Коробка передач мтз 82


Коробка передач МТЗ-82

В конструкции трактора «Беларус» коробка перемены передач занимает одну из центральных позиций. Коробка передач трактора МТЗ 82 предназначена для включения заданной скорости за счет изменения передаточных чисел трансмиссии. В ее функции также входит изменение тяговых усилий и определение направления движения трактора (вперед, назад).

Устройство коробки передач МТЗ-82

Чтобы иметь представление о МКПП трактора «Беларус», нужно ознакомиться с конструктивными особенностями, принципом работы, техническим обслуживанием, основными поломками и возможными методами устранения выявленных дефектов.

Коробка передач МТЗ 82 имеет девять передних передач и две – заднего хода. Благодаря работе встроенного редуктора понижающего действия (ходоуменьшителя), число передач удваивается до 18 режимов. В состав коробки передач входят валы различного назначения:

  1. Первичный.
  2. Вторичный.
  3. Промежуточный.
  4. Вал пониженных передач.
  5. Заднего хода.

На каждом валу коробки mtз установлены шестерни (зубчатые колеса). Шестерни перемещаются под воздействием специальных вилок, при этом происходит включение/выключение соответствующих передач. Валы опираются на подшипники, роликоподшипники, специальные втулки, упорные кольца, стаканы и пр. Управление скоростями и диапазонами происходит при помощи механизма переключения передач. Конструкцией коробки предусмотрены также масляный картер, механизм сцепления.

Представленная схема коробки передач МТЗ 82, позволяет ознакомиться с принципом действия сложного агрегата и механизмом переключения передач.

На схеме переключения передач можно увидеть, в каком порядке происходит переход на другую скорость.

Особенности эксплуатации коробки передач МТЗ-82

Коробка передач на МТЗ 82 отличается повышенной надежностью. Чтобы свести к минимуму количество возможных отказов в работе МКПП, необходимо выполнять следующие требования:

  • исключить повышенные нагрузки на элементы трансмиссии;
  • проводить своевременное техническое обслуживание;
  • заменять смазочные материалы в рекомендованные сроки;
  • использовать трансмиссионное масло правильной марки, в соответствии с рекомендациями завода-производителя.

Техническое обслуживание коробки передач МКПП МТЗ-82

Техобслуживание трактора «Беларус» отличается простотой и доступностью. Для качественного выполнения операций не требуется особая подготовка и квалификация тракториста. В перечень обязательных мероприятий входят следующие пункты:

  1. Визуальный осмотр общего состояния коробки передач, корпуса, отдельных деталей и узлов.
  2. Исключение дефектов корпусных деталей, протечек смазочной жидкости.
  3. Определение уровня масла в картере коробки передач.
  4. Полная замена масла.
  5. Проверка, регулировка, дополнительная затяжка болтов и прочих резьбовых деталей.
Читайте также...  Трактора- ДТ 75М: Трансмиссия. Двигатель и габариты

Регулярная проверка уровня масла является необходимой операцией при техническом осмотре коробки передач. На корпусе коробки имеется специальное контрольное отверстие. Уровень смазочной трансмиссионной жидкости должен доходить до края его нижней кромки. Марка трансмиссионного масла выбирается в соответствии с временем года. В зависимости от сезона, смазочные материалы отличаются по техническим и эксплуатационным характеристикам:

  1. Для эксплуатации трактора в при минусовых температурах в картер коробки заливается трансмиссионная жидкость марки М-8 Г.
  2. В летний период лучше всего подходит смазка М-10 Г.

Чтобы правильно выбрать наиболее подходящую марку смазки рекомендуется пользоваться специальной таблицей по замене масла в КПП. Данная таблица имеется в руководстве по эксплуатации конкретного транспортного средства. В инструкции по обслуживанию МКПП указаны рекомендованные сроки полной замены масла. Чтобы детали и узлы коробки передач не выходили из строя раньше заявленного эксплуатационного срока, необходимо менять масло по истечении 1000 часов рабочего времени.

Важно: При осуществлении технического обслуживания, масло из коробки МТЗ-82 необходимо сливать непосредственно после остановки трактора. При этом жидкость не успевает остыть и превратиться в загустевшую массу.

Если в отработанном масле содержится большое количество инородных включений в виде металлической стружки и прочих элементов износа шестерен, перед заливкой нового смазочного материала рекомендуется тщательно промыть трансмиссию. Для промывки картера коробки передач часто используют чистое дизельное топливо:

  • в трансмиссию заливают 30 литров жидкости;
  • запускают двигатель, (мотор должен проработать на первой передаче не менее пяти минут);
  • сливают горючее из картера коробки;
  • заливают новое трансмиссионное масло.

Описание характерных неисправностей КПП трактора «Беларусь»

В работе МКПП МТЗ 82, как и во всех сложных механизмах, случаются некоторые поломки. Чаще всего случаются такие неисправности коробки перемены передач:

  1. Увеличение свободного хода рычага переключения скоростей.
  2. Передачи начали самопроизвольно отключаться, включаться.
  3. Зубчатые колеса не полностью выходят из зацепления.
  4. Появление скрежета и других посторонних звуков в коробке передач.
  5. Чрезмерное повышение температуры в отдельных частях корпуса коробки.
Читайте также...  Гидромеханическая коробка передач

Перечисленные симптомы сигнализируют о повышенном износе следующих деталей:

  • вилка;
  • кулиса;
  • паз каретки;
  • пружины фиксаторов;
  • опорные подшипники;
  • шейки валов;
  • зубья шестерен.

