Космическая программа сша


Космическая программа США

Началом космической эры принято считать запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, который взял старт 4 октября 1957 года. Несмотря на то, что технически Спутник-1 ничего особенного собой не представлял, это был политический удар по США. «Технологический Пирл-Харбор» — именно так американцы окрестили это событие. Не прошло и месяца, как это потрясение было усугублено вторым запуском СССР: 3 ноября 1957 года стартовал Спутник-2 с собакой Лайкой на борту. Впервые космический аппарат доставил на околоземную орбиту живой организм для исследования эффектов невесомости.

Соединенные Штаты включились в космическую гонку 31 января 1958 года, когда произвели свой первый успешный запуск (В этой главе приведена только официальная информация о космической программе США). Изыскатель-1 (Surveyor-1) провел научный эксперимент Джеймса Ван Аллена (James A. Van Allen), обнаружив радиационные пояса вокруг Земли, названные впоследствии именем этого ученого. (Подробнее о них вы сможете прочитать в главе «Солнечный удар».)

7 октября 1958 года принята первая американская программа запуска человека в космос — «Меркурий» (Mercury). 5 мая 1961 года произведен первый в США пилотируемый запуск: Меркурий-3 отправил в 15-минутный баллистический полет астронавта Алана Шепарда.

21 июля 1961 года Вирджил (Гас) Гриссом на Меркурии-4 совершил баллистический полет продолжительностью 16 минут. После приводнения спускаемая капсула утонула, однако астронавта удалось спасти.

20 февраля 1962 года Меркурий-6 вышел на околоземную орбиту. Джон Гленн пробыл на орбите 4 часа 55 минут.

24 мая 1962 года Меркурий-7 с астронавтом Скоттом Карпентером оставался на орбите 4 часа 56 минут и приземлился на расстоянии 400 км от намеченной цели.

3 октября 1962 года Уолтер Ширра на борту Меркурия-8 провел в космосе 9 часов 13 минут. Приземление произошло в 8 км от намеченной цели.

И, наконец, 15 мая 1963 года был произведен запуск Меркурия-9 с астронавтом Гордоном Купером. Впервые миссия космической программы США продлилась более суток — 34 часа 19 минут. На этом программа «Меркурий» была завершена.

Возникает резонный вопрос: что же случилось с первыми двумя Меркуриями, а также, куда делся Меркурий-5? Дело в том, что эти три запуска были беспилотными, поэтому к нашей теме они имеют лишь косвенное отношение. Однако для полноты информации все же следует их упомянуть.

Старт Меркурия-1 состоялся 1 ноября 1961 года, однако спустя 28 секунд после запуска первая ступень ракеты Блю-Скаут отказала, и на 44-й секунде полета было решено прервать миссию и уничтожить систему. Меркурий-2 был запущен 31 января 1961 года с шимпанзе по кличке Хэм на борту. После достижения кораблем высоты 251 км миссия была прервана. Общая продолжительность полета составила 16 минут 39 секунд. Приземление прошло не без проблем, но Хэм остался жив. Меркурий-5 взял старт 29 ноября 1961 года и доставил на околоземную орбиту еще одного шимпанзе — Эноса. На втором витке в системе произошел технический сбой, и когда температура в салоне превысила 35 град. С, миссию прервали. Приземление прошло успешно, и Энос в целом нормально перенес полет.

Внимательный читатель наверняка заметит некоторую нелогичность в нумерации миссий. В частности, по какой-то причине Меркурий-1 стартовал после Меркурия-4. Увы, это не единственная странность, которой отличилось NASA за свою более чем полувековую историю существования. О парадоксах нумерации, да и вообще об этой одиозной организации вам еще предстоит узнать.

Следующей ступенью покорения космоса американцами стала программа «Близнецы» (Gemini). Этот проект задумывался как переходный этап от «Меркурия» к воплощению плана отправки человека на Луну. Официально он был принят 3 января 1962 года и преследовал четыре цели:

1) отправка экипажей из двух человек и научного оборудования в долгосрочные космические полеты, что требовалось для последующих пилотируемых полетов на Луну;

2) организация стыковок между летательными аппаратами, а также управление состыкованными аппаратами в космосе;

3) отработка методов входа в земную атмосферу и приземления с максимальной точностью в выбранных точках;

4) наблюдение за воздействием невесомости и длительного нахождения в космосе на человека и подробная запись физиологического состояния организма в этот период времени.

Миссии «Меркурия» запускались на разных моделях ракет-носителей (Атлас, Блю-Скаут, Редстоун). Для программы «Близнецы» была разработана новая ракета Титан, а в некоторых миссиях использовался беспилотный корабль Аджена (Agena), который запускался перед стартом очередной экспедиции и служил чем-то вроде тренажера для стыковок.

Первые два запуска программы «Близнецы» были беспилотными. Близнецы-1 стартовали 8 апреля 1964 года, целью запуска было как раз испытание новой ракеты Титан-II. Миссия прошла без единого сбоя и завершилась после трех витков. Близнецы-2 произвели неудачный старт 9 декабря 1964 года: через секунду после зажигания двигатели были отключены из-за технического сбоя в гидравлической системе. Повторный запуск, произведенный 19 января 1965 года, оказался более удачным: продолжительность миссии составила чуть более 18 минут, приземление совершено в 62 км от намеченной цели.

Близнецы-3 и все последующие запуски этой программы были пилотируемыми — экипажи состояли из двух астронавтов. Нужно отметить, что странности в отчетах стали появляться уже начиная с Близнецов-6А, а фото миссии Близнецы-10 и вовсе оказалось поддельными. По-видимому, когда NASA говорило о «подготовительном этапе» полетов на Луну, оно имело в виду и совершенствование техники фальсификации. Впрочем, об этом мы еще поговорим. Завершилась программа «Близнецы» 11 ноября 1966 года запуском Близнецов-12.

Следующим этапом космической программы США стал проект «Аполлон», который в рамках данной книги интересует нас больше всего. Непосредственной и главной его задачей было доставить человека на Луну.

Рис. 1 Схема расположения модулей космического корабля серии «Аполлон»

Корабль серии «Аполлон» состоял из трех модулей, или отсеков (рис. 1). В командном отсеке располагались астронавты, там же находился пульт управления. Служебный отсек содержал двигатели и системы технического оснащения корабля. Вместе эти два отсека назывались командно-служебным модулем (КСМ). Лунный (экспедиционный) модуль (ЛМ или ЛЭМ) доставлял двоих астронавтов непосредственно на лунную поверхность и возвращал обратно к кораблю.

Схема лунных экспедиций выглядела следующим образом. После успешного старта от ракеты отделялась система аварийного спасения. Затем после отработки топлива поочередно отходили первая и вторая ступени ракеты. Третья ступень после отключения двигателей не отбрасывалась. При входе в зону лунного тяготения ЛМ высвобождался из переходного отсека, панели которого отделялись мини-взрывом (рис. 2), одновременно отбрасывая и последнюю, третью, отработавшую ступень ракеты-носителя.

