Как удалить ржавчину с кузова автомобиля
Как убрать ржавчину с автомобиля?

Содержание:
Приветствую Вас на блоге kuzov.info!
В этой статье разберёмся как убрать ржавчину с автомобиля. Рассмотрим способы удаления ржавчины, химические и механические средства.
Чтобы лучше понять, с чем Вам придётся иметь дело, сначала разберёмся в теории возникновения ржавчины и её типах.
Почему возникает ржавчина?
Когда железо или сталь не защищены, происходит процесс реакции с кислородом и возникает коррозия металла. Металл разрушается и формирует ржавчину, красно-коричневый состав, который является очевидным знаком электрохимического окисления металла. Другие металлы также окисляются, но у них это происходит иначе. Так, к примеру, коррозия алюминия распространяется намного медленнее.
При коррозии ухудшаются свойства металла, его структура и толщина, ведущие к потере прочности. Коррозия может концентрироваться в отдельных точках, а может распространиться по большой площади более или менее равномерно.
Скорость, с которой металл ржавеет достаточно медленная, но она ускоряется контактом с водой, в особенности, если вода имеет высокую концентрацию соли, которая выступает в роли электролита (субстанции, которая помогает электронам двигаться). Также, на скорость распространения ржавчины влияет температура окружающей среды. Чем выше температура, тем быстрее металл ржавеет.
Почему же металл ржавеет? За исключением золота, платины и нескольких других, металлы не встречаются в природе в чистой форме. Они химически соединены с другими элементами в руде, такими как сульфиды и оксиды. Для извлечения металлов из сульфидов и оксидов должна быть потрачена энергия (в доменной печи), чтобы получить чистый металл. Так как все элементы во вселенной стремятся возвратиться в их низшее энергетическое, основное состояние, то чистые металлы также стремятся вернуться в своё основное состояние, в котором они были в природе (в виде сульфидов и оксидов). Путь, который возвращает металл в его основное состояние, является его окислением. Таким образом, коррозия является натуральным процессом, который преобразует металл в его химически более стабильную форму.
Ржавчина не распространяется через контакт, как биологическая инфекция. Вместо этого, процесс окисления железа происходит самостоятельно, в зависимости от условий окружающей среды.
Разные сплавы металла ржавеют с разной скоростью, в зависимости от состава. Примеси в металлических сплавах ускоряют процесс коррозии. Чистое железо не окисляется так агрессивно. К сожалению, чистое железо не очень хороший материал для изготовления кузовов автомобилей. Добавляя углерод, получается сталь, которая уже имеет все необходимые свойства для формовки листового металла, такие как эластичность и прочность на разрыв.
Борьбу против ржавчины честнее было бы назвать отсрочкой от её возникновения. Полностью её выиграть нельзя. Автомобили с завода имеют слабые места, которые «ждут» благоприятных условий для возникновения коррозии. Внешне не ржавый автомобиль может содержать ржавчину в скрытых полостях или с обратной стороны некоторых панелей.
На кузове автомобиля коррозия может возникнуть в следующих случаях:
- Из-за появления глубокой царапины или скола лакокрасочного покрытия.
- Ржавчина возникает в местах кузова, где скапливается грязь и соль. Это области вокруг крыльев, внизу дверей, из-за заблокированных дренажных отверстий.
- Места с точечной сваркой также предрасположены к возникновению ржавчины.
- Ржавчина обычно начинается с краёв панелей. Эти части имеют более тонкий слой краски, который быстрее стирается.
- Пороги и другие скрытые полости могут ржаветь изнутри.
- Ржавчина может появиться в местах, где осуществлялся кузовной ремонт, и не была правильно сделана антикоррозионная обработка.
Типы ржавчины кузова автомобиля
В целом можно назвать два главных типа ржавчины. Первая – поверхностная ржавчина. Она возникает и распространяется снаружи панелей кузова и происходит из-за нарушения целостности краски, её износа или сколов и глубоких царапин. В зависимости от погодных условий (влажности, температуры и использования дорожных солей), этот тип коррозии металла может прогрессировать медленно и может быть легко очищен.
Второй тип ржавчины возникает изнутри и распространяется незаметно. Этот тип коррозии гораздо хуже и опаснее. Если вы видите признаки ржавчины под неповреждённой краской, то это вероятнее всего ржавчина, возникшая с обратной стороны панели и распространившаяся по всей толщине металла. Такая ржавчина часто возникает в городах, где дороги зимой посыпают солью.
Также, процесс коррозии металла можно условно разделить на разные стадии.
- Первая стадия характеризуется окислением, которое не повреждает металл и легко счищается.
- Если не успеть устранить лёгкую поверхностную ржавчину, то ржавчина переходит во вторую стадию. В этом случае ржавчина «въедается», металл может иметь мелкие углубления с ржавчиной внутри, но металлическая панель по-прежнему имеет хорошую прочность.
- На третьей стадии, кроме «въевшейся», появляется отслаивающаяся ржавчина и сквозные отверстия. Металл начинает терять прочность.
Молекулы ржавчины физически имеют больший размер, чем молекулы железа или стали. Ржавчина увеличивается в объёме и становится в 10 раз больше, чем металл, из которого она образуется. Таким образом, ржавчина прорывается сквозь лакокрасочное покрытие и оголяет металл, после чего распространяется ещё быстрее. Кроме того, ржавая поверхность впитывает и удерживает воду, что также ведёт к её распространению. Таким образом, удаление ржавчины очень важно. Возникает вопрос, как убрать ржавчину с автомобиля? Какие способы существуют и какие из них наиболее действенные?
