомобиля и распределение нагрузки на её узлы.

Немного теории

Есть ступица. Она закреплена на подшипнике (подшипник внутри ступицы). К ступице крепится диск с шиной, и всё это опирается на стойку. Стойка с пружиной, в самой стойке находится амортизатор и в верхней части стойки есть крепёж, который крепит её непосредственно к кузову автомобиля. Правильно - это когда вы едете и попадая на неровности дороги, на препятствия, вся сила удара переходит чётко точку опоры стойки. Как это проверяется? Точка опоры, средина подшипника и наружная часть колеса должны быть на одной линии. Если скажем автовладелец купил автомобиль и у автомобиля четко соблюдается линия: точка опоры стойки – середина подшипника ступицы – наружная часть колеса, то в этом случае автомобиль идет мягко, подвеска хорошо «принимает» ямы и неровности дорожного покрытия. Это можно считать эталонным состоянием подвески. Лучшего здесь не придумать.

Важные моменты

При покупке дисков многие автовладельцы не хотят, чтобы диски «сели» внутрь. Зачастую пользователь всегда будет уменьшать вылет в миллиметрах, а на практике диск будет выходить наружу. Бесспорно это красивее и все этого хотят. Но чем это чревато -стоит выяснить.

Край колеса будет выходить за линию (точка опоры, средина подшипника и наружная часть колеса) согласно которой по правилам должна распределяться нагрузка и при попадании на неровность частично будет удар принимать рулевая колонка. Правильно передать энергию на опору стойки уже не получится, так как было изменено место приёма этого удара потому, что диск сместился наружу. Да, эта энергия удара будет частично передаваться на рулевую тягу, что скажется на руле. Если нет гидроусилителя - это существенно будет заметно, а если есть гидроусилитель - это будет меньше ощущаться, но как только автовладелец поменяет вылет диска и произойдет расширение колесной базы, водитель сразу это почувствует. На руле будут ощущаться удары и толчки, которых не было при стандартном выносе диска. Придает ли это устойчивости? Думается, что придает, но при этом водитель получает массу некомфортных ощущений. Мало кому понравится, когда какие-то затруднения и толчки будут предаваться на руль.

Если увеличить ET, то есть перемещаем диск внутрь, зачастую это влечет такой негативный эффект - при развороте у вас руль в начале будет крутиться нормально, а потом начнёт сам себя как-бы затягивает внутрь. Это ощущение не очень приятное потому, что многие автовладельцы привыкли поворачивать руль, потом его бросать и он самостоятельно должен возвратится в исходное положение. При изменении вылета диска (ЕТ) водитель получает обратный эффект – водитель хочет легонько повернуть руль и бросив его чтобы он вернулся в исходное положение, но при изменении вылета диска получается закручивание руля и это приводит автовладельца в недоумение и на самом деле это очень некомфортно.

Правильный подход

Если в разумных пределах поменять вылет где-то на 10 миллиметров, то автовладелец этого почти не заметит. Но если вылет поменять на больше расстояние, то это будет уже существенно заметно. Скажем, на таких автомобилях как внедорожник, если автовладелец хочет поменять вылет (ЕТ) не меняя диски, он может воспользоваться проставками. Это вполне приемлемый метод о он в народе широко используется. Многие водители изменяют вылет только на задних колесах. Сзади вид становится намного красивее. Впереди этот эффект не так отчетливо виден, но если ставите проставки и изменяете вылет, то только получаете на руль неприятные ощущение и снижение комфорта от езды. Вообще автомобиль смотрится по задним колесам, но никак не по передним. Крайне редко встречаются такие автомобили, у которых на передних колесах видно, что они «утоплены». Это некрасиво. Это наблюдается скажем у Ланоса и еще у некоторых автомобилях данного класса. А в основном передние диски у всех смотрятся более-менее нормально. При покупке дисков преимущество выбора можно отдать такому всем известному интернет-магазину, как koleso-oz.ru. Здесь вы найдете:

  • широкий ассортимент
  • высокое качество товаров
  • заботливое отношение к покупателю