Рис. 2. Схема высвобождения лунного модуля из корабля

КСМ совершал разворот и пристыковывался к ЛМ с обратной стороны. Вся эта система выходила на окололунную орбиту, и двое астронавтов перемещались в ЛМ, который затем отсоединялся и брал на себя роль спускаемого аппарата, совершая посадку на лунную поверхность. В это время КСМ продолжал свой полет по лунной орбите с третьим астронавтом на борту.

Рис. 3. Схема лунного экспедиционного модуля

Сам лунный модуль также состоял из двух отсеков (рис. 3) — верхнего (взлетного) и нижнего (спускаемого). Когда астронавты были готовы к взлету с Луны, они забирались во взлетный отсек, который «отстреливался» от спускаемого и выходил обратно на лунную орбиту, где пристыковывался к КСМ. Астронавты перемещались на корабль, после чего ЛМ отбрасывался в космос. Перед самым входом в земную атмосферу служебный отсек отсоединялся, и астронавты возвращались на Землю в командном модуле.

Первый же запуск программы «Аполлон» обернулся трагедией: астронавты Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи сгорели в капсуле Аполлона-1 перед тренировочным полетом. Странные обстоятельства этой «аварии» во всех подробностях разобраны в главе «Массовое убийство или крайняя глупость?».

Далее снова следует уже привычный хаос в нумерации: Аполлона-2 и Аполлона-3 по последней версии NASA не существовало вовсе, а Аполлон-4, Аполлон-5 и Аполлон-6 были беспилотными запусками. Причем Аполлон-4 впервые взлетел на новой, более мощной ракете-носителе Сатурн-5 (все предыдущие Аполлоны взлетали на слабеньком Сатурне-1B). В итоге для околоземных запусков было решено использовать Сатурн-1B, а для дальних полетов — Сатурн-5.

Первый успешный пилотируемый запуск программы «Аполлон» был произведен 11 октября 1968 года. Аполлон-7 с астронавтами Уолтером Ширрой, Донном Айселем и Уолтером Каннингхэмом на борту стартовал с космодрома Кеннеди и вывел экипаж на околоземную эллиптическую орбиту. Сделав за без малого 11 дней 163 витка вокруг Земли, астронавты совершили успешную посадку.

21 декабря 1968 года был произведен первый пилотируемый запуск на ракете-носителе Сатурн-5. Аполлон-8 с экипажем в составе Фрэнка Бормана, Джеймса Ловелла и Уильяма Андерса отправился к Луне, вышел на окололунную орбиту, где провел 20 часов, сделав за это время 10 витков. В полете была опробована техника так называемого пассивного терморегулирования (ПТР), т. е. вращения корабля вокруг продольной оси для равномерного нагрева его поверхности солнечными лучами.

3 марта 1969 года экипаж Аполлона-9 в составе Джеймса Мак-Дивитта, Дэйвида Скотта и Расселла Швайкарта опробовал в действии лунный экспедиционный модуль, совершив управляемую стыковку и расстыковку с ним на околоземной орбите.

Аполлон-10 (астронавты Юджин Сэрнан, Джон Янг и Томас Стэффорд) имел те же задачи, что и Аполлон-9, но уже в условиях лунного тяготения. Эту миссию называли генеральной репетицией высадки на Луне. Корабль провел на окололунной орбите 61,5 часа, совершив 31 виток вокруг Луны.

16 июля 1969 года стартовал Аполлон-11 и взял курс на Луну. На его борту находились Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин (Базз) Олдрин. Посадка на Луне была совершена у Моря Спокойствия 20 июля. Армстронг первым шагнул на поверхность Луны и произнес вошедшую в историю фразу: «Маленький шаг для человека — огромный скачок для человечества». Вторым ступил на Луну Базз Олдрин. Коллинз кружился в КСМ-карусели вокруг Луны, дожидаясь возвращения товарищей.

После этого еще 6 экспедиций последовательно отправлялись на Луну. Отличия между ними были несущественны. На Аполлоне-13 взорвались кислородные баки, но все члены экипажа уцелели. На Аполлоне-15 впервые использовался луномобиль, в котором астронавты колесили по поверхности Луны. Завершилась лунная программа в 1972 году: 7 декабря взял старт Аполлон-17 и через 12 дней вернулся на Землю. На этом программа «Аполлон» из-за сокращения финансирования завершилась, хотя изначально планировались еще несколько полетов (вплоть до Аполлона-20). Спустя несколько лет в результате очередной перенумерации родился проект Аполлон-18, который 17 июля 1975 года произвел стыковку с советским Союзом-19.

Следующим этапом освоения космоса стала для США программа «Скайлэб» (Skylab). Как следует из названия (skylab — небесная лаборатория (англ.)), это была научно-экспериментальная программа развертывания орбитальной космической станции. Скайлэб-1 был беспилотным запуском, который не заладился с самого начала. (Подробнее об этом рассказано в главе «Проблемы космических модулей».) Скайлэб-2, Скайлэб-3 и Скайлэб-4 были долговременными пилотируемыми научными космическими экспедициями продолжительностью от одного (Скайлэб-2) до почти трех месяцев (Скайлэб-4). Все запуски были осуществлены в 1973 году.

С 1981 года США приступили к реализации программы космических челноков «Спейс Шаттл» (Space Shuttle). В контексте данной книги нам может быть интересен лишь один запуск, который обернулся катастрофой. 28 января 1986 года челнок Челленджер взорвался через 73 секунды после старта. Не стоит удивляться, что и здесь, равно как и во всем остальном, чего касается рука NASA, видна масса противоречий…

Пожалуй, пришла пора мне уступить место автору. Хочется верить, что читатель, теперь уже вооруженный официальной информацией, обладает достаточным багажом знаний и основательно подготовлен к тому, что ждет его дальше. Но прежде, чем предоставить слово Ральфу Рене, приведу сводную таблицу, которая резюмирует все вышесказанное. В ней изложены официальные данные обо всех пилотируемых экспедициях американских космических программ, предшествовавших проекту «Спейс Шаттл».

Таб.1. Пилотируемые запуски США

www.e-reading.club

Космическая программа США

Началом космической эры принято считать запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, который взял старт 4 октября 1957 года. Несмотря на то, что технически Спутник-1 ничего особенного собой не представлял, это был политический удар по США. «Технологический Пирл-Харбор» — именно так американцы окрестили это событие. Не прошло и месяца, как это потрясение было усугублено вторым запуском СССР: 3 ноября 1957 года стартовал Спутник-2 с собакой Лайкой на борту. Впервые космический аппарат доставил на околоземную орбиту живой организм для исследования эффектов невесомости.

Соединенные Штаты включились в космическую гонку 31 января 1958 года, когда произвели свой первый успешный запуск (В этой главе приведена только официальная информация о космической программе США). Изыскатель-1 (Surveyor-1) провел научный эксперимент Джеймса Ван Аллена (James A. Van Allen), обнаружив радиационные пояса вокруг Земли, названные впоследствии именем этого ученого. (Подробнее о них вы сможете прочитать в главе «Солнечный удар».)