Наиболее важным принципом при устранении ржавчины является как можно быстрее её выявить и принять меры по ремонту. Чем дольше ржавчина остаётся без внимания, тем сложнее и дороже будет её устранить.
Прежде всего, нужно определить, что собой представляет коррозия на конкретной панели кузова. Она начинается под краской и её можно не сразу увидеть. Окисление под лакокрасочным покрытием может проявляться в виде пузырей краски или её отслаивания. Нужно понять насколько ржавчина распространилась. Для этого нужно счистить краску в местах с коррозией, с запасом до чистого металла.
Есть несколько способов избавиться от коррозии металла:
- Преобразовать ржавчину
- Остановить и герметизировать ржавчину
- Использовать средство с сильнодействующей кислотой (rust remover, удалитель ржавчины)
- Механически обработать (может предшествовать трём предыдущим способам)
- Удалить и заменить ржавый на новый металл.
- Альтернативный метод ремонта стекловолокном
Преобразователь ржавчины
Преобразователь ржавчины представляет собой водный раствор с кислотой (обычно фосфорной или дубильной). Дополнительно к кислоте может присутствовать органический полимер (бутилгликоль) и смачивающие вещества, которые сокращают поверхностное натяжение и увеличивают проникающую способность кислоты в ржавчину. Некоторые преобразователи могут иметь в составе дополнительные кислоты, чтобы ускорить химическую реакцию, а также другие компоненты. Продукты разных производителей могут иметь разный состав.
Фосфорная кислота растворяет ржавчину и потом переводит её в фосфат железа. Фосфат железа формирует тонкий защитный слой, чтобы минимизировать дальнейшее окисление. Он предназначен для нанесения прямо на ржавчину.
Когда нужно использовать преобразователь ржавчины?
- На средне- ржавой поверхности. Области, которые полностью покрыты существенным, не рыхлым слоем ржавчины. Нужно чтобы не было смешанной поверхности (чистый металл+ржавчина+старая краска).
- Преобразователь хорошо работает на поверхности, на которой коррозия начала проникать внутрь металла (но не глубоко) и покрывает весь металл. Перед нанесением преобразователя нужно убрать рыхлую, отслаивающуюся ржавчину. После действия преобразователя, ржавчина приобретает багрово-чёрный цвет.
- Может использоваться для преобразования (нейтрализации) остатков очищенной коррозии. Если остатки ржавчины располагаются в нескольких местах, между чистым металлом, то в этом случае общего защитного слоя не образуется.
Недостаток преобразователей ржавчины
В теории преобразователи отлично решают проблему ржавого металла, на практике же не всё так радужно.
Вот некоторые моменты, которые нужно учитывать:
- Если преобразователь используется с избытком, то на поверхности и в порах остаётся кислота, которая будет препятствовать адгезии грунта и может послужить отправной точкой для новой коррозии. Учитывая это, после действия преобразователя, его остатки нужно убрать и нейтрализовать поверхность после воздействия кислоты. Этот момент мы рассмотрим ниже, когда будем рассматривать особенности применения преобразователя ржавчины.
- Проблема преобразователей состоит в том, что если под преобразованным слоем осталась ржавчина, то она не остановлена и не может служить хорошим основанием для последующих покрытий. Поэтому необходимо удалять как можно больше корродированного металла механически. Преобразователь может действовать не глубже, чем может впитаться в ржавчину, а это не слишком глубоко. Таким образом, преобразователи могут быть эффективными лишь для тонких слоёв ржавчины.
- Есть исследования, показывающие, что не все преобразователи успешно преобразуют ржавчину в инертный слой. Некоторые преобразователи только меняют её цвет или же оказывают недостаточное действие для преобразования всего слоя. В любом случае, перед использованием преобразователя ржавчины лучше посоветоваться с людьми, успешно использовавшими конкретный продукт.
- Преобразователи не образуют плёнки, поэтому не могут герметизировать поры. Производители утверждают, что преобразователь проникает глубоко в ржавчину, но это никак не решает проблему с порами. Поры также препятствуют полному удалению остатков не прореагировавшей кислоты. Остаточную кислоту сложно определить и нельзя сказать, вся ли кислота была смыта после действия преобразователя.
Особенности применения преобразователя ржавчины
- Перед нанесением преобразователя, рекомендуется механически очистить чешуйчатую ржавчину, которая еле держится на поверхности.
- Далее нужно нанести средство и оставить до следующего дня. Преобразователь обычно легко наносится распылением или кистью. Его нужно использовать при комнатной температуре. Может понадобиться несколько раз нанести средство, чтобы оно хорошо проникло.
- Образовавшееся чёрное покрытие (фосфат) можно оставить как защитное покрытие, а можно убрать и снова повторить нанесение. Можно убирать чёрное покрытие и повторять нанесение преобразователя несколько раз, чтобы избавиться от ржавчины. Таким образом, преобразователь будет действовать как удалитель. В итоге, не счищаемые остатки также нужно преобразовать и после полного высыхания герметизировать перед шпаклеванием или покраской. О герметизации ржавчины читайте ниже.
