Как заряжать гелевые аккумуляторы 12 вольт


Как заряжать гелевый аккумулятор

Независимо от вида аккумулятора, все они требуют периодической зарядки. Гелевые — не исключение. Можно ли заряжать обычным зарядным устройством этот тип батарей? Гелевый электролит требует особых способов зарядки аккумулятора автомобиля, скутера, лодки. Соблюдение условий восстановления заряда позволит продлить срок службы источника энергии.

Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством

Вопрос о том, как зарядить обычным зарядным устройством гелевый аккумулятор, задают часто. Но технология зарядки батареи с жидким электролитом и гелем отличаются. Заряжают ли от обычного ЗУ гелевые аккумуляторы? Высокий зарядный ток расплавит гель, который уже не восстановится. Есть и другие проблемы:

  • Если батарея почти заряжена, гель не расплавится, но и зарядка идти не будет.
  • Ток зарядки разрушит структуру геля, даже при использовании дополнительной настройки.
  • Невозможно выполнить условия этапной зарядки со сменой параметров тока и напряжения.
  • Нагревание батареи приведет к разложению электролита, поэтому нельзя держать аппарат под зарядкой избыточное время.

Все объясняется проще. Подключение к обычному зарядному устройству приведет к неизбежному разогреву. Если корпус удалось быстро охладить, в нем уже образовалась жидкость. Постепенно она растворит оставшийся гель. Признак разрушения – нагрев корпуса во время работы.

Так как купить «умное» ЗУ не всегда удается, разработан способ, как заряжать гелевый аккумулятор от обычных зарядных устройств. Для этого потребуется посредник – другая батарея, даже старая, отработанная. Она будет работать трансформатором энергии, снижая параметры зарядного тока.

Нужно обе батареи подсоединить параллельно, ЗУ подсоединить к батарее-трансформатору. На гелевый аккумулятор воздействие будет более мягким. Убедившись, что зарядка идет, нужно определить степень нагрева корпуса гелевой АКБ. Если нет нагрева, 2 часа можно восстанавливать емкость. После замерить параметры, в зависимости от показаний, продолжать зарядку еще час или два. Можно ли заряжать батарею, если она начала нагреваться сразу? Нет, ее нужно утилизировать.

 Каким зарядным устройством заряжать гелевый аккумулятор

Как заряжать батарею правильно? Технология зарядки гелевого аккумулятора состоит из нескольких ступеней. При этом используют специальное зарядное устройство. Каким напряжением можно заряжать гелевый аккумулятор? В паспорте батареи записано пороговое напряжение. На большинстве приборов это 14,4-14,5 В. Но необходимо знать допустимый максимум для своего изделия. Превышение показателя приведет к разрушению геля.

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного гелевого аккумулятора, как вести зарядку?

Уже знаем, что неприемлемо даже кратковременное превышение зарядного напряжения выше порогового, указанного в паспорте. Сила тока должна быть около 10 % от емкости гелевого аккумулятора. Каким током заряжать при показателе 60 А/ч? Десятая часть составит 6 ампер. Быстрая зарядка возможна с применение 30% тока от емкости. Для сохранения заряда в гелевом аккумуляторе существует режим Standby USE параметры напряжения 13,5 -13,8.

Основные требования к зарядному устройству – возможность регулировать и поддерживать параметры тока и напряжения. Должна быть функция температурной компенсации, без нее возможен перезаряд, что недопустимо. Хорошо, если термометр выносной. Автоматический режим зарядки и своевременное отключение потребителя тока сделают процесс надежным.

Как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля, изложено в пошаговой инструкции:

  • Применяются необслуживаемые гелевые аккумуляторы и снабженные пробками. Перед зарядкой пробки нужно выкрутить.
  • На зарядном устройстве выставить напряжение cycle use, ток нулевой.
  • Подключить устройство, соблюдая полярность.
  • Установить ток зарядки, следить за напряжением. Оно будет расти, важно чтобы показатель оставался в рамках дозволенного.