Нарушения порядка переключения скоростей в коробке «Беларус» наблюдаются при неисправностях механизма сцепления, при неправильной регулировке данного устройства.

Ремонт коробки передач «Беларус»

Чтобы устранить обнаруженные дефекты и упредить появление новых неисправностей, необходимо осуществлять регулярную диагностику с последующим текущим ремонтом тракторных узлов и деталей.

Капитальный ремонт элементов трансмиссии и трактора МТЗ-82 в целом проводится в специализированных мастерских квалифицированными специалистами. В процессе капитального ремонта коробки передач МТЗ 82 агрегат полностью демонтируется с трактора. С целью выявления деталей и узлов, вышедших из строя, производятся работы в определенном порядке:

  1. Разборка коробки передач.
  2. Осмотр, анализ степени разрушений элементов коробки.
  3. Замена деформированных деталей на новые запчасти.

Чаще всего замене подлежат зубчатые колеса коробки передач. В процессе эксплуатации трансмиссии основная нагрузка приходится на зубья шестерен МКПП, которые разрушаются в результате увеличения нагрузок от сил трения.

На базе сервисных центров в специализированных мастерских определяется целесообразность проведения дорогостоящего капитального ремонта трактора. Для квалифицированного исполнения ремонтно-восстановительных мероприятий созданы необходимые условия:

  • современное подъемное оборудование;
  • удобные емкости для сбора отработанного трансмиссионного масла и прочих горюче-смазочных жидкостей;
  • специальные испытательные стенды;
  • приспособления для качественной разборки и последующей сборки коробки передач;
  • большой выбор необходимых запчастей и расходных материалов в нужном количестве.

Основные требования к обслуживанию и ремонтным работам

При проведении технического обслуживания, диагностики, текущего и капитального ремонтов следует выполнять определенные правила:

  1. Устанавливать на МКПП запасные части в оригинальном исполнении. Замена деталей и узлов на дешевые аналоги низкого качества приводит к преждевременным отказам коробки передач, трансмиссии.
  2. Соблюдать рекомендованные сроки проведения техобслуживания трактора с заменой трансмиссионного масла.
  3. Заливать в картер коробки смазочную жидкость, в соответствии с рекомендациями производителя.
Читайте также...  Коробки передач Powershift

Выполнение перечисленных пунктов поможет избежать повторного дорогостоящего ремонта, а также не допустить вынужденного производственного простоя трактора

motoran.ru

Все что стоит знать о строении и правильной работе коробки передач МТЗ-80 и МТЗ-82

Трактор МТЗ-82

Содержание:

Коробка передач обеспечивает трактор большим количеством рабочих режимов, благодаря чему машина может выполнять тяжёлые и энергозатратные работы с минимальными затратами топлива. Схема переключения передач МТЗ 82 и МТЗ 80 работает по аналогичному принципу, поэтому эти трактора можно рассматривать вместе.

Порядок переключения режимов

На трактор МТЗ-80 и его аналог МТЗ-82, устанавливается одиннадцатиступенчатая коробка передач. Это даёт машине девять передних и два задних рабочих режима.

Если в базовую комплектацию входит редуктор ходоуменьшителя, то число рабочих режимов увеличивается в два раза. Такая схема нужна для выполнения тяжёлых работ в оптимальном режиме. Это существенно расширяет возможности трактора и снижает расход горючего.

Схема переключения между режимами у трактора МТЗ-80, равно как и у МТЗ-82, выглядит следующим образом:

  1. Переключение передач возможно только на пониженных оборотах двигателя.
  2. После этого выжимается сцепление.
  3. Затем включается нужный рабочий режим, педаль сцепления плавно отпускается.
Схема переключения передач

Бывают моменты, когда коробка заедает и переключение передач становится невозможны. Порядок действий должен быть следующим: рычаг возвращается в исходное положение и процедура повторяется.

Устройство и схема коробки передач

КПП обеспечивает не только переключение передач, но и функционирование навесных механизмов и агрегатов. Для этого предусмотрен ВОМ (вал отбора мощности), который располагается сбоку.

Если рассмотреть коробку передач в продольном разрезе, то можно увидеть два рядом идущих вала: первичный и вторичный. Оба механизма установлены на одной оси и соединяются между собой через опорный подшипник.

Приводные шестерёнки 3-ей, 4-ой и пятой скорости располагаются на первичном валу. Тип соединения – шлицевое. Кроме того, через зубчатое колесо первичный вал подсоединяется к редуктору ходоуменьшителя. Промежуточный вал оснащается шестерёнкой, которая зацепляется зубьями с шестернёй третьей скоростной передачи.

Промежуточный вал вращается за счёт втулки, установленной в обойму подшипника. Втулка соединяется с центральной шестерёнкой второй редукторной ступени. За этим зубчатым колесом размещаются кулачки вала отбора мощности.

Коробка передач МТЗ-80

Кроме этого, над главной шестернёй редуктора трактора МТЗ-80 и последующего аналога  МТЗ-82, установлена система разбрызгивания смазки. Если не смазывать трущиеся детали, трактор быстро выйдет из строя. Это аксиома для любого механизатора.

Трактор МТЗ-80 и модель МТЗ-82 оснащены 2-х ступенчатым понижающим редуктором. Им дополнена коробка передач, схема соединения приводилась выше. На первую редукторную  ступень завязаны 1-5 скорости и один режим заднего хода.