- Белый мутный налёт, который остаётся на голом металле после преобразователя ржавчины, является высохшей фосфорной кислотой (очень липкий состав). Он ухудшает адгезию последующих слоёв грунта.
- По логике, кислоту нужно чем-то нейтрализовать, чтобы она не мешала адгезии и не оставалась под последующим покрытием, вызывая новую коррозию. Фосфорная кислота имеет невысокую концентрацию в преобразователе и её остаток достаточно легко смывается водой. Также, можно остатки стереть влажной тряпкой. После этого поверхность нужно сразу продуть сжатым воздухом или феном. Этот момент важен, но, как правило, не указывается некоторыми производителями. В качестве альтернативы, можно остаток преобразователя стереть ацетоном. Ацетон хорошо нейтрализует кислоту и убирает остатки воды.
- Для лучшего результата, после действия преобразователя нужно наносить грунт-герметик ржавчины.
Герметизация ржавчины
Уберите один из элементов электрохимической реакции и ржавчина не будет образовываться. Можно убрать кислород от металла и коррозия не будет распространяться.
В теории, если покрытие хорошо герметизирует ржавчину и его целостность не нарушена, то нет причин, позволяющих ей распространяться дальше.
Герметизатор ржавчины (Rust Encapsulator) представляет собой покрытие, напоминающее грунт, на который можно наносить любой материал. Он закрывает доступ воздуху и воде, чтобы остановить дальнейшее распространение коррозии. Его можно использовать отдельно от преобразователя или после него, для остановки незначительной ржавчины и исключения её дальнейшего появления. Этот грунт-герметизатор ржавчины имеет уретановую основу и ингибиторы, приостанавливающие коррозию.
Теоретически, в качестве герметизации остатков ржавчины, которые были обработаны преобразователем и представляют собой стабильную, не отслаивающуюся основу, можно применить эпоксидный грунт, так как он создаёт плотную плёнку и “отрезает” поступление кислорода и влаги к нанесённой поверхности. Однако, производители эпоксидных грунтов всегда пишут в инструкции наносить их на чистый металл, без следов коррозии. Всё же есть положительный опыт применения эпоксидного грунта на минимальное, количество преобразованной ржавчины (остатки кислоты преобразователя должны быть обязательно смыты и нейтрализованы, см. выше). Лучше же использовать грунт-герметизатор, специально для этого предназначенный.
Важно ли удалять всю ржавчину перед нанесением грунта-герметизатора? Это достаточно важно, так как ржавчина является слабым звеном, поэтому покрытие на ней будет не очень хорошо держаться. Плохое основание станет причиной неоднородности и нарушения целостности грунта, что впустит влагу и коррозия появится снова.
Герметик ржавчины реагирует на её остатки, нейтрализует её и оставляет после себя полимерное покрытие, которое может служить грунтом для дальнейших покрытий.
Опять же, любое покрытие не полностью водонепроницаемо. Говоря теоретически, кислород и вода имеют скорость распространения не равную нулю даже сквозь очень плотную плёнку краски. Таким образом, ржавчина может продолжить распространяться, но гораздо медленнее.
Герметик ржавчины нужно использовать:
- На тонкой поверхностной ржавчине.
- На ржавчине средней толщины, когда она больше, чем поверхностная и немного распространяется внутрь металла, но ещё не влияет на его прочность. В этом случае нужно сначала максимально убрать ржавчину шлифованием или насадкой. Далее наносится 2–3 слоя герметизирующего средства, для лучшего проникновения.
- На голом металле. Грунт-герметик ржавчины может использоваться на голом металле для предотвращения появления коррозии.
- На смешанной поверхности. Герметик ржавчины хорошо наносить на поверхности с разной степенью коррозии, в вперемешку с нормальным металлом и старой краской.
Герметик ржавчины не нужно использовать:
- Поверх прорезиненной поверхности на днище или поверх имеющейся защиты от ржавчины.
- В скрытых полостях или труднодоступных местах. Герметик ржавчины требует предварительной подготовки перед нанесением (очистка отслаивающейся ржавчины). Средство требует полного покрытия, чтобы остановить коррозию. В местах, где подготовка невозможна, не желательно применять герметик ржавчины.
- Сильно проржавевший металл является плохим кандидатом к герметизации.
Удаление ржавчины сильнодействующими средствами
Существуют химические средства для удаления ржавчины (rust remover или rust dissolver – удалитель или растворитель ржавчины). Удалитель ржавчины снимает ржавчину, используя сильнодействующую концентрированную кислоту. Это может быть соляная, щавелевая, фосфорная (более высокой концентрации, чем в преобразователе ржавчины) или другая кислота.
Конечно же, удаление ржавчины является лучшим вариантом, чем её преобразование или герметизация, и является конкретным ответом на вопрос “как убрать ржавчину с автомобиля?”, но у этого средства есть свои особенности и недостатки.
Особенности удалителя ржавчины:
- Удалитель ржавчины чаще применяется в качестве средства, в котором требуется замачивать ржавую деталь, поэтому используется, в основном, для удаления коррозии на небольших деталях. Однако, это средство может применяться и на больших поверхностях. Для стационарных деталей, больших по площади, требуется нанести средство, потом накрыть полиэтиленовой плёнкой, чтобы предотвратить его испарение.