Сколько заряжать гелевый аккумулятор зависит от подаваемого тока. При 10 % от емкости зарядка происходит за 12-14 часов. Но снизив показатель вдвое, увеличим время до 24 часов, зато продлим срок годности прибора. Если нужно зарядить быстро, увеличиваем силу тока.

Зарядку следует проводить по стадиям. Вначале устанавливают постоянный током, с увеличением напряжения до нормы. На второй стадии сохраняется постоянное напряжение, а ток постепенно уменьшается, пока показатель емкости достигнет максимума.

Как заряжать гелевые аккумуляторы 12 вольт

Гелевые аккумуляторы 12 вольт могут быть автомобильными (стартерными) или тяговыми. Чем и как правильно заряжать те и другие, в чем отличие, разберемся.

Для стартерного аккумулятора характерен режим работы, когда в короткое время на пуск мотора отдается до 2-3С20 тока. Восстанавливается заряд в период движения, когда генератор вырабатывает энергию. Но зарядится ли гелиевый аккумулятор на автомобиле полностью? Бортовая электроника не позволяет восстановить емкость на 100%. Поэтому периодическая подзарядка до номинала нужна. Если вы пользуетесь универсальной автомобильной зарядкой iMAX B6 или другим подобным ЗУ, зарядить гелевый аккумулятор не составит труда.

Выставив нужные параметры — номинальное напряжение, количество банок, ток зарядки на «умном « зарядном устройстве, нужно указать тип аккумулятора. О том как правильно зарядить гелевый аккумулятор автомобиля позаботится универсальный зарядник с микропроцессором.

Как зарядить тяговый аккумулятор 12 в с гелевым электролитом? Здесь несколько изменен алгоритм. В фазе насыщения ток заряда восстанавливает емкость аккумулятора. Но так как емкость большая, используется ток 0,1-1,0 С20. С20 – цифровое значение емкости, измеряемой в А/ч. При достижении на клеммах номинального напряжения 13,8-14,4 В, заряд составляет около 80 %.

Наступает этап абсорбции. В массивные свинцовые пластины проходят активные ионы, как в кладовую. За счет диффузии заряд скапливается, ток поглощается все меньше, до 0,02С20. Во время абсорбции ток не зависит от зарядного устройства, только от емкости пластин. Именно этот процесс позволяет использовать энергию равномерно и долго при разрядке.

Показатель, характеризующий работу тягового аккумулятора – эффективность зарядки. Это обозначает, какой процент от полученной энергии используется эффективно. Гелевые аккумуляторы имеют показатель эффективности 90 %.

Как заряжать гелевый аккумулятор для мотоцикла

Особенности источников энергии для мотоцикла, скутера, снегохода в их малой емкости. Поэтому даже универсальное автомобильное устройство не поддерживает малые токи. Как можно зарядить гелевый аккумулятор малой емкости? Необходимо подобрать «интеллектуальное» зарядное. Пример доступного по цене ЗУ – Benton BX.

Как часто нужно заряжать гелевый аккумулятор для снегохода или для скутера? Все аккумуляторы, установленные на экстремальной технике, контролируются тестером. Напряжение замеряется на клеммах. Показатель выше 12,7 В хороший, ниже – гелевый аккумулятор мотоцикла, снегохода или другой техники требует подзарядки от сети. Для гарантии безотказной работы аккумулятора сетевая короткая подзарядка рекомендуется раз в два месяца.

Независимо, в автомобиле, скутере, или лодке, установлен гелевый аккумулятор. Правильная зарядка после длительного простоя или глубокой разрядки должна быть не меньше 12-14 часов. Используется ток 0,1 С20 или чуть больше. Нельзя отключать питание, если батарея заряжена не полностью. Процесс должен быть под контролем. Нельзя допускать нагрева корпуса аккумулятора.