Другие рабочие режимы приходятся на другую ступень редуктора. Первая редукторная ступень включается посредством зацепления ведущего зубчатого колеса с венцом вторичного вала. Вторая ступень включается в результате зацепления шестерни с зубчатым колесом первой ступени.

Возможные проблемы и методы их решения

Коробка передач, которой оснащается трактор МТЗ-80 и его модификация МТЗ 82, считается надёжным узлом. Но как и любой механизм, состоящий из множества трущихся деталей, КПП нуждается в регулярной смазке и техническом обслуживании. Если этим пренебрегать, можно столкнуться со следующими явлениями:

При переключении скоростей раздаётся скрип

Это свидетельствует о дефекте дисков сцепления или неправильно отрегулировано зацепление зубчатых колёс. Необходимо поставить трактор в ремонт и заменить отслужившие свой срок узлы.

Если после замены и регулировки скрип остался, необходимо проверить длину пружины, которая находится в блоке управления кулачками. Её длина не должна превышать 32 миллиметра в состоянии максимального сжатия.

Проверка зазоров

Для накладок тормозкового диска максимально допустимый зазор не должен превышать 1,5 миллиметра. Оптимальный зазор цапфа отводки и вилки включения – 2,2 миллиметра. Если эти показатели превышены, трактор МТЗ-80, как и МТЗ-82, нуждается в замене этих деталей.

Эта проблема обычно сопровождается непроизвольным включением скоростных режимов или их неполным выключением. Это явление говорит о проблемах с вилками переключения, им не хватает трущего усилия.

Кроме того, такой эффект дают ослабшие пружинные фиксаторы. Чтобы устранить проблему, необходимо демонтировать переключающее устройство и провести полную ревизию деталей.

Особое внимание стоит уделить щёчкам вилок переключения, зазорам между переключающими планками и ширине зева. Все изношенные детали не подлежат ремонту, поэтому нуждаются в полной замене.

Коробка передач МТЗ-82

Посторонний шум в коробке

Скорее всего, износились опорные подшипники или валы. Если не принять своевременных мер, коробка передач может заклинить и трактор отправится на капитальный ремонт.

Чтобы устранить проблему, необходимо вскрыть коробку и проверить надёжность крепления валов. Делают это вручную, при помощи монтировки или небольшого лома.

Если валы не жёстко зафиксированы в местах креплений, они сдвинутся от приложенного усилия. Необходимо проверить затяжную гайку, если с ней всё в порядке, значит, развалились подшипники. Если подшипники и гайка в порядке, стоит замерить зазор оси вторичного вала.

Стук в коробке

Если в коробке передач слышится посторонний стук, который исчезает в момент переключения режимов, значит, изношены приводные шестерёнки. Чтобы устранить проблему, необходимо снять раздаточную коробку и крышку КПП. Трактор МТЗ-80 и аналогичный ему МТЗ-82 ставится на домкрат. После этого нужно прокручивая колесо вручную, выявить дефектные шестерёнки. Для их замены коробку передач придётся разбирать полностью.

Стоит отметить, что трактор МТЗ-80 и его последующая вариация МТЗ-82, относится к разряду «не убиваемой» техники. При своевременном обслуживании, проблем с машиной практически не возникает.

fermerznaet.com

Трактор МТЗ-82

Коробка передач трактора МТЗ 82 служит для смены передаточных чисел трансмиссии и получения различного диапазона скоростей и тяговых усилий. Помимо прочего, кпп обеспечивает привод на боковой и задний ВОМ, передний ведущий мост и ходоуменьшителя.

На трактор устанавливается механическая коробка передач, с девятью передачами для движения передним ходом и двумя задним. КПП оснащается понижающим редуктором, удваивающим общее число передач.

Схема переключения передач МТЗ 82

Устройство и схема коробки передач

В корпусе коробки расположены соосные первичный и вторичный валы, параллельно которым размещены вал заднего хода и пониженных передач, шестерни привода раздаточной коробки и ходоуменьшителя, шестерни передач и двух ступеней редуктора, а также промежуточный вал.

Схема коробки передач трактора МТЗ 82 в разрезе: 1 — гайка промежуточного вала; 2 — промежуточный вал; 3 — первичный вал; 4 — ведомая шестерня понижающего редуктора; 5 — корпус коробки передач; 6 — стакан первичного вала; 7 — скользящая шестерня IV и V передач; 8 — скользящая шестерня III передачи; 9 — ползун; 10 — вторичный вал; 11 — шарик; 12 — крышка коробки передач; 13 — заливная пробка; 14 — шаровая опора; 15 — рычаг переключения передач; 16 — чехол; 17 — штифт; 18 — рамка; 19 — валик рамки; 20 — шарик выключателя; 21 — выключатель ВК-403.22; 22 — регулировочные прокладки выключателя; 23 — регулировочные прокладки; 24 — гайка; 25 — ведущая шестерня; 26 — ведомая шестерня II ступени редуктора; 27 и 29 — конические подшипники; 28 — упорная шайба; 30 — крыльчатка; 31 - гнездо внутреннего вала; 32 — втулка; 33 — внутренний вал; 34 — подшипники; 35 — втулка; 36 — ведущая шестерня II ступени редуктора; 37 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 38 — промежуточная шестерня; 39 — подшипник; 40 — ведомая шестерня III передачи; 41 — ведомая шестерня IV передачи; 42 — промежуточная шестерня заднего хода; 43 — ось внутреннего вала; 47 — промежуточная шестерня понижающего редуктора; 48 — валик переключения промежуточной шестерни; 44 — ведомая шестерня V передачи; 45 — подшипник; 46 — переднее гнездо редуктора; 47 — промежуточная шестерня понижающего редуктора; 48 — валик переключения первой передачи и заднего хода понижающего редуктора; 49 — поводок; 50 — промежуточная шестерня; 51 — вилка; 52 - пружинное кольцо; 53 — упорное кольцо; 54 — ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 55 — крышка левого люка; 56 — ведомая шестерня 1 передачи и заднего хода; 57 — скользящая шестерня I передачи и заднего хода; 58 — вал.