7 октября 1958 года принята первая американская программа запуска человека в космос — «Меркурий» (Mercury). 5 мая 1961 года произведен первый в США пилотируемый запуск: Меркурий-3 отправил в 15-минутный баллистический полет астронавта Алана Шепарда.

21 июля 1961 года Вирджил (Гас) Гриссом на Меркурии-4 совершил баллистический полет продолжительностью 16 минут. После приводнения спускаемая капсула утонула, однако астронавта удалось спасти.

20 февраля 1962 года Меркурий-6 вышел на околоземную орбиту. Джон Гленн пробыл на орбите 4 часа 55 минут.

24 мая 1962 года Меркурий-7 с астронавтом Скоттом Карпентером оставался на орбите 4 часа 56 минут и приземлился на расстоянии 400 км от намеченной цели.

3 октября 1962 года Уолтер Ширра на борту Меркурия-8 провел в космосе 9 часов 13 минут. Приземление произошло в 8 км от намеченной цели.

И, наконец, 15 мая 1963 года был произведен запуск Меркурия-9 с астронавтом Гордоном Купером. Впервые миссия космической программы США продлилась более суток — 34 часа 19 минут. На этом программа «Меркурий» была завершена.

Возникает резонный вопрос: что же случилось с первыми двумя Меркуриями, а также, куда делся Меркурий-5? Дело в том, что эти три запуска были беспилотными, поэтому к нашей теме они имеют лишь косвенное отношение. Однако для полноты информации все же следует их упомянуть.

Старт Меркурия-1 состоялся 1 ноября 1961 года, однако спустя 28 секунд после запуска первая ступень ракеты Блю-Скаут отказала, и на 44-й секунде полета было решено прервать миссию и уничтожить систему. Меркурий-2 был запущен 31 января 1961 года с шимпанзе по кличке Хэм на борту. После достижения кораблем высоты 251 км миссия была прервана. Общая продолжительность полета составила 16 минут 39 секунд. Приземление прошло не без проблем, но Хэм остался жив. Меркурий-5 взял старт 29 ноября 1961 года и доставил на околоземную орбиту еще одного шимпанзе — Эноса. На втором витке в системе произошел технический сбой, и когда температура в салоне превысила 35 град. С, миссию прервали. Приземление прошло успешно, и Энос в целом нормально перенес полет.

Внимательный читатель наверняка заметит некоторую нелогичность в нумерации миссий. В частности, по какой-то причине Меркурий-1 стартовал после Меркурия-4. Увы, это не единственная странность, которой отличилось NASA за свою более чем полувековую историю существования. О парадоксах нумерации, да и вообще об этой одиозной организации вам еще предстоит узнать.

Следующей ступенью покорения космоса американцами стала программа «Близнецы» (Gemini). Этот проект задумывался как переходный этап от «Меркурия» к воплощению плана отправки человека на Луну. Официально он был принят 3 января 1962 года и преследовал четыре цели:

1) отправка экипажей из двух человек и научного оборудования в долгосрочные космические полеты, что требовалось для последующих пилотируемых полетов на Луну;

2) организация стыковок между летательными аппаратами, а также управление состыкованными аппаратами в космосе;

3) отработка методов входа в земную атмосферу и приземления с максимальной точностью в выбранных точках;

4) наблюдение за воздействием невесомости и длительного нахождения в космосе на человека и подробная запись физиологического состояния организма в этот период времени.

Миссии «Меркурия» запускались на разных моделях ракет-носителей (Атлас, Блю-Скаут, Редстоун). Для программы «Близнецы» была разработана новая ракета Титан, а в некоторых миссиях использовался беспилотный корабль Аджена (Agena), который запускался перед стартом очередной экспедиции и служил чем-то вроде тренажера для стыковок.

Первые два запуска программы «Близнецы» были беспилотными. Близнецы-1 стартовали 8 апреля 1964 года, целью запуска было как раз испытание новой ракеты Титан-II. Миссия прошла без единого сбоя и завершилась после трех витков. Близнецы-2 произвели неудачный старт 9 декабря 1964 года: через секунду после зажигания двигатели были отключены из-за технического сбоя в гидравлической системе. Повторный запуск, произведенный 19 января 1965 года, оказался более удачным: продолжительность миссии составила чуть более 18 минут, приземление совершено в 62 км от намеченной цели.

Близнецы-3 и все последующие запуски этой программы были пилотируемыми — экипажи состояли из двух астронавтов. Нужно отметить, что странности в отчетах стали появляться уже начиная с Близнецов-6А, а фото миссии Близнецы-10 и вовсе оказалось поддельными. По-видимому, когда NASA говорило о «подготовительном этапе» полетов на Луну, оно имело в виду и совершенствование техники фальсификации. Впрочем, об этом мы еще поговорим. Завершилась программа «Близнецы» 11 ноября 1966 года запуском Близнецов-12.

Следующим этапом космической программы США стал проект «Аполлон», который в рамках данной книги интересует нас больше всего. Непосредственной и главной его задачей было доставить человека на Луну.

Рис. 1 Схема расположения модулей космического корабля серии «Аполлон»

Корабль серии «Аполлон» состоял из трех модулей, или отсеков (рис. 1). В командном отсеке располагались астронавты, там же находился пульт управления. Служебный отсек содержал двигатели и системы технического оснащения корабля. Вместе эти два отсека назывались командно-служебным модулем (КСМ). Лунный (экспедиционный) модуль (ЛМ или ЛЭМ) доставлял двоих астронавтов непосредственно на лунную поверхность и возвращал обратно к кораблю.

Схема лунных экспедиций выглядела следующим образом. После успешного старта от ракеты отделялась система аварийного спасения. Затем после отработки топлива поочередно отходили первая и вторая ступени ракеты. Третья ступень после отключения двигателей не отбрасывалась. При входе в зону лунного тяготения ЛМ высвобождался из переходного отсека, панели которого отделялись мини-взрывом (рис. 2), одновременно отбрасывая и последнюю, третью, отработавшую ступень ракеты-носителя.

Рис. 2. Схема высвобождения лунного модуля из корабля

КСМ совершал разворот и пристыковывался к ЛМ с обратной стороны. Вся эта система выходила на окололунную орбиту, и двое астронавтов перемещались в ЛМ, который затем отсоединялся и брал на себя роль спускаемого аппарата, совершая посадку на лунную поверхность. В это время КСМ продолжал свой полет по лунной орбите с третьим астронавтом на борту.

Рис. 3. Схема лунного экспедиционного модуля

Сам лунный модуль также состоял из двух отсеков (рис. 3) — верхнего (взлетного) и нижнего (спускаемого). Когда астронавты были готовы к взлету с Луны, они забирались во взлетный отсек, который «отстреливался» от спускаемого и выходил обратно на лунную орбиту, где пристыковывался к КСМ. Астронавты перемещались на корабль, после чего ЛМ отбрасывался в космос. Перед самым входом в земную атмосферу служебный отсек отсоединялся, и астронавты возвращались на Землю в командном модуле.