Видео

О том, как правильно зарядить гелевый аккумулятор, посмотрите видео

Как правильно заряжать гелевые аккумуляторы

В последнее время на прилавках российских магазинов появляется всё больше гелевых автомобильных аккумуляторов, ещё называемых AGM. Они имеют ряд преимуществ перед моделями АКБ с жидким электролитом, как, впрочем, и ряд недостатков. И один из таких недостатков заключается в том, что гелевые аккумуляторы требуют корректного проведения процесса зарядки. И нужно точно знать, как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля. Об этом мы и поговорим в данной статье, но сначала небольшое отступление о самих аккумуляторных батареях с гелевым наполнителем.  

Что представляют собой гелевые аккумуляторы?

Стоит отметить, что этот тип АКБ не является революционным продуктом, а скорее эволюционным. Со времён появления первого аккумулятора пару веков назад специалисты постоянно работали над усовершенствованием его конструкции. Работы велись, как в направлении совершенствования состава пластин (из-за низкой механической прочности свинца), так и по усовершенствованию химического состава электролита (выкипание, изменение состава). В результате появились аккумуляторы с гелевым наполнителем вместо жидкого электролита. Здесь речь идёт именно о «гелевых», а не о «гелиевых» АКБ, как их иногда ошибочно называют. Это те же свинцово-кислотные аккумуляторы, где электролит находится в гелеобразном состоянии. Принцип действия у них такой же, как и у батарей с жидким электролитом. На сегодняшний день есть две основные технологии производства таких аккумуляторных батарей.

Это:

  • Технология GEL. Здесь применяется силикагель и микропористый сепаратор;
  • Технология AGM. Здесь стекловолокно используется для абсорбции электролита. Оно же одновременно выступает в роли сепаратора.

Продукты, сделанные по этим технологиям, применяются в автомобильной промышленности, судостроении, различных системах, где требуется обеспечение бесперебойного питания. На автомобилях пока ещё нечасто можно встретить АКБ с гелеобразным электролитом, а вот, к примеру, в скутерах и мопедах они получили широкое распространение. Для тех, у кого есть авто с таким устройством, важно знать, как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля.

Некоторые производители заявляют о сроке службы подобных аккумуляторов в 12–14 лет и эксплуатации их в любом положении, хоть «вверх ногами». Не все эти заявления соответствуют действительности. Давайте, посмотрим, какие на самом деле плюсы таких АКБ. Вернуться к содержанию

Преимущества гелевых аккумуляторов

Гелевый наполнитель обеспечивает при пуске высокий ток. Это достигается благодаря тому, что гелевый наполнитель хорошо облегает свинцовые пластины. Это очень выручает в холодное время года;

  • При повреждении корпуса батареи не происходит утечки электролита. Естественно, при небольшом повреждении;
  • Свобода в установке подобной аккумуляторной батареи. Можно устанавливать на вертикальной и наклонной поверхности, благодаря отсутствию жидкого электролита;
  • Высокая степень безопасности этого типа АКБ;
  • Аккумулятор этого типа выдаёт стабильные показатели напряжения и тока до снижения уровня заряда до 30 процентов от номинала;
  • Некоторые производители сообщают, что их гелевые аккумуляторы могут пройти 600–700 циклов разряд – заряд, не потеряв ёмкости, а некоторые говорят и о тысяче циклов;
  • Батареи этого типа отлично переносят холод и жару.

Вернуться к содержанию  

Недостатки гелевых аккумуляторов

  • Длительная эксплуатация возможна лишь при чётком выполнении правил использования. Особенно это касается зарядки АКБ.
  • Высокая точность напряжения при зарядке. Как следствие, требуется специальное зарядное устройство с возможностью регулировки напряжения и тока;
  • Высокая стоимость по сравнению со стандартными АКБ с жидким электролитом.

Теперь поговорим о том, как заряжать гелевые АКБ. Вернуться к содержанию  

Как заряжать гелевый аккумулятор?

Чтобы зарядить гелевые АКБ, устройства, используемые для зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов с жидким электролитом, не подойдут. Требуется устройство с возможностью регулировки силы тока и напряжения. Это очень важно, поскольку гелевые аккумуляторы очень требовательны к напряжению заряда.

Внимание! Если превысить допустимое напряжение, то начнётся активное газообразование и гелевый наполнитель будет отслаиваться от пластин. В результате произойдёт вспучивание и выход батареи из строя.