Первичный вал

Монтируется на двух шарикоподшипниках. Передний подшипник установлен в стакане, находящийся в расточке стенки коробки передач; задний подшипник смонтирован в расточке переднего конца вторичного вала. Осевые перемещения первичного вала блокирует передний подшипник, зафиксированный в стакане и на валу при помощи стопорных колец. На шлицах первичного вала смонтированы подвижные каретки двухвенцовой шестерни 4 и 5 передач и ведущей шестерни третьей передачи, а также неподвижная шестерня понижающего редуктора.

Промежутка МТЗ 82

Промежуточный вал полый внутри, сквозь который проходит внутренний вал привода вала отбора мощности. Передняя часть промежуточного вала опирается на подшипник, который установлен совместно со стаканом в расточку стенки кпп; в качестве задней опоры служит бронзовая втулка.

На шлицах передней части промежуточного вала, между упорным кольцом и подшипником, неподвижно смонтированы ведомые шестерни и, соответственно, третьей и четвертой передач и двухвенцовая шестерня, больший венец которой выполняет роль ведомой шестерни 5-ой передачи, а меньший — шестерней заднего хода. Ступица данных шестерен упираются друг в друга и прижимаются кернящейся гайкой.

На ступицу ведомой шестерни промежуточной шестерни на роликовом подшипнике размещена промежуточная шестерня, служащая для получения пониженных передач и передач заднего хода посредством ведущей шестерни второй ступени редуктора.

На ступицу ведомой шестерни промежуточной шестерни на роликовом подшипнике размещена промежуточная шестерня, служащая для получения пониженных передач и передач заднего хода посредством ведущей шестерни второй ступени редуктора.

В задней части, на шлицах промежуточного вала имеет возможность перемещаться ведущая шестерня первой ступени редуктора, входя в зацепление либо с ведомой шестерней первой ступени редуктора, являющаяся как единое целое с первичным валом, либо с ведущей шестерней второй ступени редуктора. Наружные зубья ведущей шестерни второй ступени редуктора регулярно зацепляются с размещенной на шлицах вторичного вала ведомой шестерней второй ступени редуктора. На задней торцевой части ступицы ведущий шестерни второй ступени редуктора предусмотрены кулачки используемые для включения синхронного привода вала отбора мощности. В ступице данной шестерни при помощи штифтов зафиксировано гнездо с бронзовой втулкой, которая применяется в качестве опоры внутреннего вала привода независимого ВОМ. На наружной стороне ступицы ведущей шестерни второй ступени редуктора установлена крыльчатка, необходимая для разбрызгивания масла, способствуя тем самым улучшению смазывания шестерен дифференциала и главной передачи.

Вторичный вал

Вторичный вал изготовлен как одно целое вместе с ведомой шестерней первой ступени редуктора и смонтирован на двух конических роликовых подшипниках. Внешняя обойма переднего подшипника установлена в расточке перегородки корпуса кпп мтз 82, второй подшипник вмонтирован в стакан, находящийся в расточке задней стенки коробки передач. На вторичном валу размещена ведомая шестерня второй ступени редуктора и ведущая шестерня главной передачи. Кроме этого, передняя часть вторичного вала оснащена внутренним зубчатым венцом, необходимый для соединения с ведущей шестерней первичного вала.

Вал заднего хода и первой передачи находится в левой части корпуса коробки передач. В качестве опор для вала служат два шарикоподшипника, смонтированных в расточке корпуса. На шлицах вала установлены: шестерня включения ходоуменьшителя, ведомая шестерня, шестерня заднего хода и скользящая шестерня первой передачи.

Ведомая шестерня размещена на валу свободно и имеет возможность вращаться относительно вала, регулярно зацепляясь с промежуточной шестерней вторичного вала, находящаяся в постоянном зацепление с шестерней первичного вала. В случае, если шестерня включения ходоуменьшителя смещена до упора в упорную шестерню первой передачи и заднего хода и зафиксирована в данном положении пружинным кольцом, соединяясь своими внутренними шлицами с наружными шлицами ступицы шестерни первой передачи и заднего хода, то вал и обе данные шестерни соединяются в единое целое и вращаются вместе. Данное размещение шестерен соответствует эксплуатации трактора МТЗ 82 без ходоуменьшителя.

Перед тем, как установить ходоуменьшитель из канавки необходимо демонтировать кольцо и отодвинуть его до упора в бурт вала, для создания условий перемещения ведомой шестерни включения ходоуменьшителя. Промежуточная шестерня совершает вращения на втулке относительно неподвижной оси и постоянно находится в зацеплении с меньшим зубчатым венцом ведомой шестерни пятой передачи.