Первый же запуск программы «Аполлон» обернулся трагедией: астронавты Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи сгорели в капсуле Аполлона-1 перед тренировочным полетом. Странные обстоятельства этой «аварии» во всех подробностях разобраны в главе «Массовое убийство или крайняя глупость?».

Далее снова следует уже привычный хаос в нумерации: Аполлона-2 и Аполлона-3 по последней версии NASA не существовало вовсе, а Аполлон-4, Аполлон-5 и Аполлон-6 были беспилотными запусками. Причем Аполлон-4 впервые взлетел на новой, более мощной ракете-носителе Сатурн-5 (все предыдущие Аполлоны взлетали на слабеньком Сатурне-1B). В итоге для околоземных запусков было решено использовать Сатурн-1B, а для дальних полетов — Сатурн-5.

Первый успешный пилотируемый запуск программы «Аполлон» был произведен 11 октября 1968 года. Аполлон-7 с астронавтами Уолтером Ширрой, Донном Айселем и Уолтером Каннингхэмом на борту стартовал с космодрома Кеннеди и вывел экипаж на околоземную эллиптическую орбиту. Сделав за без малого 11 дней 163 витка вокруг Земли, астронавты совершили успешную посадку.

21 декабря 1968 года был произведен первый пилотируемый запуск на ракете-носителе Сатурн-5. Аполлон-8 с экипажем в составе Фрэнка Бормана, Джеймса Ловелла и Уильяма Андерса отправился к Луне, вышел на окололунную орбиту, где провел 20 часов, сделав за это время 10 витков. В полете была опробована техника так называемого пассивного терморегулирования (ПТР), т. е. вращения корабля вокруг продольной оси для равномерного нагрева его поверхности солнечными лучами.

3 марта 1969 года экипаж Аполлона-9 в составе Джеймса Мак-Дивитта, Дэйвида Скотта и Расселла Швайкарта опробовал в действии лунный экспедиционный модуль, совершив управляемую стыковку и расстыковку с ним на околоземной орбите.

Аполлон-10 (астронавты Юджин Сэрнан, Джон Янг и Томас Стэффорд) имел те же задачи, что и Аполлон-9, но уже в условиях лунного тяготения. Эту миссию называли генеральной репетицией высадки на Луне. Корабль провел на окололунной орбите 61,5 часа, совершив 31 виток вокруг Луны.

16 июля 1969 года стартовал Аполлон-11 и взял курс на Луну. На его борту находились Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин (Базз) Олдрин. Посадка на Луне была совершена у Моря Спокойствия 20 июля. Армстронг первым шагнул на поверхность Луны и произнес вошедшую в историю фразу: «Маленький шаг для человека — огромный скачок для человечества». Вторым ступил на Луну Базз Олдрин. Коллинз кружился в КСМ-карусели вокруг Луны, дожидаясь возвращения товарищей.

После этого еще 6 экспедиций последовательно отправлялись на Луну. Отличия между ними были несущественны. На Аполлоне-13 взорвались кислородные баки, но все члены экипажа уцелели. На Аполлоне-15 впервые использовался луномобиль, в котором астронавты колесили по поверхности Луны. Завершилась лунная программа в 1972 году: 7 декабря взял старт Аполлон-17 и через 12 дней вернулся на Землю. На этом программа «Аполлон» из-за сокращения финансирования завершилась, хотя изначально планировались еще несколько полетов (вплоть до Аполлона-20). Спустя несколько лет в результате очередной перенумерации родился проект Аполлон-18, который 17 июля 1975 года произвел стыковку с советским Союзом-19.

Следующим этапом освоения космоса стала для США программа «Скайлэб» (Skylab). Как следует из названия (skylab — небесная лаборатория (англ.)), это была научно-экспериментальная программа развертывания орбитальной космической станции. Скайлэб-1 был беспилотным запуском, который не заладился с самого начала. (Подробнее об этом рассказано в главе «Проблемы космических модулей».) Скайлэб-2, Скайлэб-3 и Скайлэб-4 были долговременными пилотируемыми научными космическими экспедициями продолжительностью от одного (Скайлэб-2) до почти трех месяцев (Скайлэб-4). Все запуски были осуществлены в 1973 году.

С 1981 года США приступили к реализации программы космических челноков «Спейс Шаттл» (Space Shuttle). В контексте данной книги нам может быть интересен лишь один запуск, который обернулся катастрофой. 28 января 1986 года челнок Челленджер взорвался через 73 секунды после старта. Не стоит удивляться, что и здесь, равно как и во всем остальном, чего касается рука NASA, видна масса противоречий…

Пожалуй, пришла пора мне уступить место автору. Хочется верить, что читатель, теперь уже вооруженный официальной информацией, обладает достаточным багажом знаний и основательно подготовлен к тому, что ждет его дальше. Но прежде, чем предоставить слово Ральфу Рене, приведу сводную таблицу, которая резюмирует все вышесказанное. В ней изложены официальные данные обо всех пилотируемых экспедициях американских космических программ, предшествовавших проекту «Спейс Шаттл».

Таб.1. Пилотируемые запуски США

www.e-reading.by

Космические программы США

События 10.05.2019

Россия пожаловалась в NASA на запах спирта на МКС

Россия направила в НАСА замечания и вопросы в связи с выбросом изопропилового спирта в атмосферу МКС после пристыковки к ней в марте корабля Dragon-2, сообщил в интервью РИА Новости начальник Центра подготовки космонавтов, Герой России…

События 21.04.2019

Илон Маск пообщался с пользователями Twitter на русском языке

Руководитель компании SpaceX Илон Маск в субботу оставил несколько записей на русском языке в своем Twitter. Предпринимателю был задан вопрос о том, ведет ли он работу по освоению космоса, так как добивается прибытия на нашу…

События 14.04.2019

Раскрыты детали первого полета крупнейшего в мире самолета

Крупнейший в мире самолет Stratolaunch Systems во время своего первого полета развил максимальную скорость в 304 километра в час и поднялся на высоту более чем в пять километров. Об этом говорится в пресс-релизе, размещенном на сайте компании….