Вернуться к содержанию  

Важные параметры и особенности при зарядке гелевого аккумулятора

Максимально допустимое напряжение заряда аккумуляторов составляет, как правило, 14,3–14,4   вольта. Но перед зарядкой вы должны уточнить это значение для своей АКБ. Посмотреть его можно на корпусе или в паспорте устройства. Обозначается оно, как cycle use.

На фото выделено максимально допустимое напряжение заряда гелевого аккумулятора

Так, для модели на фотографии выше cycle use составляет 14,1–14,4 вольта. Есть также и другое значение, обозначаемое как standby use.

На фото выделено напряжение, которое нужно подавать на гелевый аккумулятор для поддержки его в рабочем состоянии

Для модели на фотографии напряжение standby use составляет 6,75–6,9 вольта. Это напряжение, которое нужно подавать на АКБ в режиме ожидания для поддержания её в рабочем состоянии.

Что касается тока зарядки, то на корпусе и в документах на аккумулятор можно встретить следующее значение – max initial current.

На фото выделен максимально допустимый ток зарядки

Для образца на предыдущем изображении величина составляет 16,5 А. Не устанавливайте ток выше этого значения, иначе батарея будет выведена из строя. И ещё один важный параметр, без которого не обойтись, это ток зарядки аккумулятора. Он вычисляется, как ёмкость АКБ / 10. Смотрите значение ёмкости в Ah.

На фото выделена емкость аккумулятора

Для модели выше ёмкость составляет 7 Ah. Соответственно, ток зарядки нужно установить 700 ma.

Вернуться к содержанию

 

Порядок зарядки по шагам

Теперь непосредственно о том, как правильно заряжать гелевый аккумулятор. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • Важно! Если ваш гелевый аккумулятор обслуживаемый (а сейчас появились и такие), то выкрутите пробки с банок перед зарядкой;
  • На соответствующем зарядном устройстве выставьте напряжение cycle use и нулевой ток;
  • Подключить клеммы устройства к АКБ, соблюдая полярность;
  • Установить ток зарядки (который мы вычислили выше) и следить за напряжением в процессе зарядки.

По мере того как аккумулятор будет заряжаться, напряжение будет расти. Если оно будет превышать cycle use, то уменьшите силу тока, насколько потребуется. В таких условиях аккумулятор полностью зарядится примерно за 10–12 часов.

Некоторые специалисты рекомендуют уменьшить ток зарядки в два раза и заряжать аккумулятор примерно сутки. Это увеличит срок эксплуатации АКБ.

Вообще, в продаже можно встретить зарядные устройства, которые способны самостоятельно отслеживать напряжение и снижать силу тока в случае необходимости. К тому же модели, которые компенсируют значение напряжения в зависимости от температурного режима.

Вернуться к содержанию  

Требования к зарядному устройству для гелевых АКБ

В заключение, давайте перечислим основные пожелания к зарядному устройству для гелевого аккумулятора.

  • Возможность настраивать ток заряда;
  • ЗУ (зарядное устройство) должно предназначаться для гелевых АКБ или иметь отдельный режим для работы с ними;
  • Устройство должно иметь функцию температурной компенсации;
  • Должен быть диапазон рабочих температур (обычно от +5 до +40);
  • Крайне желательно ведение процесса заряда по стадиям в автоматическом режиме (3-4 стадии).

Вернуться к содержанию  

Что в остатке?

Вот, пожалуй, и все моменты по зарядке гелевых аккумуляторов. Можно добавить, что этот тип аккумуляторов имеет ряд неоспоримых преимуществ, по сравнению с обычными кислотными батареями. Но гелевые батареи требуют специальных зарядных устройств и большей внимательности при зарядке. При неаккуратной зарядке можно вывести их из строя или значительно сократить срок службы. Поэтому соблюдайте указанный порядок при заряде гелевого аккумулятора и он прослужит вам долго. Если у вас есть что добавить к статье, то будем рады комментариям ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте материал!