Редуктор конечной передачи трактора МТЗ 82

Редуктор коробки передач оснащен двумя ступенями. Используя первую ступень включают первую, третью, четвертую и пятую передачи переднего хода, а также первую передачу заднего хода. Остальные передачи включаются при помощи второй ступени редуктора. При зацеплении ведущей шестерни второй ступени редуктора с наружным венцом вторичного вала — включена первая ступень. При смещении ведущей шестерни третьей передачи назад до полного зацепления с внутренним венцом шестерни второй ступени — включается вторая ступень редуктора.

В зависимости от ступени редуктора, двухвенцовая шестерня передвигаясь по первичному валу, включает пятую или восьмую передачи, а при передвижении назад — четвертую или седьмую. Скользящая шестерня третьей передачи, передвигаясь вперед, включает пятую или шестую передачу, а при передвижении назад соединяет внутренний зубчатый венец вторичного вала с первичным валом, что обеспечивает девятую прямую передачу. При перемещении скользящей шестерни первой передачи и заднего хода назад — включается первая и вторая передачи, а вперед — передачи движения задним ходом.

На верхней плоскости КПП размещен корпус механизма переключения передач, в котором находятся прямоугольные валики — ползуны с приклепленными к ним вилками переключения. Положение переключаемых шестерен и вилок блокируется шариками пружинных фиксаторов. Ползун отвечает за переключение ступеней редуктора.

Переключение передач на тракторе МТЗ 82 осуществляется при помощи рычага, который установлен на шаровой опоре в верхней крышке коробки передач и уплотнен резиновым чехлом. Нижний конец рычага входит в пазы ползунов вилок и во время переключения передач передвигает необходимый ползун.

Техническое обслуживание коробки передач

Обслуживание коробки передач состоит в периодическом контроле за состоянием крепления КПП к корзине сцепления и корпусу заднего моста, проверке уровня масла и его своевременной замене.

Маслянная ванна КПП является общей с отсеком корзины сцепления и корпусом заднего моста. Уровень масла в трансмиссии должен равняться с нижней кромкой отверстия под контрольную пробку, находящаяся на правой стенке коробки передач. Трактор размещают на ровной поверхности, ждут пока остынет масло и стечет по стенкам и после этого проверяют уровень масла и в случае надобности доливают. Заливная пробка находится на верхней крышке коробки передач. Во время замены масла рекомендуется открыть сливные пробки КПП, а также корзины сцепления и корпуса заднего моста. При обнаружение в слитом отработавшем масле металлических примесей рекомендуется промыть трансмиссию дизельным топливом. Для промывки следует залить около 30 литров солярки в корпус трансмиссии, завести трактор на 3-5 минут, затем слить топливо и заправить масло.

Во время эксплуатации следите за появлением посторонних стуков и шумов в трансмиссии. Повышенный шум из трансмиссии может свидетельствовать о нарушении регулировки подшипников вторичного вала или промежуточной шестерни привода переднего моста МТЗ 82.

Для того, чтобы проверить осевой зазор в подшипниках вторичного вала необходимо снять крышку коробки передач, поднести индикатор к торцу зубчатого венца вторичного вала и, передвигая зубчатый венец, выявить осевые перемещения вала, соответствующие осевому зазору в подшипниках. Допустимый осевой зазор составляет 0,3 мм.

Регулировка зазора в подшипниках коробки передач

Для того, чтобы отрегулировать подшипники необходимо отсоединить коробку передач от заднего моста, предварительно сняв кабину, отключив тяги управления сцеплением, электропровода и маслопроводы.

Регулировка осевого зазора в подшипниках осуществляется путем изменения толщины пакета разрезных накладок, находящихся между стенкой коробки передач и фланцем стакана. Для регулировки необходимо расшплинтовать и открутить на 2-3 оборота гайку, а после вывернуть болты крепления стакана подшипника и при помощи специальных болтов демонтировать его настолько, чтобы разместить под фланцем стакана регулировочные прокладки. Толщина размещаемых дополнительных прокладок должна соответствовать замеренному осевому зазору в подшипниках. После монтажа прокладок заверните до отказа болты крепления стакана и гайку. Если подшипники правильно отрегулированы, то момент прокручивания вторичного вала и размещенных на нем шестерен, освобожденных от зацепления с другими шестернями, должен составлять 7-8 Н/м (0,7-0,8 кгс/м).

По окончанию регулировки подшипников следует проверить размещение ведущих шестерен, оно определяется расстоянием 58±0,15 мм от стенки КПП до внешнего торца шестерни. Если данное расстояние превышает 58,2 мм, то необходимо отвернуть гайку, демонтировать шестерню и упорную шайбу шестерни и прошлифовать до необходимых значений.

11.05.2019

tractor-mtz82.ru

Коробка передач КПП МТЗ-82.

Коробка передач МТЗ-82 в зависимости от года выпус­ка и комплектации устанавливается трех видов: с подвижными шестернями, с шестер­нями постоянного зацепления (с переключением под нагрузкой), с шестернями постоянного зацепления (синхронизированная).

Коробка передач КПП МТЗ-82 с подвижными шестернями име­ет 18 передач вперед и четыре назад. Конструкция коробки позволяет устанавливать ходоуменьшитель для получения замедленных (технологических) скоростей.