Если вы не хотите менять диски, а хотите изменить вылет и сделать красивый автомобиль, то рекомендовано экспертами попробовать установить не просто проставки, а проставки нужной толщины. В легковом автомобиле эта толщина будет составлять порядка 10 мм. Автовладельцу придется изменить болты, если стоят шпильки - там чуть сложнее, но тоже можно. Еще раз стоит подчеркнуть, что желательно ставить проставки только назад. Многим это решение понравится. А то, что автомобиль не в колею будет идти, так этого никто не будет видеть и это будет практически незаметно. И это предложение большинства авто-экспертов – проставки сзади. Поставить их на все четыре колеса всегда можно, но начать всё же лучше с двух задних. Или же, чтобы узнать поведение вашего авто с изменённым выносом сначала купите и поставьте две проставки на передние колеса и попробуйте покататься. Если у вас появится дискомфорт при вождении, смело ставьте проставки только на задние диски. Не стоит пренебрегать безопасностью. Безопасность вождения гораздо важнее внешнего вида. Ежели с проставками на передке будет комфортно вести автомобиль, то, при желании, можно увеличивать вынос (ЕТ) всех четырех колес. Но лучше конечно – только задних. Вид авто существенно поменяется в лучшую сторону. Это одно из идеальных решений вопроса с вылетом (ЕТ).

Разный «вылет»

Есть ещё такой вопрос: «Почему нельзя ставить диски спереди с одним вылетом, а сзади с другим». Это вообще категорически не запрещено, но при условии, если это делать правильно. Сзади колесная база автомобиля должна быть либо такая как спереди, либо шире, но ни в коем случае не уже. Вот этот важный момент нужно хорошо запомнить. Это золотое правило. Как только передние колеса стоят шире задних у автомобиля в поворотах будет эффект заноса - всё время будет зад «забегать». Если автовладелец увеличивает колесную базу задних колес, то наоборот автомобиль приобретает в поворотах повышенную устойчивость.

Заключение

Если вы решили самостоятельно изменить ЕТ и сместить диски наружу, то пожалуйста подойдите к данному вопросу очень аккуратно. Еще раз стоит подчеркнуть самые важные моменты – если ЕT составляет 10 мм, то в принципе это позволительно. Ну а если сместить диски наружу дальше чем на 10 мм, то это уже надо проконсультироваться со специалистом, потому что колеса могут начать «затирать» с таким нестандартным вылетом.

На внедорожниках более простая ситуация. Там даже на 30 мм можно изменять ЕТ. Это будет только лучшие визуально, и там затирать ничего не будет.

koleso-oz.ru

Что такое вылет диска и на что он влияет

Вылет диска – это расстояние от места крепления диска к ступице до вертикальной плоскости колеса. Вылет диска бывает нулевым, положительным или отрицательным. Высчитывается вылет по элементарной формуле: ЕТ=a-b/2 (а — расстояние между внутренней плоскостью и точкой крепления, b – ширина диска).

Отрицательный вылет – плоскость крепления утоплена вглубь диска. Нулевой вылет – крепежная плоскость к ступице находится посередине диска. Положительный вылет – наоборот, место крепления ближе к лицевой плоскости диска.

Обычно при производстве автомобильных дисков используется положительный вылет. Это связано с тем, что колесо необходимо разместить, так что бы оно не задевало крыло автомобиля с одной стороны, а с другой детали подвески. От этого параметра напрямую зависит колесная база автомобиля, а так же ширина покрышек. Автопроизводители рекомендуют изменять это величину не более чем на 5 миллиметров, будь то в положительную или отрицательную сторону.

На что влияет вылет диска

Изменения вылета сразу повлекут за собой изменения в управлении автомобиля. Это связанно с изменением колесной базы. Если, к примеру, вылет уменьшить, то в результате получим более острое управление автомобилем. За счет увеличения колесной базы авто прилипнет к дороге, но может потерять динамику при разгоне, и увеличится расход топлива. Это объясняется тем, что двигателю будет тяжелее передавать крутящий момент на более широкие тяжелые колеса. Если же вылет увеличить то острота управления потеряется, у такого транспортного средства будет меньше сцепления с дорогой, за счет чего оно станет менее устойчивым, можно будет заметить незначительное улучшение динамики при разгоне на прямом участке, так же, скорее всего снизится расход.