- Соляная и щавелевая кислоты, как главные активные ингредиенты средства для удаления ржавчины, являются очень токсичными, поэтому удалитель ржавчины нужно применять с особой осторожностью.
- Сильнодействующие кислоты неблагоприятно действуют на металл, особенно, если действие слишком долгое. После такого действия устойчивость к коррозии у металла ослабляется.
Учитывая все вышеперечисленные особенности удалителей ржавчины, они всё же применяются при удалении ржавчины на кузове. Важным моментом после использования такого средства является смывка кислоты и нейтрализация её остатков.
Механическое удаление ржавчины

Для механического удаления ржавчины используются следующие средства:
- “Болгарка” и дрель являются самыми распространёнными средствами удаления ржавчины механически. Их можно использовать с различными насадками или зачистными кругами. Проволочная насадка является наиболее распространённой для удаления следов коррозии с металла. Она лучше убирает точечную въевшуюся ржавчину, чем другие насадки и круги. Для этого нужно использовать насадку из жёсткой проволоки и, обрабатывая ей ржавую поверхность, периодически как бы бить по ней насадкой. Такой способ позволяет вытаскивать ржавчину из небольших углублений. В остальном, проволочная насадка больше скользит по верхним слоям ржавчины, чем убирает её. Обработка ей займёт больше всего времени. Для удаления ржавчины хорошо подходят круги на болгарку и насадки на дрель из специального волокна (3M Scotch Bright Sand-n-Strip или аналоги).
- Пескоструйная обработка – самый быстрый и эффективный способ удаления ржавчины. Пескоструйный аппарат использует сжатый воздух и частицы абразива для очистки поверхности кузова. Для работы требуется компрессор и пескоструйный аппарат. Может использоваться как специальная сода, так и другие абразивные частицы (более агрессивный оксид алюминия). Пескоструйной обработкой нельзя удалить следы коррозии в скрытых полостях. Она удаляет то, что хорошо видно. Пескоструйная обработка кузова имеет свои особенности и должна применяться опытным мастером. Даже после такой обработки требуется обработка поверхности специальным средством от микроскопических остатков ржавчины (к примеру, ортофосфорной кислотой).
- Шлифовальные круги на орбитальной шлифмашинке эффективнее удаляют поверхностную ржавчину, чем проволочные насадки на болгарке или на дрели, но не смогут удалить въевшуюся ржавчину. Для зачистки ржавчины используйте шлифовальную бумагу P80, P100.
Замена ржавого металла на новый
Самым правильным ответом на вопрос “как убрать ржавчину с автомобиля?”, является вырезание части металла со ржавчиной и приварка заплаты из нового, не ржавого металла. Ржавчину можно назвать раком кузова автомобиля. Если её полностью не удалить, то она возвратится снова.
При вырезании ржавчины нужно отступать с запасом до нормального металла, так как рядом со ржавчиной металл тонкий и будет сгорать насквозь при сварке.
Перед срезанием сегмента проржавевшего сегмента, нужно сначала счистить краску с повреждённой зоны и вокруг неё, чтобы определить масштаб ремонта. Далее нужно отметить и срезать повреждённую область. Потом нужно сделать шаблон из бумаги или картона, прислонив его к месту, где был срезан сегмент, так, чтобы края отпечатались на бумаге. Заплату можно сделать точно по размеру вырезанной части (точнее на 1–1.5 мм меньше по краям, для хорошего проникновения сварочного шва). Если нет опыта в сварке, лучше использовать соединение внахлёст. В этом случае заплата большего размера помещается за вырезанный сегмент и приваривается. Так проще будет скрыть ремонт под шпаклёвкой. В этом случае будет сложнее защитить шов от коррозии с обратной стороны, чем стыковое соединение. Учитывайте тепловую деформацию при сварке. Приваривайте точками или стежками поэтапно, давая металлу остыть. Можете прочесть статью “о замене арки заднего крыла”, там подробно описывается процесс замены ржавого металла на новый.
После приварки заплаты, сварочный шов шлифуется, убирается вся окалина и шлак от сварки. Шов нужно защитить с обратной стороны антикоррозионным средством. Для этого можно использовать эпоксидный грунт.
Ремонт сквозной ржавчины стекловолокном
Стекломат со смолой можно рассматривать, как альтернативный способ ремонта насквозь проржавевшей панели кузова. Его можно применять вместо приварки металлической заплаты. Недостаток состоит в том, что стекломат, в отличие от приваривания металлической заплаты, не придаёт металлу структурной жёсткости. Кроме того, металл и стекловолокно имеют разную скорость расширения/сжатия. Это ограничивает места его использования и размер отверстий, которые можно отремонтировать таким способом. Если на кузовную панель, отремонтированную стекловолокном, будет передаваться нагрузка, то область ремонта может треснуть и отслоиться. Небольшие отверстия (менее 8 см в диаметре) на кузовной панели вполне можно отремонтировать стекломатом со смолой, если всё сделать правильно. Преимуществом такого ремонта является доступность для автолюбителя и отсутствие нагрева, который возникает при сварке и ухудшает антикоррозионные свойства металла.
Для точечной сквозной ржавчины, если металл вокруг отверстия не ржавый, можно использовать технологию лужения и пайки металла. Подробнее об этом можете прочитать в конце статьи “лужение и пайка кузова”.