Рис. 1. КПП МТЗ-82 с подвижными шестернями

1 - рычаг переключения пере­дач; 2 - крышка; 3 - ведомая шестерня первой ступени ре­дуктора; 4 - вторичный вал; 5 - пластинчатая пружина; 6 - регулировочные прокладки; 7, 14. 25 и 27 - стаканы; 8 - ведомая шестерня второй ступени редуктора; 9 - веду­щая шестерня главной передачи; 10 - гайка; 11 - коничес­кие роликовые подшипники; 12 - ват привода ВОМ, 13 -втулка; 15 - ведущая шестерня второй ступени редукто­ра; 16 - ведущая шестерня первой ступени редуктора; 17 ~ упорное кольцо; 18 - промежуточная шестерня; 19 и 20 -ведомые шестерни третьей и четвертой передач; 23 - про­межуточный вал; 22 - ведомая шестерня пятой передачи и заднего хода; 23, 24, 28 и 35 - шариковые подшипники; 26 - шестерня понижающего редуктора: 29 - первичный вал; 30 - ведущие шестерни четвертой и пятой передач; 31 - корпус; 32 - ведущая шестерня третьей передачи; 33 -вилка; 34 - ползун: 36 - шариковый фиксатор; 37 - кули­са; 38 -шаровая опора; 39 - чехол; 40 - пружинное кольцо; 41 - шестерня включения ходоуменьшителя; 42 ведомая шестерня первой передачи и заднего хода: 43 - упорная шайба; 44 - стопорное кольцо: 45 - скользящая шестерня первой передачи и заднего хода; 46 - вад пониженных пе­редач и заднего хода; 47 - промежуточная шестерня задне­го хода; 48 – ось

Смонтирована КПП МТЗ-82 в корпусе 31 (рис. 1), а одноступенчатый понижающий редуктор - в корпусе, соединяющем двигатель и коробку передач. Корпуса скреплены болтами.

В коробке передач МТЗ-82 раз­мещены первичный 29, промежуточный 21, вторич­ный 4 валы, вал пониженных передач и заднего хода 46, промежуточная шестерня заднего хода 47 и шес­терни редуктора.

Промежуточный вал трубчатый, внутри его про­ходит вал 12 привода ВОМ.

Редуктор коробки передач МТЗ-82 имеет две ступени: пер­вая ступень обеспечивает получение первой, третьей, четвертой и пятой передач переднего хода и первую передачу заднего хода; остальные передачи обес­печиваются второй ступенью. При перемещении шестерни 16 назад включается вторая ступень редук­тора.

При перемещении шестерни 41 включения ходоуменьшителя до упора в ведомую шестерню, она внут­ренними шлицами соединится с наружными шлица­ми ступицы шестерни 42 и обе шестерни и вал 46 будут составлять жесткую систему. Такое положе­ние шестерен 41 и 42 соответствует работе КПП МТЗ-82 без ходоуменьшителя.

Механизм переключения передач КПП МТЗ-82 состоит из пря­моугольных ползунов 34 с приваренными вилками 33, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов 36. Рычаг 1 переключения передач установлен на крышке 2, снабжен кулисой 37 и чехлом 39, предуп­реждающим попадание пыли и грязи в рабочие по­лости.

Понижающий редуктор размещен между короб­кой передач КПП МТЗ-82 и редуктором ВОМ.

Редуктор КПП МТЗ-82 имеет две ступени: пер­вая ступень обеспечивает получение первой, третьей, четвертой и пятой передач переднего хода и первую передачу заднего хода; остальные передачи обес­печиваются второй ступенью. При перемещении шестерни 16 назад включается вторая ступень редук­тора.

При перемещении шестерни 41 включения ходоуменьшителя до упора в ведомую шестерню, она внут­ренними шлицами соединится с наружными шлица­ми ступицы шестерни 42 и обе шестерни и вал 46 будут составлять жесткую систему. Такое положе­ние шестерен 41 и 42 соответствует работе трактора без ходоуменьшителя.

Механизм переключения коробки передач МТЗ-82 состоит из пря­моугольных ползунов 34 с приваренными вилками 33, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов 36.

Рычаг 1 переключения передач установлен на крышке 2, снабжен кулисой 37 и чехлом 39, предуп­реждающим попадание пыли и грязи в рабочие по­лости. Понижающий редуктор размещен между короб­кой передач МТЗ-82 и редуктором ВОМ.

Рис. 2. По­нижающий ре­дуктор коробки передач КПП МТЗ-82

1 - веду­щая шестерня ре­дуктора; 2 - зуб­чатая муфта; 3 -вилка; 4 - зубча­тый венец вала сцепления; 5 -рычаг управле­ния редуктором; 6 - ведомая шес­терня редуктора; 7 первичный вал коробки пе­редач; 8 – корпус сцепления; 9 -блок шестерен; 10 – шариковый подшипник; 11 -кронштейн; 12 -игольчатый под­шипник; 13 – вал сцепления, вал коробки пе­редач; 8 – корпус сцепления; 9 -блок шестерен; 10 – шариковый подшипник; 11 -кронштейн; 12 -игольчатый под­шипник; 13 – вал сцепления

На переднем конце ступицы шестерни 6 (рис. 2) выполнен зубчатый венец. Когда рычагом 5 с помощью вилки 3 сдвигают назад зубчатую муфту 2, она, оставаясь соединенной с зубцами вала сцепления 13, входит в зацепление с зубчатым венцом ступицы шестерни 6. Вал сцепления и первичный вал короб­ки передач МТЗ-82 соединяются, - редуктор выключается.

Для включения редуктора коробки передач МТЗ-82 зубчатую муфту 2 сдви­гают вперед. Оставаясь соединенной с валом 13, она входит в зацепление с малым зубчатым венцом ве­дущей шестерни 1 редуктора и соединяет ее с этим валом.