Данные модификации изменяют работу подвески из-за чего, и изменяется управление машиной, которое описано выше. При отрицательном вылете образуется дополнительный рычаг на подвеску. Это становится причинной раннего износа шаровых опор, ступичных подшипников, резины, изменение коснутся и работы рулевых механизмов (рейки, тяг, рулевых наконечников) напрямую поменяется выворот. Вылет еще изменяет углы сход/развала, что и влечет за собой неизбежные дополнительные нагрузки, на которые подвеска не была рассчитана инженерами на заводе. При установке дисков с положительным вылетом обычно устанавливают более узкие колеса, что бы они не задевали элементы и механизмы подвески. Это уменьшает пятно контакта колеса, и автомобиль уже не может правильно отрабатывать неровности дорожного полотна.

Игра с изменением вылета диска может дать как позитивные, так и негативные результаты. Да при установке нештатных дисков зачастую преобразуется весь образ автомобиля, он становится привлекательнее, более агрессивно смотрится. Но стоит помнить, что это очень важный параметр, при котором кардинально меняется принцип работы подвески вашего автомобиля. Который влияет на долговечность деталей, резины, расход топлива и нагрузку на двигатель. Придется чаще посещать сервисы для поддержания своего железного друга в безаварийном состоянии. Прежде чем принять какое-либо решение стоит несколько раз обдумать и взвесить все «за» и «против». Если все-таки приняли решение приобрести новые «тапочки» к тому же с другим параметром вылета стоит обратиться с данным вопросом к толковому специалисту. Он поможет вам правильно произвести расчеты и подобрать нужные колеса, при которых изменения заводских расчетов будут допустимы. Потому что красота красотой, а ваша личная безопасность и безопасность других участников дорожного движения, прежде всего.

requesto.ru

Что такое вылет колесного диска

Большинство автовладельцев покупая новый, отличающийся от заводских изделий, комплект колесных дисков, совершают три легкомысленных поступка:

  1. Беспечно причисляют диски к элементам дизайна и тюнинга, обращают внимание на внешний эффект, привлекательность и красоту геометрических форм.
  2. Надеются на  квалифицированную помощь и советы продавцов фирменных магазинов, которые подскажут и не дадут совершить ошибочную покупку.
  3. Не руководствуются маркировкой на изделиях.

Такое поведение может привести к плачевным последствиям, когда благополучно установленные колеса, не задевающие подвеску и кузов при максимальных углах поворота, имеют диски с несоответствующим заводским рекомендациям параметром «вылета». И сегодня мы подробно рассмотрим, что такое вылет диска и на что он влияет.

На каждый сертифицированный диск нанесена маркировка, содержащая информацию о характеристиках изделия. Среди них важнейший геометрический параметр – «ЕТ» (вылет диска). Он непосредственно влияет как на безопасность жизни водителя, так и на преждевременный износ деталей подвески.

Нужно скептически отнестись к советам продавцов о безопасности небольших отклонений величины «ЕТ» от заводской нормы и особенно бдительно – к совету докупить проставки для восстановления заводского соответствия.

Вывод: перед посещением магазина нужно обязательно изучить маркировку применительно к своему автомобилю.

Физическая сущность ЕТ или что выражает формула вылета

Понятие ЕТ (нем. «Einpress Tief» – глубина выдавливания; анг. «Offset» – сдвиг) описано на разные лады в технических статьях и инструкциях автопроизводителей. Тем не менее, на многих форумах существует путаница терминов: вылет колеса, обода, диска. Какое из них правильное, относительно чего и что вылетает? Попытаемся разобраться вылет диска – что это такое?

Вылет с проставками

Колесо (в обиходе «диск», что не совсем верно) – это единство двух частей: диска и приваренного к нему обода. Даже если колесо литое, кованое или штампованное, суть не меняется, поэтому правильнее говорить о вылете диска, о его части, прижимающейся к ступице, относительно обода, продольной оси симметрии обода.

Вылет диска (ЕТ) – это величина смещения, сдвига, плоскости приложения диска к ступице относительно воображаемой плоскости продольной оси симметрии обода колеса, выраженная в миллиметрах.

В зависимости от направления смещения, ЕТ может принимать либо отрицательное, либо положительное значение. Если сдвига нет, то значение ЕТ равно нулю, и привалочная плоскость ступицы точно совпадает с осью симметрии колеса.