Аналитика 12.04.2019

Освоение космоса. Действительно ли Россия уступает США и Китаю

Родину Гагарина ждет острое соперничество на орбите 12 апреля, День космонавтики, мы празднуем с двояким чувством. С одной стороны, до сих пор испытываем гордость за подвиг наших соотечественников, первыми покоривших околоземную орбиту. С другой стороны, никуда уже не деться от новостей о хищении более 1,6…

События 12.04.2019

В США состоялся первый коммерческий запуск ракеты Falcon Heavy

В США состоялся первый коммерческий рейс ракеты Falcon Heavy со спутником Arabsat 6A для Саудовской Аравии. Запуск произошел с космодрома на мысе Канаверал в 18:35 по местному времени (01:35 мск). Спустя семь минут два боковых…

События 07.04.2019

На Западе заявили о выходе России из космической гонки

Космическая гонка началась снова, и амбиции мировых держав сконцентрировались на покорении Луны, однако основные участники поменялись: Россию теперь сменил Китай, пишет Le Figaro. Издание отмечает, что «марсианская мечта» пока остается несбыточной из-за слишком большого расстояния…

Подробности 06.04.2019

Американские спутники-шпионы сближались с российскими аппаратами

Американские военные спутники-шпионы GSSAP многократно скрытно подлетали к российским и китайским военным и гражданским космическим аппаратам для их инспекции. Об этом говорится в отчете о мировых системах противокосмической обороны, выпущенном американским фондом «За безопасный мир»…

События 28.03.2019

Источник: В NASA попросили Россию отложить запуск «Союза» к МКС

Запуск пилотируемого корабля «Союз МС-13» с Байконура могут отложить на две недели по просьбе NASA, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли. Ранее «Роскосмос» сообщил, что корабль стартует к МКС 6 июля. В экипаж войдут…

События 18.03.2019

НАСА предупредило о приближении к Земле крупного астероида

Крупный астероид EA2 пролетит мимо Земли на расстоянии около 305 тысяч километров, свидетельствуют данные на сайте НАСА. Это на 80 тысяч километров меньше, чем расстояние до Луны. Объект максимально сблизится с нашей планетой 22 марта. Скорость…

События 08.03.2019

Илон Маск назвал перспективный российский носитель «Ангара» великолепным

Глава корпорации SpaceX Илон Маск дал высокую оценку российской космической технике и, в частности, перспективной ракете-носителю «Ангара». Сообщение об этом он опубликовал на своей странице в Twitter. «У России — отличная ракетная техника и наилучший из…

События 04.03.2019

НАСА показало стыковку Crew Dragon с МКС

НАСА опубликовало видео стыковки космического корабля Dragon-2 (Crew Dragon) с Международной космической станцией. На кадрах, размещенных в Twitter, видно, как аппарат причалил к стыковочному модулю Harmony в автоматическом режиме, используя международный адаптер IDA. The first…

События 03.03.2019

Космический корабль Dragon-2 успешно состыковался с МКС

К Международной космической станции (МКС) пристыковался первый частный космический корабль Dragon-2 (Crew Dragon), трансляция велась на сайте Space X. Перед тем как экипаж получит доступ к грузам, которые доставил корабль, необходимо провести ряд проверок, отметили в…

Аналитика 02.03.2019

«Дракон» Маска бросил вызов «Союзам»

Испытательный полет запущенного в субботу корабля Dragon-2 Илона Маска проходит в штатном режиме, в воскресенье должна состояться стыковка с МКС. Сейчас вместо космонавтов на борту полетел манекен в образе воинственной Рипли. Полет с живыми астронавтами…

Подробности 02.03.2019

В США осуществили первый запуск к МКС нового корабля Crew Dragon в беспилотном режиме

Первый запуск нового американского космического корабля Crew Dragon без экипажа к Международной космической станции (МКС) осуществлен в субботу с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида). Ракета-носитель Falcon-9 компании SpaceX стартовала в 02:49 утра по местному времени…

Аналитика 11.02.2019

Американцы, летайте в космос айфонами!

Наверное, через какое-то время американцы будут разводить руками и делать страдальческие лица. Мол, сами не понимаем, як оно так случилося… Может, когда в Киев ездили, кто-то из правительства нашего специалиста покусал? Ну, извиняйте нас, русские…

События 11.02.2019

США отказали России в помощи по доставке телескопа на МКС

НАСА отказалось помочь России привезти на корабле Dragon телескоп для исследования космических лучей предельно высоких энергий, теперь прибор придется отправлять на станцию по частям на кораблях «Прогресс», сообщил директор НИИ ядерной физики МГУ Михаил Панасюк….

События 26.01.2019

Россия зафиксировала массовые маневры американских военных спутников

Российские средства слежения фиксируют интенсивные перемещения американских военных спутников GSSAP. Об этом говорится в документе Астрокосмического научного центра (АНЦ), имеющемся в распоряжении РИА Новости. В 2014-2016 годах США запустили четыре спутника по программе геостационарной космической…

События 12.01.2019

LA Times: SpaceX уволит около 600 сотрудников

Американская компания SpaceX на 10% сократит число своих сотрудников, которое на данный момент составляет около 6 тыс. человек. Об этом сообщила в пятницу газета Los Angeles Times. Издание отмечает, что компания подтвердила намерение сократить штат, но не…

События 06.01.2019

Глава НАСА объяснил отмену визита Рогозина в США

Директор НАСА Джим Брайденстайн отменил приглашение главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина в США из-за позиции ряда политиков, сообщил он в интервью The Washington Post. Брайденстайн заявил, что, по мнению многих членов сената, приглашение Рогозина — «не очень…

Аналитика 04.01.2019

Кому достанется Луна?

Ровно 60 лет назад автоматическая станция «Луна 1» достигла максимального сближения с Луной. Почему мы больше не летаем к Луне и чем это грозит? Лунная заря 6000 км – на таком расстоянии «Луна 1» пролетела…

www.discred.ru

Космическая программа США

Ральф Рене

Как NASA показало Америке Луну

Ральф Рене

Как NASA показало Америке Луну

Самым лютым врагом истины зачастую является не ложь – умышленная, наглая и злостная, а миф – стойкий, убедительный и нереальный.

Джон Ф. Кеннеди

Главное различие между кошкой и ложью заключается в том, что кошка проживает лишь девять жизней.

Марк Твен

Кеннеди потерпел фиаско на Кубе в Заливе Свиней. Ему нужно было как‑то реабилитироваться. Программа «Аполлон» стала новой целью.

Уолтер Ширра

Предисловие переводчика

Лос‑Анджелес, 1998 год. Поздно вечером я возвращался домой с футбольного матча и слушал в машине свое любимое радио‑ток‑шоу «Coast to Coast АМ» («От побережья до побережья»). Легенда эфира, Арт Бэлл (Art Bell), каждый вечер вещал на тему необъяснимого, неизведанного, аномального и непознанного. В тот вечер на «открытую линию» мог позвонить любой слушатель и завести разговор на произвольную тему, так или иначе связанную с общим направлением передачи. Один такой звонок без преувеличений перевернул всю мою дальнейшую жизнь.

Парень лет шестнадцати выразил мнение, что американцы никогда не летали на Луну, а все телетрансляции были просто снятым в студии шоу. «Вот она, еще одна жертва американской системы образования…» – улыбнулся я про себя. Судя по всему, ведущего эта реплика застала несколько врасплох. Ответ его был деликатным, не слишком убедительным, даже немного снисходительным и сводился к чему‑то вроде «уж поверь мне, парень, на Луне мы точно были». Я посмеялся над этим эпизодом и тему для себя закрыл. По крайней мере, тогда мне так казалось.