В магазинах для кузовного ремонта часто продаются комплекты стекловолокна с полиэфирной смолой. Недостатком такой смолы является её сильная усадка после полного отвердевания и плохая адгезия к металлу. Если есть возможность, то лучше использовать эпоксидную смолу. Она имеет меньшую усадку и лучше прилипает к металлу. Ремонт с эпоксидной смолой будет более надёжным.
Ремонт небольших отверстий (менее 8 см) на кузовной панели стекловолокном со смолой:
- Очистите ремонтируемую область панели до голого металла шлифовальной бумагой 16–24. Нужно очистить краску с запасом на 10–15 см. вокруг ремонтируемой зоны.
- Остатки ржавого металла нужно вырезать, чтобы остался только чистый металл.
- Ремонтную зону (края отверстия с небольшим запасом) лучше углубить, чтобы стекловолокно потом не возвышалось над общей поверхностью.
- Отрежьте стекломат на 3 см. больше, чем ремонтируемое отверстие.
- Нанесите смолу, смешанную с отвердителем, на ремонтируемую область.
- Через некоторое время приклейте стекломат к поверхности и пропитайте его смолой.
- Для ремонта может быть использовано 2 или 3 слоя стекломата, которые нужно наносить последовательно, после затвердевания и шлифования предыдущего слоя.
- После затвердевания смолы поверхность нужно отшлифовать и нанести шпаклёвку.
Обратную сторону зоны ремонта также нужно обработать и защитить от ржавчины.
Какой способ ремонта ржавчины лучше выбрать?
Мы рассмотрели несколько способов, как убрать ржавчину с автомобиля. Вне зависимости от того, какой метод устранения ржавчины Вы выберете, правильная тщательная подготовка поверхности является залогом успешного ремонта. Нужно максимально очистить металл от ржавчины, после чего применить химические продукты на остатки ржавчины.
Химические средства можно применять для удаления или преобразования незначительной лёгкой или средней поверхностной коррозии. Разные средства могут действовать по-разному.
Все химические средства лишь отсрочивают распространение коррозии. Лёгкую поверхностную коррозию вполне можно надолго устранить. Гарантированным средством является вырезание ржавого металла и приварка нового.
Кроме вышеперечисленных средств, не нужно забывать про кислотный (травящий) грунт. Он хорошо прилипает на поверхность после обработки ржавчины с мелкими её остатками и предотвращает её распространение под краской. Его нельзя обрабатывать шлифовальной бумагой. Сразу после высыхания нужно покрыть акриловым грунтом. Травящий грунт не остановит средний или толстый слой ржавчины. В нём есть небольшое количество кислоты, которая, прежде всего, помогает улучшить адгезию к металлу, что исключает вероятность небольшого отслаивания последующего покрытия, что уменьшает возможность возникновения коррозии. Более подробно о применении кислотного грунта можете прочитать в статье “кислотный грунт для автомобиля”. Его можно использовать вместе с эпоксидным грунтом, чтобы гарантированно герметизировать поверхность от поступления кислорода и влаги, но тогда необходимо разделить эти два грунта акриловым грунтом, так как эпоксидный нейтрализует действие кислотного грунта. Получается такой многослойный “пирог”. Более подробно об этом можете прочитать в статье “кислотный или эпоксидный грунт, какой выбрать”.
После удаления или нейтрализации коррозии и герметизации специальным грунтом места, где была ржавчина, на него наносится шпаклёвка, выравнивается и грунтуется. Далее грунт и панель подготавливаются к покраске и окрашиваются.
При ремонте ржавчины на лицевой части панели, не стоит забывать об обратной стороне кузовной панели. По возможности, нужно проверить обратную сторону, и, в случае наличия там признаков ржавчины, принять все необходимые меры.
Итак, разобравшись, как убрать ржавчину с автомобиля, рассмотрим что нужно делать, чтобы она не появлялась снова.
Как предотвратить появление ржавчины?
- Первая линия защиты от возникновения коррозии – регулярная мойка 1 раз в неделю или в две недели. В каждой машине есть дренажные отверстия в различных местах. Они предназначены для предотвращения скапливания воды в местах, склонных к ржавчине. Когда дренажные отверстия засоряются листьями или другим мусором, то вода скапливается и увеличивает вероятность возникновения и распространения ржавчины. При мойке автомобиля не нужно забывать про эти места.
- Обработка воском кузова 1 раз в месяц сразу после мойки также увеличивает защиту кузова от возникновения коррозии. Можете прочитать статью “обработка автомобиля воском”, где подробно расписан процесс нанесения воска на кузов.
- Если Вы живёте в местности, где зимой на улицах посыпают солью или частая дождливая погода в другие времена года, либо рядом с морем, то нужно быть особенно бдительным по поводу своевременного определения возникшей коррозии и быстрого избавления от неё. Даже в сухом климате нужно периодически, каждые два-три месяца внимательно проверять кузов на возникновение ржавчины. Если Вы вовремя обнаружите возникшую коррозию, то успеете устранить её, пока она не распространилась и не углубилась.
- Скрытые полости, такие как пороги и лонжероны, могут быть защищены распылением внутрь них специального защитного воска. Он распыляется через специальную трубку с форсункой, которая распыляет на 360 градусов, способную проникнуть в труднодоступные места. Воск со специальной формулой проникает в ржавчину и загрязнения, предотвращая дальнейшее распространение коррозии. Такие продукты представляют собой «всё в одном». Они останавливают ржавчину и герметизируют поверхность.
