Гбо на авто что это


ГБО что такое в автомобиле

Несколько раз в году при поездках на автомобиле автолюбители сталкиваются с серьёзной проблемой – подорожание топлива. В России она особенно актуальна. Никакие научные разработки в области экономики не могут объяснить механизм цен в этой сфере. Бензин и дизельное топливо дорожают, когда цены на нефть растут, это происходит и тогда, когда они падают вниз. На просторах интернета даже появился весёлый мем: цены на бензин выросли из-за того, что подорожала его транспортировка из-за того, что подорожал бензин.

Подобное положение дел заставляет специалистов искать различные выходы из положения, которые в первую очередь сводятся к экономии топлива с помощью различных видов тюнинга, а также разработке новых систем питания двигателя, переходу на другие виды топлива. Каждый месяц выходит много статей, посвящённых электрокарам и авто на водородных элементам. Однако подобные автомобили крайне дороги, для них отсутствует инфраструктура, да и энергия для них, на поверку, оказывается дороже. Лучше двигателя внутреннего сгорания пока ничего не придумано. К тому же, что делать людям, у которых нет денег на владение электрокаром или водородомобилем? Здесь на помощь приходит газобаллонное оборудование.

Газ стоит дешевле бензина, тем более что заправки, где можно найти метан или пропан, очень распространены. Плюсы его – очевидны, минусы надо поискать.

ГБО – это комплект оборудования, благодаря которому автомобиль может работать не только на стандартном жидком топливе (бензин или солярка), которое предусмотрено заводом-изготовителем, но и на различных видах газа. Сейчас активно используются такие газы как метан, пропан-бутан. Принцип действия любого ГБО – переключение питания двигателя с жидкого топлива на газ без особых изменений в его работе и сохранение динамики. Газовое оборудование бывает двух видов – инжекторное (ставится на инжекторные моторы, газ подаётся под давлением) и эжекторное (ставится на карбюраторные двигатели, газ засасывается карбюратором).

Появление ГБО связано с разработками двигателя, который в качестве топлива использовал газ. Они велись ещё в девятнадцатом столетии. В 1823 году был изобретён первый такой двигатель, который работал на светильном газе, а в 1860 году был выдан патент на их серийное производство. Однако подобные двигатели на тот момент таили немало сложностей в эксплуатации. Они были связаны с добычей и поставкой газа, его хранением, безопасностью, трудоёмкостью производства. Поэтому распространения они не получили.

Однако из-за резкого подорожания нефти после череды кризисов 1970-х годов возникла проблема высокой цены топлива. К этому времени началась разработка систем дублирования жидкого и газового топлива. Этому способствовало и то, что цена газа не так подвержена колебаниям, а сам он при этом дешевле, чем нефть. К тому же, к этому моменту появилась возможность хранить газ безопасно.

Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

Читать далее >>

Развитие газового оборудования

Плюсы и минусы, которые даёт газовое оборудование при установке на автомобиль, привели к тому, что технология постоянно развивается. В ходе устранений различных недочётов и приспосабливания системы ГБО на разные виды двигателя появилось несколько поколений систем. На сегодняшний момент их шесть.

Начальное поколение в своей работе основывалось на принципе, при котором газ подавался в двигатель благодаря механической системе регулирования. В процессе участвовал редуктор вакуумного или электронного типа. Дозировка газа, подаваемого в двигатель, была основана на механическом принципе.

Однако механическое регулирование имело в своей основе ряд недостатков, которые частично были устранены в следующем поколении систем. Теперь процесс происходил с использованием электронного редуктора и блока управления. Последний получал информацию от датчиков (количество кислорода, частота вращения коленвала и положение дроссельной заслонки). На основе этих данных происходило поддержание на необходимом уровне газовоздушной смеси. Регулирование происходило при различных режимах работы двигателя.

Дозировку газа и его подачу в двигатель в системах третьего поколения осуществлял газовый инжектор.