Однако зерно сомнений было посеяно и уже на следующий день неожиданно для меня самого дало всходы. Как я впоследствии обнаружил, такие зерна вообще во мне почему‑то очень легко прорастают, а сомнения потом пышно цветут. Наверное, поэтому меня всегда тянуло к неизведанному и аномальному, а любимым телесериалом всегда были «Секретные материалы» (The X‑Files). Я не привык отмахиваться от идеи, какой бы абсурдной она изначально ни казалась.

В этой связи многим на ум сразу приходит определение «теория заговора», или, как сейчас модно говорить, «конспирология». Впрочем, ничего обидного в этом ярлыке я не вижу, поскольку отрицать наличие заговоров как таковых может только абсолютно наивный носитель розовых очков с инфантильным сознанием. Посему в теории заговора я не верю, более того, считаю себя разрушителем подобных теорий, развенчателем мифов и даже в какой‑то мере пинателем священных коров.

Было или не было…

Мысли о возможном лунном обмане не давали мне покоя, и я решил обратиться к Интернету. Два слова «moon hoax» (лунный обман), введенные в строку поиска, выдали материалов столько, что мой рабочий день оказался сорван. И следующий за ним тоже. Чем дальше я углублялся, тем интереснее становилось. Я буквально чувствовал, как происходит переворот в моем сознании. Ниточка, за которую я потянул, вытащила на свет клубок гигантских размеров, и назвать содержимое его шокирующим означало бы не сказать ничего. Причем эта лавина информации выходила далеко за рамки «лунной» темы.

Мне потребовалось немало времени, чтобы полностью осмыслить и переварить все, что я «нарыл». По сути, я заново для себя «открыл Америку», что в конечном итоге привело меня к полному пересмотру образа жизни и переоценке ценностей в масштабе идеалов той страны, которую я на какое‑то время сделал своим домом, – Соединенных Штатов Америки. Последовавшее прозрение немало поспособствовало моему возвращению в Россию. Но это уже совсем другая история…

К концу второго дня блужданий по «мировой паутине» я, мягко говоря, засомневался в том, что человек действительно был на Луне… Пожалуй, этим замечанием я свои выводы и ограничу, дабы не бежать впереди паровоза.

Из всей доступной на эту тему литературы книга Ральфа Рене «NASA Mooned America!» (в названии книги имеет место игра слов: существительное moon – это луна, а глагол moon в переносном смысле означает «показать задницу».) меня особенно заинтересовала – тщательные научные выкладки и скрупулезный (порой даже чересчур) анализ не сводились к банальностям, а затрагивали аспекты, не замеченные другими исследователями. Более того, для отстаивания своей точки зрения автор использовал цитаты из книг, написанных самими американскими астронавтами и экспертами, обнаруживая в них массу неточностей, неувязок, противоречий и даже откровенной лжи.

Я посчитал своим долгом перевести книгу Рене на русский язык и донести ее до нашего читателя. Ведь именно СССР начал «космическую гонку», и большинство наших сограждан до сих пор уверены, что мы ее проиграли – по крайней мере, в вопросах покорения дальнего космоса, к которому и относятся полеты на Луну.

Я написал автору большое письмо, в котором задал множество уточняющих вопросов по книге, а заодно поинтересовался, как он отнесется к возможности ее перевода на русский язык и издания в России. Ответ Рене был красноречив:

«Около 5 лет назад московский телеканал ТВ‑6 показал видеозапись одной из моих лекций. Ее видели 60 миллионов россиян. Я очень хотел бы издать книгу в России, поскольку там меня уже знают. Дерзай!»

В силу различных обстоятельств перевод книги затянулся – по большей части из‑за банальной нехватки времени. Кроме того, когда первоначальный энтузиазм спал, я начал терзаться сомнениями, нужно ли на самом деле кому‑нибудь то, что я делаю. Не хотелось впустую тратить время и силы. В конце концов, заручившись поддержкой издательства, я с новой энергией взялся за дело и завершил начатое в 2008 году.

Однако это было лишь половиной дела. Книга Рене написана таким образом, что подразумевает как минимум осведомленность читателя о космической программе США. Кроме того, несмотря на обилие информации, в книге напрочь отсутствовала структура, зато в избытке наличествовали сумбур и эмоции. К тому же книга писалась в 1980‑х годах и дорабатывалась в 1990‑х, поэтому некоторые данные к сегодняшнему дню уже потеряли свою актуальность. С этим тоже надо было что‑то делать.

Ральф Рене предоставил мне карт‑бланш и позволил делать с его трудом все, что я посчитаю нужным. В связи с этим книга, которую вы держите в руках, является изрядно переработанной версией оригинала, больше похожей на авторизованный перевод. При этом считаю необходимым сделать оговорку: хоть я и склонен согласиться с автором в выводах, некоторые его рассуждения мне кажутся не вполне убедительными. Другими словами, моя точка зрения не совпадает на все сто процентов с мнением автора. Но, повторюсь, это не значит, что он ошибается в главном.

В оригинале книги большая часть данных приведена в непривычных для российского читателя единицах измерения. Я же перевел все эти значения (в том числе и в цитатах) в понятные нам единицы: давление – из psi в атмосферы; температуру – из градусов Фаренгейта в градусы Цельсия; вес – из унций и фунтов в граммы и килограммы; расстояние – из дюймов, футов, ярдов и миль в сантиметры, метры и километры.

Отдельно необходимо сказать о единицах измерения радиоактивности. В оригинале автор оперирует бэрами (бэр – биологический эквивалент рентгена), но для нас все же привычнее такая единица, как рентген. И хотя номинально 1 бэр равен 1 рентгену, разница между ними есть: непосредственно излучение измеряется в рентгенах, а количество поглощенной радиации – в бэрах. Например, уровень радиоактивности составляет 100 рентген, а кто‑то получил при этом дозу облучения в 100 бэр. И хотя, с технической точки зрения, правильнее было бы использовать бэры, для упрощения восприятия я все‑таки выбрал рентгены, а эту оговорку написал для наиболее щепетильных читателей. Не могу не выразить благодарность Сергею Фитисову‑Меляшинскому, который не дал мне запутаться в этих единицах.

Космическая программа США

Началом космической эры принято считать запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, который взял старт 4 октября 1957 года. Несмотря на то, что технически Спутник‑1 ничего особенного собой не представлял, это был политический удар по США. «Технологический Пирл‑Харбор» – именно так американцы окрестили это событие. Не прошло и месяца, как это потрясение было усугублено вторым запуском СССР: 3 ноября 1957 года стартовал Спутник‑2 с собакой Лайкой на борту. Впервые космический аппарат доставил на околоземную орбиту живой организм для исследования эффектов невесомости.

Соединенные Штаты включились в космическую гонку 31 января 1958 года, когда произвели свой первый успешный запуск (В этой главе приведена только официальная информация о космической программе США). Изыскатель‑1 (Surveyor‑1) провел научный эксперимент Джеймса Ван Аллена (James A. Van Allen), обнаружив радиационные пояса вокруг Земли, названные впоследствии именем этого ученого. (Подробнее о них вы сможете прочитать в главе «Солнечный удар».)