Вернуться к содержанию

Как заряжать гелевый аккумулятор. Зарядным устройством и от автомобиля

Новые технологии шагают по миру. Наверное скоро старые свинцовые батареи совсем сойдут на нет, их заменят AGM или GEL аккумуляторы. Но так ли идеальны эти новинки? Ведь минусов у них также предостаточно особенно у «гель» версии – из них самый основной это его зарядка. Если с зарядом AGM все более или менее понятно, то вот как дело обстоит с более продвинутым собратом. Сегодня решил написать статью – как заряжать гелевый аккумулятор, будет интересно читайте …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Знаю эта тема волнует многих автомобилистов, которые хотят уйти от свинцово-кислотных АКБ и поставить себе «новые технологии» под капот (повторюсь AGM или GEL — это не одно и тоже). Также хочется напомнить что гелевый аккумулятор от слова «ГЕЛЬ» а не гелий (ГАЗ), нужно усвоить для понимания чтобы не путали.

В самом начале вспомним строение.

Пару слов о строении

Не хочу сейчас размусоливать – давайте вспомним основные аспекты:

  • В таких АКБ также 6 изолированных банок (отсеков) как и в обычных кислотных. Каждая банка выдает около 2,1 Вольта, общее напряжение 12,6 – 12,7В
  • В строении пластин применяется очищенный свинец, поэтому сопротивление намного ниже чем у обычных батарей. А это способствует быстрому заряду и разряду. Поэтому пусковые токи могут доходить до 1000 Ач.
  • Вместо жидкого электролита, пластины запечатаны в специальный гель, он является удерживающим элементом для электролита (запечатывает его внутри), а также выступает диэлектриком (не дает пластинам с разными полюсами замкнуть). Еще один положительный момент – гель на заводе заливают жидким, после он становится в виде жесткой массы, она обволакивает пластины и не дает им осыпаться – поэтому такие АКБ устойчивы к глубоким разрядам.
  • Батарею можно ставить хоть набок хоть вверх ногами (главное — не замкнуть клеммы), электролит не вытечет, внутри АКБ есть своя атмосфера (она запечатана), корпус разрушать не желательно. По этой же причине выкипание электролита невозможно!
  • Не так сильно боится холода, конечно у него есть нижняя граница, но она в пределах – 50 градусов, что в средней полосе встретить сложно.

В общем просто чудо аккумулятор, выдает большие токи, не разряжается в мороз, доливать электролит не нужно и т.д. Но в чем его «Ахиллесова пята», где слабые места?

Как нужно заряжать

Минусы кроются уже в стоимости – стоит в 3 – 4 раза дороже чем стандартный аккумулятор. Но это не единственный и не такой страшный негативный момент. Можно закрыть глаза на цену и пользоваться такой батареей, ведь у него срок службы (при правильной эксплуатации) минимум в 3 – 4 раза больше.

Самый большой негативный момент – это зарядка гелевого аккумулятора! Он очень требователен к напряжению, если превысить допустимый порог то попросту за считанные часы его можно «убить».

Но для начала …

Сила тока. Ток как на любом другом АКБ, то есть должен колебаться в пределах от 10 до 30%. Если вам нужно правильно зарядить и не навредить батареи то ставьте 10% от емкости. Например — от 60 Ач – это 6А. если нужно подзарядить но срочно – то до 30%, а это 18A, от нашего примера. Тут думаю все понятно. Но вот напряжение, тут то что?

Напряжение. Все более сложно, гелевый вариант не терпит даже малейших превышений напряжения. Нормальным считается – 14,5 – 15,0Вольта. Если вы превышаете заряд даже на десятые доли Вольта, внутри запускаются процессы разрушения, которые его попросту выведут из строя, причем очень быстро.

Как влияет повышенное напряжение?

Очень просто – мы с вами знаем, что внутри находится – ГЕЛЬ. Это упругое, но твердое вещество, чем-то похоже на резину (только белого цвета). При нормальных температурах, и нормальных показателях заряда этот гель находится в одинаковом состоянии. Но вот только вы превышаете порог, скажем подаете – 15,5 – 16,0В, то гель начинает плавится – тает как масло и чем дольше вы его перезаряжаете, тем больше его разрушится.