Формула определения величины вылета математически описывает вышесказанное:

ET=a-b/2 (мм),

в которой:

a – величина в миллиметрах от внутренней стороны бортовой закраины обода (ближняя к кузову сторона) до плоскости прижима диска  к ступице;

b – ширина диска (в данном случае важно знать, как измерить вылет диска: это ширина обода, которая замеряется не от внешних краев колеса, бортовых закраин, а строго по «полке обода», то есть, между внутренними сторонами бортовых закраин, так как иногда ширина закраин может не совпадать);

b/2 – половинное значение ширины обода (физически означает продольную ось симметрии обода колеса).

Маркировка диска

Данная формула, которая описывает вылет колесного диска, иллюстрирует:

  1. Нулевое ЕТ – имеет колесо, у которого после его монтажа на ступицу плоскость приложения диска совпадает и с привалочной плоскостью ступицы и с продольной осью симметрии обода.
  2. Положительное ЕТ – имеет колесо, у которого после его монтажа на ступицу, плоскость продольной оси симметрии окажется смещенным относительно привалочной плоскости ступицы в сторону продольной оси автомобиля.
  3. Отрицательное ЕТ – имеет колесо, у которого после его монтажа на ступицу, плоскость продольной оси симметрии окажется смещенным относительно привалочной плоскости ступицы в сторону от продольной оси автомобиля.
Читайте также:  Что означает индекс скорости и индекс нагрузки шин

Анализируя формулу, видим, что изменение ЕТ:

  • меняет ширину колесной базы автомобиля, так как происходит сближение или раздвижение плоскостей осей симметрии двух колес перпендикулярно продольной оси автомобиля;
  • не зависит от ширины диска (шины) и от его диаметра;
  • зависит от величины рычага приложения силы от ступицы до оси симметрии колеса

Выводы: вне зависимости от размера применяемых шин и дисков, у каждой модели автомобиля есть своя расчетная величина вылета, которая всегда должна оставаться неизменной.

Общепринятая маркировка вылета: ЕТ**, где ** – величина в миллиметрах: ЕТ0, ЕТ22, ЕТ-12 (соответственно нулевое, положительное и отрицательное).

Чем грозит отклонение вылета диска

Считается недопустимым изменение заводского значения этого важнейшего параметра даже на миллиметр. Производитель устанавливает для каждой модели автомобиля свой параметр, исходя из расчетов обеспечивающих максимальную устойчивость и управляемость автомобиля. Допуская в процессе замены колес изменение вылета диска, автолюбитель создает предпосылки для серьезных изменений функционирования узлов и элементов подвески.

При этом могут случаться ситуации, когда будут возникать непредусмотренные конструкторами нагрузки. Самое простое, что можно получить – это преждевременный износ шаровых, наконечников, резины. Возможно, произойдет поломка деталей при езде с трагическими последствиями.

Вот почему стоит тщательно выбирать диски при покупке. Ваш вариант, рассчитанный производителем для конкретного автомобиля, наиболее оптимален. Подобрать соответствующий вылет при покупке не так-то уж и легко. Продавцу-консультанту бывает сложно в короткие сроки подобрать именно понравившийся Вам диск с красивым геометрическим рисунком и соответствующим вылетом. Продавцу важно побыстрее и побольше продать, пренебрежение точностью позволяет им реализовать больший ассортимент товара.

Почему для одного автомобиля допускаются разные детали

Конструкторы при проектировании автомобиля в целом просчитывают огромное количество параметров, в зависимости от конструкционных особенностей которых, вытекают требования к отдельным узлам и элементам, например, к подвеске.

Многим знакома ситуация, когда одинаковые автомобили, отличающие только типом двигателя, имеют разные узлы и детали подвески. Возникает вопрос: почему сайлентблоки, шаровые опоры, наконечники, рычаги на них разные? Ответ простой: разные двигатели имеют разный вес, поэтому получается иная сила давления на подвеску, возможно, изменится и вектор направления сил.

Проставки для колесных дисков

Сама же конструкция автомобиля в этом случае должна оставаться максимально прочной и сохранять управляемость. При этом производители стараются обеспечить приемлемую себестоимость и наименьшие затраты на производство.