Добавился датчик абсолютного давления газа, а также возможность распределённого синхронного впрыска газа во впускной коллектор с помощью механических форсунок. Сами форсунки работали за счёт увеличения или снижения давления газа. Проблемой третьего поколения стало то, что корректировка объёма поступающей смеси происходила медленно. Несмотря на это, плюсы этого поколения — в надёжности оборудования.

Проблема была решена при разработке систем четвёртого поколения, которые на данный момент являются самыми распространёнными и сбалансированными. Минусы более ранних версий были решены. Системы 4 поколения обеспечивают параллельный или распределённый последовательный впрыск топлива. Дозировка газа, поступающего топлива точнее, чем в предыдущих поколениях ГБО. Блок управления системой является аналогом стандартного бензинового ЭБУ. Расчёты подачи газа производятся с учётом работы бензиновой топливной системы, так как его работа синхронизирована с ЭБУ, который отвечает за подачу стандартного топливо.

При переключении на газ ЭБУ симулирует работу бензиновых форсунок, что предотвращает возможность появления ошибок стандартного ЭБУ. Оборудование этого поколения меньше всего влияет на ресурс двигателя.

Поколение 4+ было разработано для моторов с впрыском топлива непосредственно к свечи зажигания. Механизм работы ГБО данного поколения основан на том, что два вида топлива (бензин и газ) подаются в двигатель единовременно в соотношении 1 к 4. Такой принцип был положен в основу разработок следующих поколений.

Особенностью систем следующего, пятого поколения является то, что в них газ на форсунки подаётся в жидком виде. Однако их ахиллесовой пятой стал топливный насос. Данный элемент часто выходит из строя из-за качества использующегося газа, а также конденсата. Стоит отметить, что конденсат содержится в любом газе, его добавляют для того чтобы оперативно по запаху определить утечку. Но именно из-за него приходится постоянно менять топливный насос, при этом цена элемента довольно высока. Это уменьшает конкурентные преимущества оборудования.

Шестое поколение также основано на подаче газа в жидком виде и имеет ряд недостатков пятого поколения.

Кроме того, при подаче объединённой бензино-газовой смеси в двигатель из-за особенностей управления системы газ может испариться до того момента, пока попадёт в коллектор.

Вследствие проблем, возникающих у газобаллонного оборудования последних двух поколений, наибольшей популярностью пользуется ГБО 4 поколения. Кроме того, стоит отметить, что его установка меньше всего затрагивает другие элементы авто. Поэтому, если выбирать, то лучше выбрать именно его.

Топливо

В газобаллонном оборудовании на автомобиле используется газ двух видов – метан и пропан-бутан.

Метан – это природный газ, который используется в кухонных плитах. На автомобиле он представлен в сжиженном виде. Пропан же является элементом отходов при добыче нефти. Однако, учитывая, что он является видом топлива, ему нашли применение в народном хозяйстве. К примеру, пропан используется в качестве хладагента в холодильниках, а также создаёт давление в аэрозолях. На двигателе автомобиля он используется в качестве топлива. Для улучшения характеристик в пропан добавляют газ бутан.

Метан и пропан имеют разные требования к газовому оборудованию. В первую очередь это касается газового баллона.

Причина в том, что давление, при котором хранится метан, в 20 раз больше, чем то, под которым хранится пропан. Вследствие этого стенки баллонов, в которых будет храниться метан, должны быть толще, что ведёт к утяжелению самой ёмкости. Одно из решений данной проблемы – металлопластиковые баллоны. К ГБО, для которого топливом служит метан, предъявляются более высокие требования безопасности. Поэтому большим распространением пользуется газобаллонное оборудование, у которого главный вид топлива – пропан.

Стандартный баллон при этом вмещает до 40 литров смеси, что можно соотнести с ёмкостью бензинового топливного бака. Газ расходуется всего на 10% больше, чем бензин, при этом динамика на автомобиле, как правило, та же. Это и обеспечивает экономическую целесообразность установки, и многие автомобилисты предпочитают выбрать именно пропан.