- Днище и арки также можно защитить от коррозии.
- Для предотвращения появления ржавчины под ковровым покрытием в салоне автомобиля, используйте резиновые коврики.
Печатать статью
Чем убрать ржавчину и жучки с кузова авто? Средства и способы борьбы с коррозией
Всем привет! В этой статье рассмотрим интересную тему, как убрать ржавчину и жучки с кузова автомобиля.
Ржавчина является наиболее частой и распространенной проблемой, с которой автомобилистам приходится сталкиваться при обслуживании автомобиля. Повреждение кузова коррозией очень трудно остановить. Для этого необходимо своевременно выполнить ряд защитных мер обеспечивающих сохранность кузова, чем в дальнейшем устранять допущенные повреждения.
Наиболее часто причиной возникновения повреждения кузова, служит мелкая щебенка, вылетающая из-под колес встречного или попутного транспорта, а также химические реактивы, которые используются в целях снижения обледенения проезжей части и тротуаров.
Автомобилисты часто задают вопрос: «Как удалить ржавчину с кузова автомобиля?» попробую кратко ответить на этот вопрос.
Процесс удаления коррозии с кузова автомобиля состоит из нескольких этапов:
- мойки автомобиля, с удалением грязи и пыли на кузове автомобиля;
- сушки кузова;
- исследования кузова на наличие участков поврежденных ржавчиной, сколов и трещин краски с обязательным осмотром арок колес, порогов, днища автомобиля и тщательного обследования пола внутри салона автомобиля;
- места, поврежденные жучками необходимо выделить с помощью клейкой ленты;
- подготовки кузова к работам по удалению ржавчины;
- проведения работ по удалению коррозии;
- дополнительной обработки зачищенных участков от ржавчины;
- нанесения шпаклевки с обработкой шкуркой до создания ровной поверхности;
- окраски подготовленных участков.
Мойка автомобиля
Процесс мойки автомобиля проводится вручную или с помощью средств механизации, с применением специальных распылителей. Мойку необходимо проводить снаружи и внутри кузова, а также моторного и багажного отделений с одновременным осмотром металлических поверхностей.
Для повышения эффективности процесса мойки необходимо применять автошампуни, которые обеспечивают тщательную, щадящую очистку кузова, подготавливают кузов для проведения необходимых работ. Автошампунь легко смывает грязь, соль и жиры. Возвращает поверхности естественный блеск, защищает лакокрасочное покрытие. Средство не содержит воск, не снимает полироли, не оставляет пятен и полос. Состав автошампуней не содержит фенолов, формальдегидных консервантов и других токсичных компонентов.
Для ручной мойки наибольшее распространение получили автошампуни: Блеск-Премиум, Люкс-Премиум, Car-Wash, Биолюкс.
При применения автоматической мойки на станциях широко используется автошампунь серии Koch Chemie.
Сушка кузова автомобиля
Сушка кузова автомобиля может, осуществляется в естественных условиях или с помощью тепловентиляторов. После мойки, автомобиль надо хорошо протереть, удалив все капли воды, которые в процессе сушки под лучами солнца могут привести к образованию пятен на поверхности кузова.
Осмотр кузова, выделение участков с поврежденной поверхностью требует сразу установки защитных чехлов для предотвращения попадания химических препаратов и краски во время проведения окрасочных работ.
Проведение работ по удалению ржавчины
При длительной эксплуатации автомобиля, особенно при влажном климате (да и не только), на кузове образуются повреждения «жучки». Как убрать «жучки» с кузова автомобиля?
Для обработки металла с целью удаления ржавчины используют два основных метода:
- механический;
- химический.
Вид ремонта связанный с уборкой жучков с авто своими руками, как правило осуществляется в личном гараже с использованием набора инструментов для обслуживания автомобиля.
Механический метод
Как убрать жучки на кузове? Для этого места, поврежденные ржавчиной, обычно, обрабатывают шкуркой или металлической щеткой. Зачистка поврежденного места в начальной стадии осуществляется крупнозернистой шкуркой, с переходом в дальнейшем процессе обработки на мелкозернистую шкурку.
Обработка шкуркой может проводится «сухим» или «мокрым» способом. При «мокром» способе поверхность металла увлажняется керосином или уайт-спиртом.
Видео: как убрать жучок (небольшое ржавое пятно) на крыше авто.
Применяя для очистки металлическую щетку, необходимо соблюдать осторожность, так как металл подверженный коррозии, легко разрушается.
Ржавчину можно удалять с кузова автомобиля и с помощью шлифовальной машины. Для этого подходит наборный шлиф-диск, при помощи которого убирается слой ржавчины и окончательно зачищается место повреждения до получения гладкой поверхности без следов ржавчины, мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
Очень хороший результат дает применение для очистки пескоструйной машины, которая сочетает высокую эффективность и позволяет предотвратить повреждение кузова. Удаление ржавчины с помощью пескоструйной машины, осуществляется за счет очистки металла струей воздуха с частицами песка. Подобный способ позволяет провести качественную очистку мест повреждений от жучков.
Видео: пескоструйный пистолет.
Видео: каким инструментом можно убрать коррозию на авто.