На заре автомобилестроения, производители закладывали многократный запас прочности, особенно в узлы подвески. К сожалению, современное автомобилестроение старается снизить себестоимость производства за счет понижения запаса прочности, поэтому вместо универсальных запчастей на один автомобиль мы имеем множество разных при малейшем изменении параметров.

Читайте также:  Что лучше зимой: липучка или шипы

Силы, действующие на элементы подвески

Попытка просчитать и определить воздействия всего многообразия сил на подвеску современного автомобиля не входит в задачу данной статьи, однако на примере подвески Мак-Ферсона можно провести упрощенный анализ действия нагрузок на подвеску. Здесь применена простая система крепления ступицы на полуоси к кузову посредством рычага через шаровый шарнир и через стойку с амортизатором.

Правильный диск

Гравитация земли, придавая массу автомобилю, воздействует на весь автомобиль. При этом один из законов Ньютона гласит: «сила действия равна силе противодействия». Поэтому масса автомобиля равномерно распределяется на все колеса и направлена от плоскости поверхности стоящего транспорта. Пятна контактов каждой шины служат точками приложения сил к дороге.

Примем условие, что подвеска автомобиля технически исправна, развал-схождение колес доведены до нормы, а колеса отбалансированы. В результате получим, что результирующая 1/4 часть силы воздействия от общей массы автомобиля будет находиться точно на оси симметрии каждого колеса по его ширине.

Туда же воздействует и ось стойки амортизатора. Точно так же сила противоборствующая массе автомобиля будет воздействовать снизу вверх через те же точки симметрии колес. Вышеназванные силы через конструкционные особенности подвески воздействуют на подшипник ступицы, на стойку с амортизатором и шаровую опору рычага.

Конструкторские бюро тщательно производят расчеты узлов подвески, ступицы, стойки амортизатора, шаровых опор, наконечников и других элементов.

При разработке узлов закладывается определенный запас прочности, но с каждым годом, при тенденции к уменьшению расхода материалов и экономии, запас прочности становится меньше.

Какие изменения появляются при изменениях вылета диска

Главным и единственным фактором, влияющим на вылет после монтажа, является конечное место положения продольной оси симметрии колеса относительно вертикальной привалочной плоскости ступицы. При положительном вылете плоскости приложения диска увеличится расстояние ЕТ.

Следовательно, при посадке на ступицу возникнет необходимость продвинуть колесо глубже в сторону кузова. В результате получаем сужение колесной базы и конечное положение продольной оси колеса ближе к кузову. Уменьшение вылета действует  в точности наоборот, вынося колесо в сторону от корпуса, тем самым расширяя колесную базу.

Автомобилист должен уяснить, что смещение в любую сторону центров продольных осей колес приведет к нарушению заложенных при проектировании конструкторских параметров ЕТ.

А это главное, на что влияет вылет диска:

  • Изменятся точки приложения моментов сил, сами силы и их векторы, действующие на подвеску и приводящие к ускоренному их разрушению;
  • Изменятся параметры управления автомобилем из-за сдвига рулевой оси, ухудшающие устойчивость на поворотах и ускоряющие износ резины.

В целом, комплекс факторов во взаимодействии может существенно и непредсказуемо уменьшить безопасность езды на таком автомобиле. Таким образом, если пренебречь фактором ЕТ и установить на автомобиль понравившиеся по внешнему виду красивые колесные диски, которые монтируются без проблем и при поворотах не цепляют за кузов или за подвеску, то это вовсе не значит что у Вас в распоряжении безопасный автомобиль.

В редких случаях, только когда вылет положительный, относительно требований производителя, допускается применение колесных проставок, которые компенсируют вылет, и оно при этом не будет задевать арку или элементы крыла. Но желательно избегать таких ситуаций, если есть возможность выбора.

ktonaavto.ru

Вылет диска – все что нужно знать — DRIVE2

Вылет диска – на самом деле один из самых важных его геометрических параметров. Причина такой важности в том, что если диск не соответствует по диаметру, количеству болтовых отверстий или расстоянию между ними – Вы скорее всего просто не сможете установить такой диск на ступицу, а вот диск с несоответствующим штатному вылетом (если отклонение небольшое) в большинстве случаев без проблем становится на ступицу и вроде бы нормально выполняет свои функции. Насколько можно доверять вот этому «вроде бы»?