При этом вращение от вала 13 сцепления че­рез шестерню 1 передается на большой венец блока шестерен 9 и далее через его малый венец на ведо­мую шестерню 6 редуктора к первичному валу 7 ко­робки передач. Передаточное число понижающего редуктора равно 1,36.

Коробка передач МТЗ-82 с переключением под нагрузкой - с шестернями постоянного зацепления, гидравли­ческим управлением фрикционами (гидроподжим­ными муфтами ГПМ), с помощью которых проис­ходит переключение передач без разрыва потока мощности, что существенно улучшает динамические качества трактора.

Применение коробок передач МТЗ-82 с ГПМ позволяет упростить процесс переключения передач, так как в момент переключения не требуется управлять сцеп­лением и подачей топлива.

Процесс переключения передач сводится к выбору оператором необходимой передачи установкой рычага в соответствующее положение - направление потока рабочей жидкости в цилиндр ГПМ выбранной передачи.

Коробка пе­редач КПП МТЗ-82 обеспечивает 24 передачи вперед и 8 - назад, а также: гидровключение и привод переднего веду­щего моста; привод синхронного заднего ВОМ. При оборудовании коробки гидроходоуменьшителем количество передач I и II диапазонов и заднего хода увеличивается вдвое.

Рис. 3. Коробка передач тракторов МТЗ-82 с переключением под нагрузкой

1 - распределитель; 2 - узел передач; 3 - полумуфта зубчатая подвижная; 4 - ведомая шестерня Г, II, IV диапазонов; 5 - шестерня приво­да переднего ведущего моста и синхронного ВОМ; 6 - роликовые подшипники; 7 - подшипник; 8 - вторичный вал; 9 - планка стопорная; 10 - стопорное кольцо; И - подшипник; 12 - вал; 13 - стопорное кольцо; 14 - роликовый подшипник; 15 - подшипник; 16 - шестерня привода синхронного ВОМ; 17 - шестерня; 18 - стопорное кольцо; 19, 20 - шестерни; 21 - стопорное кольцо; 22 - подшипник; 23 - полумуфта зубчатая; 24 - подшипник; 25 - гайка; 26- регулировочная шайба; 27 - стопорная шайба; 28 - стопорное кольцо; 29 - ведомая шестерня III, IV и VI диапа­зонов; 30 - полумуфта зубчатая.

Коробка передач МТЗ-82 состоит из редукторной части, механизма управления коробкой и гидросистемы.

Редукторная часть КПП МТЗ-82 включает в себя узел передач 2 (рис. 3), состоящий из первичного вала 13 (рис. 4), промежуточного вала 14, гидрораспределите­ля 2, стакана 3; вал 12 (см. рис.3) и вторичный вал 8; вал пониженных передач и заднего хода 15 (рис.5), вал повышенных передач 9.

Первичный вал 13 (см. рис. 4) расположен на подшипниках 22 и 11, узел подшипников, ГПМ и шестерен стягивается гайками 23 и 12. В канавках вала установлены чугунные уплотнительные коль­ца 1. На первичном валу установлен распределитель 2, на подшипниках 8 - ведущие шестерни 7 и 9, со­ответственно I и II передач, а на подшипниках 4 -шестерни 5 и 10, соответственно II и IV передач.

Рис. 4. Узел передач КПП трак­торов МТЗ-82 с переклю­чением под нагрузкой

1 - кольцо уплотнительное; 2 - распредели­тель; 3 - стакан; 4. - подшипник роликовый; 5 - ведущая шестерня II передачи; 6 - ГПМ; 7 - ведущая шестерня I передачи; 8 - ролико­вые подшипники; 9 - ведущая ше­стерня III передачи; 10 - ведущая шестерня IV передачи; 11,22 - под­шипники; 12, 23 - гайки; 13 - пер­вичный вал; 14 - промежуточный вал; 15 - подшипник шариковый; 16 - ведомая шестерня IV переда­чи; 17 - ведомая шестерня III пере­дачи; 18 - ведомая шестерня I пе­редачи; 19 - ведомая шестерня II передачи; 20-подшипник; 21 -гай­ка; 24 - каналы для подвода мас­ла к ГПМ

Рис. 5. КПП МТЗ-82 с переключением под нагрузкой

3, 5, 27 - вилки; 2, 4, 6, 26 повышенных передач; 10 - стопорное кольцо; 11 - под­шипник; 32, 21 - гайки; 13 - шестерня заднего хода; 14 -роликовые подшипники; 15 - шестерня I и III диапазонов; 16 - вал пониженных передач и заднего хода; 17 - втулка; 18 - стопорное кольцо; 19 - шестер­ня ходоуменьшителя; 20 - подшип­ник; 22 - втулка; 23 - шестерня; 24 - ведущая шестерня II и V диапа­зонов: 25 - шпонка; 28-32 - шарики механизма блокировки зубчатых муфт.

На шлицах вала КПП МТЗ-82 установлены двойные ГПМ 6. На промежуточный вал 14, установленный в кор­пусе на двух подшипниках 20 и 15, посажены с натягом шестерни 18, 19 и 17, 16, соот­ветственно I, II и III, IV передач.

Шестерни ГПМ пер­вичного вала находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Пакет шестерен с подшипниками затянут на валу 14 гайкой 21.

Промежуточный вал 14 узла коробки передач МТЗ-82 соединен с валом 12 (см. рис. 3) зубчатой полумуфтой 23. Вал 12 с двумя шлицевыми венцами смонтирован в кор­пусе на подшипниках 22, 15 и 11.