7 октября 1958 года принята первая американская программа запуска человека в космос – «Меркурий» (Mercury). 5 мая 1961 года произведен первый в США пилотируемый запуск: Меркурий‑3 отправил в 15‑минутный баллистический полет астронавта Алана Шепарда.

21 июля 1961 года Вирджил (Гас) Гриссом на Меркурии‑4 совершил баллистический полет продолжительностью 16 минут. После приводнения спускаемая капсула утонула, однако астронавта удалось спасти.

20 февраля 1962 года Меркурий‑6 вышел на околоземную орбиту. Джон Гленн пробыл на орбите 4 часа 55 минут.

24 мая 1962 года Меркурий‑7 с астронавтом Скоттом Карпентером оставался на орбите 4 часа 56 минут и приземлился на расстоянии 400 км от намеченной цели.

3 октября 1962 года Уолтер Ширра на борту Меркурия‑8 провел в космосе 9 часов 13 минут. Приземление произошло в 8 км от намеченной цели.

И, наконец, 15 мая 1963 года был произведен запуск Меркурия‑9 с астронавтом Гордоном Купером. Впервые миссия космической программы США продлилась более суток – 34 часа 19 минут. На этом программа «Меркурий» была завершена.

Возникает резонный вопрос: что же случилось с первыми двумя Меркуриями, а также, куда делся Меркурий‑5? Дело в том, что эти три запуска были беспилотными, поэтому к нашей теме они имеют лишь косвенное отношение. Однако для полноты информации все же следует их упомянуть.

Старт Меркурия‑1 состоялся 1 ноября 1961 года, однако спустя 28 секунд после запуска первая ступень ракеты Блю‑Скаут отказала, и на 44‑й секунде полета было решено прервать миссию и уничтожить систему. Меркурий‑2 был запущен 31 января 1961 года с шимпанзе по кличке Хэм на борту. После достижения кораблем высоты 251 км миссия была прервана. Общая продолжительность полета составила 16 минут 39 секунд. Приземление прошло не без проблем, но Хэм остался жив. Меркурий‑5 взял старт 29 ноября 1961 года и доставил на околоземную орбиту еще одного шимпанзе – Эноса. На втором витке в системе произошел технический сбой, и когда температура в салоне превысила 35 град. С, миссию прервали. Приземление прошло успешно, и Энос в целом нормально перенес полет.

Внимательный читатель наверняка заметит некоторую нелогичность в нумерации миссий. В частности, по какой‑то причине Меркурий‑1 стартовал после Меркурия‑4. Увы, это не единственная странность, которой отличилось NASA за свою более чем полувековую историю существования. О парадоксах нумерации, да и вообще об этой одиозной организации вам еще предстоит узнать.

Следующей ступенью покорения космоса американцами стала программа «Близнецы» (Gemini). Этот проект задумывался как переходный этап от «Меркурия» к воплощению плана отправки человека на Луну. Официально он был принят 3 января 1962 года и преследовал четыре цели:

1) отправка экипажей из двух человек и научного оборудования в долгосрочные космические полеты, что требовалось для последующих пилотируемых полетов на Луну;

2) организация стыковок между летательными аппаратами, а также управление состыкованными аппаратами в космосе;

3) отработка методов входа в земную атмосферу и приземления с максимальной точностью в выбранных точках;

4) наблюдение за воздействием невесомости и длительного нахождения в космосе на человека и подробная запись физиологического состояния организма в этот период времени.

Миссии «Меркурия» запускались на разных моделях ракет‑носителей (Атлас, Блю‑Скаут, Редстоун). Для программы «Близнецы» была разработана новая ракета Титан, а в некоторых миссиях использовался беспилотный корабль Аджена (Agena), который запускался перед стартом очередной экспедиции и служил чем‑то вроде тренажера для стыковок.

Первые два запуска программы «Близнецы» были беспилотными. Близнецы‑1 стартовали 8 апреля 1964 года, целью запуска было как раз испытание новой ракеты Титан‑II. Миссия прошла без единого сбоя и завершилась после трех витков. Близнецы‑2 произвели неудачный старт 9 декабря 1964 года: через секунду после зажигания двигатели были отключены из‑за технического сбоя в гидравлической системе. Повторный запуск, произведенный 19 января 1965 года, оказался более удачным: продолжительность миссии составила чуть более 18 минут, приземление совершено в 62 км от намеченной цели.

Близнецы‑3 и все последующие запуски этой программы были пилотируемыми – экипажи состояли из двух астронавтов. Нужно отметить, что странности в отчетах стали появляться уже начиная с Близнецов‑6А, а фото миссии Близнецы‑10 и вовсе оказалось поддельными. По‑видимому, когда NASA говорило о «подготовительном этапе» полетов на Луну, оно имело в виду и совершенствование техники фальсификации. Впрочем, об этом мы еще поговорим. Завершилась программа «Близнецы» 11 ноября 1966 года запуском Близнецов‑12.

Следующим этапом космической программы США стал проект «Аполлон» , который в рамках данной книги интересует нас больше всего. Непосредственной и главной его задачей было доставить человека на Луну.

Рис. 1 Схема расположения модулей космического корабля серии «Аполлон»

Корабль серии «Аполлон» состоял из трех модулей, или отсеков (рис. 1). В командном отсеке располагались астронавты, там же находился пульт управления. Служебный отсек содержал двигатели и системы технического оснащения корабля. Вместе эти два отсека назывались командно‑служебным модулем (КСМ). Лунный (экспедиционный) модуль (ЛМ или ЛЭМ) доставлял двоих астронавтов непосредственно на лунную поверхность и возвращал обратно к кораблю.

Схема лунных экспедиций выглядела следующим образом. После успешного старта от ракеты отделялась система аварийного спасения. Затем после отработки топлива поочередно отходили первая и вторая ступени ракеты. Третья ступень после отключения двигателей не отбрасывалась. При входе в зону лунного тяготения ЛМ высвобождался из переходного отсека, панели которого отделялись мини‑взрывом (рис. 2), одновременно отбрасывая и последнюю, третью, отработавшую ступень ракеты‑носителя.

Рис. 2. Схема высвобождения лунного модуля из корабля

КСМ совершал разворот и пристыковывался к ЛМ с обратной стороны. Вся эта система выходила на окололунную орбиту, и двое астронавтов перемещались в ЛМ, который затем отсоединялся и брал на себя роль спускаемого аппарата, совершая посадку на лунную поверхность. В это время КСМ продолжал свой полет по лунной орбите с третьим астронавтом на борту.

Рис. 3. Схема лунного экспедиционного модуля

Сам лунный модуль также состоял из двух отсеков (рис. 3) – верхнего (взлетного) и нижнего (спускаемого). Когда астронавты были готовы к взлету с Луны, они забирались во взлетный отсек, который «отстреливался» от спускаемого и выходил обратно на лунную орбиту, где пристыковывался к КСМ. Астронавты перемещались на корабль, после чего ЛМ отбрасывался в космос. Перед самым входом в земную атмосферу служебный отсек отсоединялся, и астронавты возвращались на Землю в командном модуле.