Это приведет:

  • К снижению емкости, гелевая масса после того как расплавится не восстанавливается, она не затвердевает обратно.
  • Если совсем расплавить гель, то возможно перемкнут платины, ведь он еще и диэлектрик.

Вот и все после этого, можно выкидывать ваш чудо АКБ! Так просто его вывести из строя. Справедливости ради – стоит отметить что при низких температурах происходит почти тоже самое, гель замерзает становится — хрупким и ломким, поэтому крайне низкие температуры (за – 50 градусов Цельсия), также не желательны.

Режим сохранения заряда

Есть еще одна особенность – заряжать для сохранения заряда. На многих гелевых аккумуляторах он называется – Standby USE (ожидающий использования). Так как аккумулятор может храниться годами без подзарядки, его изредка нужно подзаряжать. Как пишут производители – достаточно раз в год. Так вот заряжать нужно специальным напряжением – от 13,5 до 13,8В.

При таком режиме – аккумулятор без ущерба для себя наберет энергию и вы можете еще на долгое время оставить его на «сохранение».

Так можно ли применять в авто или нет?

После прочитанного повисает справедливый вопрос – а можно ли и самое главное стоит ли применять для запуска двигателя автомобиля? Знаете ребята, вопрос не однозначный – с одной стороны высокие токи запуска, быстрая зарядка, нет испарения электролита одни плюсы. НО – вам нужно постоянно следить за реле-регулятора генератора (устройство которое регулирует напряжение и не дает перезаряда АКБ) – если оно выйдет из строя, гелевый АКБ буквально за день «угробите». Если на иномарках качество реле более-менее (хотя всякое бывает), то вот на наших ВАЗ, особенно на классическом приводе они очень часто выходят из строя. ДА и ставить гелевый аккумулятор на классику – нужно суметь, зачастую батарея будет стоять половину от стоимости авто.

Если уж очень «хочется, но колется» — как говорится в народе. Стоит посмотреть на специальные клеммы, знаете есть такие в которых установлены свои реле-регулятора, то есть получается двойная защита, на генераторе и на самой клемме (если один выйдет из строя, спасет второй). Правда стоят такие клеммы очень не дешево, да и найти их сложно.

ИТОГ

Что остается в итоге, а именно – как заряжать гелевый аккумулятор:

  • Если процесс происходит дома, тогда точным напряжением не выше 15В (а лучше 14,4В), током от 10 до 30% от емкости.

  • Если в машине, то стандартного генератора будет «за глаза», главное чтобы реле не пустило перезаряд, иначе быстрый выход и строя, купите клеммы с реле-регулятором (как дополнительную защиту).

Сейчас небольшое видео, смотрим.

НА этом заканчиваю, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

Как заряжать гелевый аккумулятор

Несколько лет назад на АЗС и в магазинах стали появляться в продаже гелевые аккумуляторные батареи. У них есть ряд преимуществ по сравнению со стандартными и даже AGM и EFB батареями. Но особенности технологий накладывают ряд ограничений. Самая главная проблема заключается в том, что у Вас не получится зарядить GEL АКБ обычным способом.

Особенности зарядки

При эксплуатации аккумуляторных гелевых батарей есть определенные ограничения. В первую очередь они связаны с особенностями заряда. Заряд производится, как во время движения машины, работе двигателя, так и с помощью зарядных устройств. При этом устройства, предназначенные для заряда обычных АКБ не всегда подходят к гелевым ввиду необходимости соблюдения строгих норм по току и напряжению.

Нельзя заряжать гелевые аккумуляторы обычным зарядным устройством без доработок.

На маркировке многих гелевых аккумуляторных батарей наносятся предельные значения тока заряда, максимального напряжения заряда и минимального напряжения в режиме хранения в виде цифровых значений. Это лишний раз доказывает, насколько это важно для сохранения работоспособности.