На шлицевых вен­цах расположены шестерни 20, 19 и 17, причем шес­терня 17 центрируется на валу 12 двумя кольцевыми поясками. Подшипник 22 вместе с шестернями 19 и 20 фиксируется на валу стопорным кольцом 18, а в корпусе - кольцом 21.

Задняя опора вала 12 находится в ступице шес­терни 16 привода синхронного ВОМ и переднего ведущего моста на двух роликовых подшипниках 15 и 14. Шестерня 16 установлена в корпусе на под­шипнике 11, фиксируемом на ступице кольцом 13, а в корпусе - кольцом 10 и планками 9.

Вторичный вал КПП МТЗ-82, выполненный за одно с ведущей конической шестерней, установлен в кор­пусе на конических подшипниках 7 и 24.

На нем неподвижно посажены: ведущая шестерня 5 приво­да переднего ведущего моста и синхронного ВОМ, на ступице которой находится на подшипнике 6 ве­домая шестерня 4 - I, II и IV диапазонов; полумуфта 30, на ступице которой на подшипнике 6 установ­лена ведомая шестерня 29 - III, V и VI диапазонов.

Шестерня и полумуфта КПП МТЗ-82 удерживаются ограничитель­ной 27 и регулировочной 26 шайбами и затянуты на валу гайкой 25. Вал 8 имеет осевое и радиальные сверления для подачи смазки к подшипникам шестерен.

Вал пониженных передач и заднего хода 16 (рис. 5) установлен в корпусе коробки на подшипни­ках 20 и 11. На нем находятся на роликовых под­шипниках 14 шестерни 15 - I и Ш диапазонов и 13 -заднего хода.

На шлицах вала посажена втулка 17 с наружными и внутренними шлицами с установ­ленной на ней шестерней 19 ходоуменьшителя. Ве­домая шестерня 23 находится на валу 16 на бронзо­вой втулке 22. При отсутствии ходоуменьшителя шестерня 23 соединяется с валом 16 шлицами шес­терни 19, фиксируемой в этом положении стопорным кольцом 18 на втулке 17.

Шестерни вала пониженных передач и заднего хода коробки передач трактора МТЗ-82 вместе с подшипниками затянуты на валу гай­ками 21 и 12. В валу 16 выполнены осевое и радиальные сверления для подвода смазки (под давлени­ем) к подшипникам 14 и втулке 22.

Вал повышенных рабочих передач 9 установлен в корпусе на двух подшипниках 20 и 11. На нем распо­ложены ведомая шестерня 24 и ведущая 8 - II и V диа­пазонов. Шестерня 24 на валу посажена на подшип­нике 14, к которым подводится под давлением смазка по осевому и радиальному сверлениям. Шестерня 8 жестко связана с валом при помощи шпонки 25.

Соединение шестерни 24 с шестерней 8 вала 9 и шестерен 75 и 13 с валом 16 осуществляется зубчаты­ми муфтами 7.

Валы 16 и 9 фиксируются от осевых перемещений в задних опорах подшипников стопорными кольцами 10 (см. рис. 3) и планками 9.

Мощность от двигателя через сцепление передается на первичный вал коробки передач КПП МТЗ-82 (см. рис. 4), с которого через двойные ГПМ 6 четырьмя потоками передаются шестернями 5 и 19; 7 и 18: 9 и 17; 10 и 16 на промежуточный вал 14, обеспечивая получение 4-х передач II, I, III и IV соответственно.

Крутящий момент с промежуточного вала КПП МТЗ-82 пе­редаются по 4-м направлениям:через муфту 23 (см. рис, 3) на вал 12, двумя потоками через шестерни постоянного зацеп­ления 20, 29 и 17, 4, муфту 3 на вторичный вал 8, обеспечивая, таким образом, получение восьми скоростей IV и VI диапазонов; через свободно сидящую шестерню 24 (см. рис. 5), зубчатую муфту 7, вал повышенных передач 9, шестерню 8 на шестерню 19 (см. рис. 3), вал 12 на шестерни 17, 20.

Дальше крутящий момент двумя потоками через шестер­ни 29, 4 и муфту 3 передается на вторичный вал КПП МТЗ-82. обеспечивая получение еще восьми ско­ростей II и V диапазонов; через шестерни 23 и 19 (см. рис. 5), втулку 17, вал пониженных передач и заднего хода 16 через муфту 7 на свободно сидящую шес­терню 15 и через шестерню 20 (см. рис. 3) на вал 12, далее опять двумя потоками через шес­терни 29. 4 муфту 3 на вторичный вал обеспе­чивая девять пониженных скоростей I и III диапазонов; получение передач заднего хода происходит при передаче крутящего момента через шестер­ни 23, 19 (см. рис. 5), втулку 17 и вал 16 че­рез муфту 7 на шестерню 13 заднего хода и шестерню 4 (см. рис, 3).

При соответствующем включении муфты 3 кру­тящий момент с шестерни 4 передается либо сразу на вал 8, либо через шестерни 4, 17, вал 12 и шестерни 20, 29, обеспечивая на вторичном валу восемь ско­ростей I и II диапазонов заднего хода.

Предыдущая9101112131415161718192021222324Следующая

Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 5121; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

helpiks.org


Смотрите также


Интересующую Вас информацию Вы можете уточнить у наших специалистов, заполнив форму, приведенную ниже. Мы с радостью Вас проконсультируем!
Почта:
Ваше Имя:
Сообщение:
30+5