На различных автофорумах автомобилисты часто спорят на тему «насколько и в какую сторону вылет диска может отличаться от штатного», при этом часто высказываются диаметрально противоположные мнения.

Продавец-консультант в специализированном шинном магазине, скорее всего Вам скажет, что небольшое отклонение вылета от требований автопроизводителя вполне допустимо, и в том случае, если колесо в сборе нормально садится на ступицу и при вращении не цепляет за детали подвески и кузова – такой диск однозначно можно ставить на автомобиль. Продавец же колесных проставок вообще скажет Вам, что уменьшение вылета диска — это никакая не проблема, независимо от конкретных параметров. И это понятно — их цель — продать Вам диски, проставки под колесные диски и прочие товары. Ваша цель — купить то, что точно Вам подходит.

А на самом деле? Давайте разберемся во всем по порядку и не спеша.

Что такое вылет диска?

вылет диска — разные вариантыВылет диска – это расстояние между вертикальной плоскостью симметрии колеса и плоскостью приложения диска к ступице в миллиметрах. Формула вычисления вылета диска крайне проста:

ET=a-b/2, где

a – расстояние между внутренней плоскостью диска, и плоскостью приложения диска к ступице

b – общая ширина диска

Исходя из формулы вычисления, нетрудно заметить, что вылет диска может быть положительным (чаще всего), нулевым и отрицательным. Кроме того, вылет дисков фактически непосредственно влияет на ширину колесной базы, ибо от этого параметра напрямую зависит расстояние между центрами симметрии (по ширине) колес на одной оси.

Кроме того, опять таки из формулы вычисления, можно сделать вывод о том, что на вылет диска не влияют ни ширина диска (и соответственно шины), ни диаметр диска. Для определения расчетных нагрузок на подвеску важно исключительно плечо приложения силы, т.е. расстояния от центра шины (по ширине) до ступицы. Таким образом, независимо от размерности шин и дисков, расчетный вылет, требуемый автопроизводителем для одной модели автомобиля будет всегда один.

В кодировке, которая нанесена на внутреннюю поверхность диска, вылет обозначается, как ЕТхх, где хх – это фактическое значение вылета в миллиметрах. Например: ЕТ45 (положительный), ЕТ0 (нулевой), ЕТ-15 (отрицательный)

Допустимы ли отклонения вылета диска?

Для ленивых и занятых: вылет диска должен точно соответствовать требованиям производителя автомобиля и никакое отклонение в никакую сторону не может считаться допустимым. Изменяя вылет диска (даже не «незначительные» 5 мм) Вы изменяете также существенные условия работы всех узлов подвески, создавая усилия (и векторы их приложения), на которые Ваша подвеска не рассчитана. Самое простое следствие – срок службы элементов подвески сокращается, но в условиях критических нагрузок последствия могут быть гораздо печальнее, вплоть до внезапного разрушения во время движения. Хотите знать почему – читайте дальше.

Почему продавцы заявляют обратное? Ответ прост – просто потому, что вариантов вылета диска существует очень много, и конкретно под «Ваш» вылет им достаточно сложно подобрать подходящие по другим параметрам диски для Вашего авто. Т.е. пренебрежение точностью соответствия вылета существенно расширяет ассортимент дисков, которые Вам смогут предложить, что существенно повышает шансы что-либо Вам продать.

Почему для разных комплектаций автомобилей делают разные запчасти?

Для начала, нужно понимать, что, во время разработки подвески каждого отдельно взятого автомобиля конструкторы просчитывают величайшее множество параметров, в зависимости от которых определяются, в том числе, и требования к отдельным элементам подвески.

Вы никогда не сталкивались, например, с такой ситуацией, когда для двух одинаковых автомобилей (модель, марка), отличающихся только двигателем, производитель делает разные детали подвески – шаровые опоры, наконечники рулевых тяг, рычаги, а также все сайлентблоки, которые присутствуют в местах соединения этих узлов? Как думаете, почему так происходит?

Все очень просто: потому, что разные моторы имеют разный вес, соответственно, при его изменении меняется сила и (возможно) вектор приложения силы, действующая на отдельные узлы подвески. Соответственно, меняется и конструкция, которая должна обеспечивать максимальную надежность узла при сохранении управляемости и комфортности, ну и (что также немаловажно) минимальных затратах на производство.