Необходимо отметить, что при использовании механизмов для очистки, обязательно надлежит использовать защитные очки и перчатки, соблюдая нормы по технике безопасности.
Химический метод
При химическом методе удаления коррозии с кузова автомобиля, используются различные реагенты-преобразователи ржавчины. Они способны предотвратить распространение коррозии в местах повреждения. Компании, выпускающие автокосметику, предлагают широкий ассортимент различных средств.
1. Среди автолюбителей широкую известность приобрел состав «Нейтрализатор ржавчины ВСН-1», после обработки которым, ржавчина преобразуется в серое вещество, которое легко удаляется ветошью.
2. Наиболее часто применяется средство для удаления ржавчины с кузова автомобиля — ортофосфорная кислота, которая входит в состав многих препаратов преобразования ржавчины.
3. В последнее время автомобилисты используют спрей цинковый, который образует на поврежденном месте защитную пленку из частиц цинка, тем самым препятствуя оживлению металла.
В розничных магазинах предлагается специальных комплект «Цинкор-Авто» состоящий из раствора для проведения обезжиривания и удаления ржавчины, а также раствора для образования покрытия металла защитной пленкой из частиц цинка.
При использовании набора место повреждения ржавчиной обрабатывается преобразователем ржавчины, а затем с помощью электродов подключается к аккумулятору и на поверхности металла образуются частицы цинка. В процессе электрохимической реакции частицы цинка покрывают металл, образуя защитную пленку.
Видео: удаление ржавчины и оцинковка металла гальваническим способом при помощи набора Цинкор-авто.
Дополнительная обработка
После зачистки от ржавчины кузова, на место повреждения наносится состав обезжиривающий поверхность и после высыхания ещё слой антикоррозионного грунта, но это в случае если металл чистый. А если случилось, что после очистки металл остался покрыт заводским грунтом, то необходимость в грунтовке отпадает.
Грунтовки используются для защиты металлической поверхности и обеспечения лучшей сцепляемости наносимых веществ. Грунтовки выпускают трех типов:
- эпоксидная грунтовка;
- праймер или грунт-выравниватель;
- герметик.
Шпаклевка и окраска кузова
На обрабатываемую поверхность наносится слой шпаклевки, который с помощью влагостойкой шкурки обрабатывается, выравнивается до ровной поверхности. Шпаклевка может наносится в несколько слоев, и каждый раз выравнивается наждачной бумагой до придания ей ровной поверхности. И последний шаг перед покраской — это нанесение грунтовки.
Видео: правильное нанесение шпатлевки и ее зашкуривание. Подготовка к грунтованию.
Для окраски кузова подбирается цвет краски соответствующий основной окраске кузова. Подобрать цвет кузова лучше в автомастерской по номеру краски в паспорте автомобиля. Окраска проводится с помощью краскораспылителя, не менее чем в три слоя.
Видео: покраска автомобиля.
Правильно подобранная и проведенная обработка кузова автомобиля, соблюдение порядка осуществления всех технологических процессов поможет автолюбителям продлить эксплуатацию транспортного средства с сохранением финансов и времени.
(7 раз, оценка: 3,57 из 5) Загрузка...Инструкция: Как убрать самостоятельно ржавчину и коррозию на машине
Кузов – самая дорогая и репрезентабельная часть автомобиля. Многие автолюбители выбирают машину именно по ее внешнему виду, а не по скоростным или другим показателям. Каждый производитель автомобилей применяет свои собственные методики покраски машины и обработки ее кузова, чтобы он максимально долго сохранял свой изначальный вид. Но имеется такая неприятность как ржавчина, которой подвержены все без исключения автомобили. Если кузов машины начал ржаветь, необходимо срочно устранить «очаг» проблемы, и сделать это можно своими руками.
Из-за чего появляется ржавчина на машине
Когда на корпусе автомобиля появляется ржавчина, он мгновенно теряет в цене, и даже на вторичном рынке продать машину с коррозией на кузове будет весьма затруднительно. Профессионалы всегда смогут определить, велись ли работы над кузовом автомобиля по устранению проявлений ржавчины или нет, именно поэтому до такой ситуации лучше дело не доводить.
Чтобы на металле кузова автомобиля не появилась коррозия, необходимо за ним ухаживать:
Летом: Как можно чаще мыть автомобиль. Частицы дорожного полотна попадают на кузов, днище и другие элементы автомобиля, что может привести к появлению ржавчины на металле.
- Зимой: Хранить машину в отапливаемом гараже, в котором имеется хорошая вытяжная система. Ошибкой станет просто поставить машину после поездки в теплое помещение. Также важно не забывать очищать от налипшего снега кузов автомобиля, в том числе и его днище. Желательно это делать каждый день, особенно если машина эксплуатируется в городе, где дороги очищаются при помощи различных реагентов.
Коррозию можно разделить на два типа, которые различаются по степени опасности и причинам возникновения:
- Сухая коррозия. Такому виду повреждения металла может способствовать хранение машины в сухой среде. При этом сухая коррозия на автомобиле проявляется потускнением металла, но активных «очагов» на корпусе не наблюдается. Чтобы устранить или предупредить сухую коррозию, автомобиль требуется покрывать специализированными антикоррозийными средствами.
- Влажная коррозия. Опасный вид повреждения металла, при котором на нем образуются заметные пятна ржавчины. Если их вовремя не нейтрализовать, они будут разрастаться, что со временем приведет к серьезному повреждению кузова автомобиля.