Первый же запуск программы «Аполлон» обернулся трагедией: астронавты Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи сгорели в капсуле Аполлона‑1 перед тренировочным полетом. Странные обстоятельства этой «аварии» во всех подробностях разобраны в главе «Массовое убийство или крайняя глупость?».

Далее снова следует уже привычный хаос в нумерации: Аполлона‑2 и Аполлона‑3 по последней версии NASA не существовало вовсе, а Аполлон‑4, Аполлон‑5 и Аполлон‑6 были беспилотными запусками. Причем Аполлон‑4 впервые взлетел на новой, более мощной ракете‑носителе Сатурн‑5 (все предыдущие Аполлоны взлетали на слабеньком Сатурне‑1B). В итоге для околоземных запусков было решено использовать Сатурн‑1B, а для дальних полетов – Сатурн‑5.

Первый успешный пилотируемый запуск программы «Аполлон» был произведен 11 октября 1968 года. Аполлон‑7 с астронавтами Уолтером Ширрой, Донном Айселем и Уолтером Каннингхэмом на борту стартовал с космодрома Кеннеди и вывел экипаж на околоземную эллиптическую орбиту. Сделав за без малого 11 дней 163 витка вокруг Земли, астронавты совершили успешную посадку.

21 декабря 1968 года был произведен первый пилотируемый запуск на ракете‑носителе Сатурн‑5. Аполлон‑8 с экипажем в составе Фрэнка Бормана, Джеймса Ловелла и Уильяма Андерса отправился к Луне, вышел на окололунную орбиту, где провел 20 часов, сделав за это время 10 витков. В полете была опробована техника так называемого пассивного терморегулирования (ПТР), т. е. вращения корабля вокруг продольной оси для равномерного нагрева его поверхности солнечными лучами.

3 марта 1969 года экипаж Аполлона‑9 в составе Джеймса Мак‑Дивитта, Дэйвида Скотта и Расселла Швайкарта опробовал в действии лунный экспедиционный модуль, совершив управляемую стыковку и расстыковку с ним на околоземной орбите.

Аполлон‑10 (астронавты Юджин Сэрнан, Джон Янг и Томас Стэффорд) имел те же задачи, что и Аполлон‑9, но уже в условиях лунного тяготения. Эту миссию называли генеральной репетицией высадки на Луне. Корабль провел на окололунной орбите 61,5 часа, совершив 31 виток вокруг Луны.

16 июля 1969 года стартовал Аполлон‑11 и взял курс на Луну. На его борту находились Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин (Базз) Олдрин. Посадка на Луне была совершена у Моря Спокойствия 20 июля. Армстронг первым шагнул на поверхность Луны и произнес вошедшую в историю фразу: «Маленький шаг для человека – огромный скачок для человечества». Вторым ступил на Луну Базз Олдрин. Коллинз кружился в КСМ‑карусели вокруг Луны, дожидаясь возвращения товарищей.

После этого еще 6 экспедиций последовательно отправлялись на Луну. Отличия между ними были несущественны. На Аполлоне‑13 взорвались кислородные баки, но все члены экипажа уцелели. На Аполлоне‑15 впервые использовался луномобиль, в котором астронавты колесили по поверхности Луны. Завершилась лунная программа в 1972 году: 7 декабря взял старт Аполлон‑17 и через 12 дней вернулся на Землю. На этом программа «Аполлон» из‑за сокращения финансирования завершилась, хотя изначально планировались еще несколько полетов (вплоть до Аполлона‑20). Спустя несколько лет в результате очередной перенумерации родился проект Аполлон‑18, который 17 июля 1975 года произвел стыковку с советским Союзом‑19.

Следующим этапом освоения космоса стала для США программа «Скайлэб» (Skylab). Как следует из названия (skylab – небесная лаборатория (англ.)), это была научно‑экспериментальная программа развертывания орбитальной космической станции. Скайлэб‑1 был беспилотным запуском, который не заладился с самого начала. (Подробнее об этом рассказано в главе «Проблемы космических модулей».) Скайлэб‑2, Скайлэб‑3 и Скайлэб‑4 были долговременными пилотируемыми научными космическими экспедициями продолжительностью от одного (Скайлэб‑2) до почти трех месяцев (Скайлэб‑4). Все запуски были осуществлены в 1973 году.

С 1981 года США приступили к реализации программы космических челноков «Спейс Шаттл» (Space Shuttle). В контексте данной книги нам может быть интересен лишь один запуск, который обернулся катастрофой. 28 января 1986 года челнок Челленджер взорвался через 73 секунды после старта. Не стоит удивляться, что и здесь, равно как и во всем остальном, чего касается рука NASA, видна масса противоречий…

Пожалуй, пришла пора мне уступить место автору. Хочется верить, что читатель, теперь уже вооруженный официальной информацией, обладает достаточным багажом знаний и основательно подготовлен к тому, что ждет его дальше. Но прежде, чем предоставить слово Ральфу Рене, приведу сводную таблицу, которая резюмирует все вышесказанное. В ней изложены официальные данные обо всех пилотируемых экспедициях американских космических программ, предшествовавших проекту «Спейс Шаттл».

Таб.1. Пилотируемые запуски США

+ + +

22 декабря 2008 года пришло печальное известие. Ральф Рене скончался в возрасте 75 лет, так и не дождавшись издания своей книги в России. Бесспорно, мы потеряли очень неординарного исследователя и человека яркого ума. Что же касается меня лично, то мне будет очень недоставать общения с Ральфом Рене.

Виктор Фридман

Предисловие автора

Эта книга не является академической диссертацией, и написана она не экспертом‑академиком. Ее тематика, а также отсутствие у меня академических «бумажек» и научных регалий стали причиной того, что эта рукопись была отвергнута издательствами. В нашем оруэлловском мире те, кто получил формальное образование, считают наличие ученой степени гарантией умения соображать. На самом деле, это далеко не так! У меня есть «регалии», заслуживающие доверия, в области моих занятий. Я – бывший член международной организации Mensa (Mensa International – организация, основанная в 1946 году в Англии двумя юристами, которые преследовали цель создать сообщество высокоинтеллектуальных людей; единственным условием для принятия в эту организацию является высочайший уровень IQ), я – изобретатель, получивший два патента без корпоративной помощи. Я – инженер‑самоучка, лично проектировавший балки, каркасы, передвижные краны, лодки, дома, заводы, аппаратуру и т. д. Я знаю, что эти проекты были успешными, потому что воплотил их собственными руками.

mylektsii.ru


Смотрите также


Интересующую Вас информацию Вы можете уточнить у наших специалистов, заполнив форму, приведенную ниже. Мы с радостью Вас проконсультируем!
Почта:
Ваше Имя:
Сообщение:
30+5