И нужно отметить, что если раньше большинство автопроизводителей делали достаточно большой запас прочности в основных узлах автомобиля (в т.ч. касается подвески), то в последнее время наблюдается тенденция к более точным конструкторским расчетам и снижению себестоимости автомобиля именно за счет уменьшения вот этого запаса прочности. И тенденция эта, увы, существенно снижает какие-либо возможности для «гаражного» тюнинга, как подвески, так и двигателей.

Какие силы действуют на детали подвески?

вылет диска — подвеска МакферсонаЕсли разложить подвеску современного автомобиля по силам, которые действуют на отдельные ее элементы – получится многотомное издание, которое не под силу для понимания обычному автолюбителю. Поэтому для наглядности рассмотрим упрощенный вариант независимой подвески системы МакФерсона, где ступица крепится к кузову одним поперечным рычагом и стойкой с амортизатором.

Согласно Третьему закону Ньютона (сила действия равна силе противодействия), общая масса автомобиля распределена между четырьмя его колесами, при этом сила, действующая на каждое колесо, направлена от поверхности, на которой стоит (или двигается) автомобиль. Точкой приложения этой силы является при этом центр площади пятна контакта шины с дорожным покрытием. Если принять, что подвеска автомобиля исправна, колеса отбалансированы и углы развала-схождения соответствуют норме, то этот центр площади пятна контакта будет находиться на оси симметрии колеса по его ширине. Туда же должна опускаться и ось стойки амортизатора, на которой находятся крепления рулевых тяг (наконечников).

Таким образом, сила, равная доле массы автомобиля, приходящейся на любое из его колес, направлена от земли и точка приложения этой силы – центр симметрии колеса по ширине. Учитывая конструкцию подвески, указанная сила создает моменты на ступичный подшипник, рычаг (растяжение) и стойку с амортизатором (сжатие).

И конструктор, который разрабатывает узлы подвески автомобиля, тщательно просчитывает все эти моменты, учитывая в разработке, в частности ступицы, рычага, стойки амортизатора, шаровой опоры, наконечников рулевых тяг и т.д. Запас прочности, безусловно закладывается, но, как правило, этот запас имеет тенденцию к уменьшению, поскольку его увеличение ведет к увеличению себестоимости подвески в целом.

Что происходит при изменении расчетного вылета диска?

На рисунке выше хорошо видно, что единственное, на что по факту влияет вылет – это расположение центральной оси диска (колеса) относительно ступицы. При увеличении вылета колесо будет «садиться» глубже на ступицу, сужая колесную базу. Уменьшение вылета, соответственно, расширяет колесную базу и «выносит» колесо наружу.

Главное, что нужно понимать автолюбителю, это то, что в обоих случаях смещение центральной оси диска неизбежно смещает рулевую ось, изменяя при этом предусмотренные конструктором параметры выворота руля (это влияет и на управляемость автомобиля в целом и на износ резины в поворотах), и изменяет сами моменты сил, действующие на подвеску, а также векторы их приложения. Все это в комплексе заставляет подвеску работать в непредусмотренном автопроизводителем режиме, а потому срок ее службы и безопасность вождения (особенно в экстремальных условиях) в таком случае – лотерея с небольшими шансами.

Таким образом, даже если колесо с непредусмотренным вылетом без проблем садится на ступицу – это еще совершенно не означает, что этот диск подходит для безопасного использования. Если вылет понравившегося Вам диска больше штатного (предусмотренного производителем автомобиля), выходом из ситуации может быть использование колесных проставок, но найти подходящие Вам проставки под диски будет не так просто.

P.S. Часто прочитав эту статью, автолюбители со стажем пишут на форумах, что все не так страшно и на практике изменение вылета диска, если и становится причиной преждевременного износа подшипников, то разница с нормальным (обычным) износом несущественна. Отчасти это правда — но это ни в коей мере не может применяться ко всем без исключения автомобилям, особенно последних годов выпуска.

www.drive2.ru


Смотрите также


Интересующую Вас информацию Вы можете уточнить у наших специалистов, заполнив форму, приведенную ниже. Мы с радостью Вас проконсультируем!
Почта:
Ваше Имя:
Сообщение:
30+5