В рамках данной статьи будет рассмотрено, как бороться с влажной коррозией на кузове машины и устранять ржавчину самостоятельно.
Стадии появления ржавчины на кузове автомобиля
Любой автолюбитель знает, что ржавчина на кузове машины образуется при повреждении лакокрасочного покрытия, например, после аварии. Но и в спокойной ситуации коррозия может проявляться на металле, и чаще всего это происходит на местах стыков деталей корпуса машины, например, возле фар, радиаторной решетки или молдингов.
Процесс появления ржавчины на кузове машины можно разделить на три этапа:
- Первая стадия коррозии, которая проявляется на стыках деталей и ее можно довольно просто удалить наждачной бумагой или другими подручными средствами;
- Вторая стадия коррозии, которую также называют подпленочной. Оно отмечается вздутием лакокрасочного покрытия автомобиля и появлением «очага».
- Третья стадия коррозии – критическая. Это последний из этапов действия ржавчины на металл, в результате которого образуются дыры на корпусе машины.
Чтобы избежать разрушения корпуса автомобиля в результате активного действия ржавчины, рекомендуется еженедельно осматривать детально пороги, крылья, днище и другие элементы машины на предмет появления на них признаков первой стадии коррозии.
Как убрать ржавчину на машине самостоятельно
Если во время осмотра автомобиля были обнаружены коррозийные повреждения кузова, необходимо в кратчайшие сроки устранить проблему. Чтобы убрать ржавчину на машине, потребуется запастись следующими инструментами:
Пескоструйный аппарат или шлифовальная машинка (при отсутствии финансовой возможности приобретения подобных инструментов, можно ограничиться наждачной бумагой);
- Бумага;
- Малярный скотч;
- Ветошь;
- Средство «Преобразователь ржавчины», которое можно приобрести в любом автомобильном магазине;
- Грунтовка и стекловолоконная шпатлевка (если на корпусе имеются сквозные дыры);
- Резиновые перчатки
- Краска и лак.
В зависимости от стадии коррозии, набор необходимых инструментов будет варьироваться.
Когда необходимый набор инструментов будет подготовлен, можно переходить к устранению ржавчины на кузове машины. Выполняется данная процедура следующим образом:
- Автомобиль необходимо хорошо помыть, чтобы грязь не мешала бороться с коррозией.
- Далее потребуется зачистить поврежденные участки корпуса при помощи пескоструйного аппарата, шлифовальной машинки или наждачной бумаги. Важно перед началом зачистки прикрыть неповрежденные участки корпуса при помощи бумаги и малярного скотча. При этом закрывать «здоровые» части корпуса не следует впритык к поврежденным, иначе по краям элементы коррозии не будут удалены. Лучше зачистить поверхность больше, чем поверженная ржавчиной зона, чем меньше. Зачищать фрагменты кузова необходимо, чтобы они были гладкими и ровными по окончанию работы.
- После этого необходимо надеть резиновые перчатки, для защиты рук от воздействия кислоты, и применить преобразователь ржавчины, предварительно обезжирив поверхность.
- Далее на зачищенный участок наносится грунтовка и выравнивается. Когда проводится ремонт ржавчины третьей стадии, то есть с дырками в корпусе машины, необходимо их заделать при помощи стекловолоконной шпатлевки. После нанесения грунтовки автомобиль требуется оставить на 12 часов.
- Последним этапом является подбор и нанесение краски. Предварительно найдите в автомобильном магазине краску, идентичную цвету вашего кузова. Далее ее следует нанести на корпус машины в 2-3 слоя, а когда она полностью высохнет, покрыть лаком. После нанесения краски и лака машину нужно оставить на 2-3 дня, после чего отремонтированный участок потребуется отполировать.
Как можно видеть, удалить ржавчину с автомобиля самостоятельно очень просто, и с подобной задачей справится любой автолюбитель.
(414 голос., средний: 4,55 из 5) Загрузка...«Как убрать ржавчину с кузова автомобиля своими руками?» – Яндекс.Знатоки
Последовательность действий:
1. Очистить обрабатываемую поверхность от рыхлой ржавчины с помощью металлической щетки.
2. Воспользоваться специальным средством - Преобразователь ржавчины.
3. Смыть состав большим количеством воды и насухо протереть обработанную поверхность ветошью.
При помощи металлической щетки и наждачной бумаги невозможно удалить точечные очаги коррозии – в процессе зачистки они заполняются мельчайшей стружкой и становятся невидимыми, но не исчезают. И после покраски эти очаги вновь начнут разрастаться. Бороться с ними можно только путем химической обработки. Преобразователь ржавчины как раз ликвидирует очаги коррозии, превращая ржавчину в безопасное для металла соединение, но он способен проникать на глубину не более 15-20 мкм. Если слой ржавчины толще, он просто прикроет ее сверху фосфатной пленкой, а оставшаяся ржавчина продолжит съедать металл. Обрабатывать поверхность, не очистив ржавчину,— примерно то же самое, что пломбировать зуб, не удалив предварительно кариес или воспаление.
После обработки преобразователем ржавчины поверхность перед покраской зачищать не нужно. Преобразователь ржавчины образует на металлической поверхности железо-цинко-фосфатную пленку, улучшающую адгезию лакокрасочных материалов.