В некоторых автомобилях стандартные условия эксплуатации системы зарядки от генератора допускают большие пределы изменения тока и напряжения на АКБ. Это относится, прежде всего, к пожилым автомобилям. Перед установкой гелевого аккумулятора необходимо проконсультироваться с автоэлектриком, который разбирается в электрических параметрах генератора, установленного на автомобиль. Помимо этого, необходимо чаще контролировать исправность регулятора напряжения генератора, чтобы досрочно не вывести АКБ из строя.

Неправильно полагать, что гелевые аккумуляторы не относятся к кислотным. По составу электролита они максимально приближены к обычным АКБ. За счет специальных добавок электролит переведен в состояние геля, подобно как желатин превращает бульон в заливное. Поэтому не следует гель трогать руками, если повредился корпус АКБ. Даже, если написано, что он абсолютно безопасен.

Читайте также:  Почему телефон быстро заряжается и разряжается

Когда необходимо устанавливать гелевый аккумулятор на зарядку

В некоторых источниках указано, что такой тип АКБ допускает полный разряд и длительное хранение в таком состоянии. Мягко говоря, это не совсем правильно. Как и любой кислотный аккумулятор, он не допускает полного разряда. При этом происходит разрушение пластин. Кроме этого, во время зарядки «с нуля» протекает большой ток, который может привести к неисправности аккумуляторной батареи. Во время зарядки большими токами идет интенсивное газообразование, банки не успевают их адсорбировать.

Не стоит допускать полного разряда АКБ и хранения его в полностью разряженном состоянии.

На предприятиях, занимающихся торговлей аккумуляторов, которые длительное время поддерживают гелевые АКБ в готовом к эксплуатации состоянии, руководствуются параметром «standby use», обычно указанном на шильдике корпуса или в техническом руководстве. Он находится в пределах от 6,7 до 7,5 вольт. Именно такое минимальное напряжение должно допускаться на гелевом аккумуляторе. Если напряжение меньше, его следует немедленно ставить на зарядку.

Информация о силе тока и напряжении

Подготовка батареи к зарядке

Перед первой зарядкой аккумулятора необходимо ознакомиться с его параметрами, прежде всего:

  1. Standby — напряжение во время хранения и ожидания использования, готовности. Если напряжение на аккумуляторе будет меньше, следует уменьшать напряжение заряда приблизительно вдвое, если это допускает зарядное устройство. Следует производить зарядку периодически: полчаса зарядки, полчаса перерыва. Через два-три цикла перейти в обычный режим.
  2. Cycle use — предельное напряжение во время заряда. Стандартная величина 14,1 – 14,4 Вольта. Большинство обычных зарядных устройств имеет номинальное напряжение от 14,5 до 15,5 вольт. Именно поэтому они не подходят для гелевых АКБ (без переделки).
  3. «Max initial current» — максимальный ток заряда. Если данный параметр не указан, его выбирают около 10% от емкости. Например, если емкость батареи 50 ампер-часов, выбирают ток 5 Ампер.

Сейчас в продаже появились гелевые обслуживаемые аккумуляторы, в этом случае перед зарядкой следует приоткрутить пробки, чтобы происходила возможная дегазация.

Как правильно заряжать аккумулятор

Во время восстановления емкости с помощью зарядного устройства (ЗУ) необходимо строго придерживаться следующего алгоритма:

  1. Очистить клеммы аккумуляторной батареи и крокодил-зажимов зарядного устройства.
  2. Установить АКБ на устойчивую ровную поверхность.
  3. На устройстве установить максимальное напряжение «Cycle use», если на батареи оно не указано, то выставляем в пределах 14 – 14,4 вольта.
  4. Установить минимальный ток заряда, если есть предел 0, то установить нулевой ток.
  5. Тщательно закрепить крокодил-зажимы зарядного устройства на клеммах АКБ.
  6. Включить зарядное устройство.
  7. Установить ток заряда в пределах 0,5 от «Max initial current», или 5% от емкости аккумулятора (если емкость 50 Ач, то 2,5 Ампера). Начать зарядку. Через 5 – 10 минут довести ток заряда до «Max initial current» (10% от емкости или если емкость 50 Ач, то до 5 Ампер).
  8. Если через некоторое время напряжение превысит 14,4 вольта (так случается на устройствах со слабой степенью регулировки), необходимо уменьшать величину напряжения. Этот режим заряда называется с постоянным током.
  9. Далее выполняется режим с постоянным напряжением, то есть ток будет уменьшаться, напряжение остается номинальным. При этом режиме емкость восполняется не до 100%, а только 80%.
  10. Заключающий этап заряда производится при напряжении 14,1 Вольта, током менее 1 Ампер.
Читайте также:  Как отличить аккумулятор от батарейки

Зарядка в автомате

Для зарядки аккумулятора в режиме «Автомат», если такой предусмотрен на зарядном устройстве, никаких специальных регулировок выполнять не следует. Необходимо подключить крокодил-зажимы к клеммам АКБ, включить зарядное устройство в режиме «автомат» и «GEL», и ждать сообщение об окончании зарядки.

При первичном использовании автоматического ЗУ следует через полчаса самостоятельно контролировать напряжение (лучше и ток) на зарядном устройстве. Дело в том, что некоторые китайские зарядные устройства не совсем корректно устанавливают напряжение заряда. Для режима «Gel» это принципиально.

Когда аккумулятор зарядится и как проверить

Если используется автоматическое зарядное устройство, то оно прекратит зарядку в соответствии с встроенным алгоритмом. В том случае, когда используется заряд в ручном режиме, следует останавливать процесс после достижения 80% от номинальной емкости. Этот момент обычно происходит через 7-8 часов заряда током 10% от номинальной емкости.

Проверку можно выполнить при помощи нагрузочной вилки. Можно завершить заряд, если нагрузочная вилка покажет значение 0,8 от номинального тока запуска. Дальнейший дозаряд, который предусматривает полный цикл зарядки гелевых аккумуляторов, составляет 4 – 6 часов током 0,1% от номинальной емкости. Для автомобильных аккумуляторов он составляет около 1 Ампера.

Какое ЗУ следует приобретать для гелевой АКБ

Идеальное ЗУ должно:

  • иметь ручные регулировки напряжения и тока заряда;
  • должен присутствовать автоматический режим заряда гелевых АКБ трехступенчатый (подготовка, основной, дозаряд) или четырехступенчатый (плюс хранение);
  • иметь термокомпенсацию для предотвращения перезаряда, что приводит к уменьшению срока службы АКБ;
  • иметь встроенный измерительный прибор токов и напряжений, регулятор скорости вентилятора охлаждения;
  • предусматривать максимальный диапазон температур.

Режим подготовительный предусматривает заряд постоянным током, при  этом напряжение на АКБ увеличивается. Важно, чтобы напряжение для гелевых АКБ не превысило значение 14,4 Вольта.

Читайте также:  Как зарядить ноутбук без зарядки

Основной заряд проводится при постоянном напряжении с уменьшающимся током.

Окончательный дозаряд происходит при минимальном токе и пониженном напряжении.

Обслуживание батареи после зарядки

Обслуживание гелевой аккумуляторной батареи предусматривает:

  • регулярную очистку клемм и поверхности АКБ;
  • проверку токов утечки аккумуляторной батареи на автомобиле, чтобы не допустить полный разряд;
  • контроль напряжения заряда генератора на различных оборотах (не должно быть более 14,4 Вольта);
  • регулярный контроль во время длительной стоянки остаточного напряжения (обязательно должно быть более 7,0 Вольт);
  • проверка целостности аккумуляторной батареи.

Гелевые батареи одни из самых дорогих и они довольно капризные, поэтому рекомендуется приобрести качественное зарядное устройство с автоматическом режиме.

Остались вопросы или есть чем дополнить материл? Пишите в комментариях!


Смотрите также


Интересующую Вас информацию Вы можете уточнить у наших специалистов, заполнив форму, приведенную ниже. Мы с радостью Вас проконсультируем!
Почта:
Ваше Имя:
Сообщение:
30+5