Мифы, связанные с ГБО

Существует множество мифов, связанных с установкой и эксплуатацией ГБО.

Первый из них – опасность. Противники ГБО указывают на опасность хранения газа, газ (метан или пропан) может воспламениться, существует возможность взрыва его взрыва и тому подобное.

Однако, как показывают опыт и статистика, езда на автомобиле с газовым оборудованием безопаснее, нежели с бензиновым двигателем. Причина этого в том, что температура возгорания газовых смесей, используемых в ГБО, выше, нежели у бензина.

Кроме того, для процесса горения необходим кислород. Он есть в обычном бензобаке, но отсутствует в газовом баллоне, так как газ там находится под давлением в сжиженном виде. Баллоны рассчитываются таким образом, чтобы ликвидировать возможность их повреждения из-за воздействия давления, их пределы прочности максимально завышены. Кроме того, баллоны устанавливаются в наиболее защищённые части авто, где им не грозят механические повреждения. Поэтому возможность взрыва газа в авто, если установка произведена правильно, практически сведена к нулю.

С этим мифом связан другой – при установке ГБО будет запах газа. Данный миф лишён всяких логических оснований. Во-первых, запах газа – свидетельство его утечки, если установка была произведена правильно, а баллон не имеет повреждения, она невозможна. Во-вторых, сам газовый баллон находится в специальной оболочке, которая в случае разгерметизации не позволяет газу попасть в салон. Она снабжена вентиляционными трубками, которые ведут наружу.

Запах газа может быть свидетельством нарушения связей между элементами ГБО, однако, если оборудование сертифицировано, установка выполнена специалистами, это практически невозможно. Если же такая проблема возникает, то она решается в сервисе. Стоит отметить, что ни метан, ни пропан запаха не имеют, его придают дополнительные присадки, которые специально добавляются в газ. Так или иначе, возможность появления запаха газа практически исключена. В то же бензиновая система при своей неисправности приводит к появлению запаха в салоне авто.

Другой контраргумент против ГБО – после установки автомобиль снизит динамику. Такая проблема, действительно, свойственна для авто, оборудованных газовым оборудованием. Однако если установка произведена с соблюдением всех стандартов, то потери мощности может не быть вообще, либо максимально она составит всего 3-5%. Стоит отметить, что данная проблема остро стояла для авто с системами первого и второго поколений, однако в процессе развития она снизошла на нет.

На просторах интернета ходит миф о юридических сложностях, которые могут возникнуть при регистрации авто.

Однако данная проблема преувеличена. С недавних пор регистрировать топливные системы стало необязательно. Если же проблема возникнет при регистрации в случае продажи авто, какого бы оборудования она ни касалась, она решается документами, которые предоставляются в сервисе после установки.

В качестве другой проблемы отмечается возможность прогорания клапанов двигателя, такое влияние может быть оказано из-за слишком высокой температуры, при которой сгорает газ (как отмечалось, температура воспламенения газа выше, чем у жидкого топлива). Однако, как показывает практика, у авто, которые оборудованы ГБО 4 поколения, данной проблемы нет. Возникает проблема проседания клапанов из-за проседания седла. Она вызвана высокой температуры сгорания. Для решения этой проблемы были разработаны средства охлаждения клапанов. Благодаря им ресурс клапанов будет больше

Есть и другие мифы, которые периодически встречаются в сети. Однако, как правило, они связаны с проблемами других узлов авто. Таким образом, минусы газового оборудования слишком переоценены, а его плюсы, особенно экономия средств, заставляют не обращать на них внимания.

Окупаемость и производители

Важный вопрос, который ставят автомобилисты, – окупаемость систем ГБО. На него нет однозначного ответа. Окупаемость зависит от прожорливости авто, а также от пробега. Если за год автомобиль проезжает свыше десяти тысяч километров, то система окупится за несколько месяцев. Если это обычный легковой автомобиль с умеренным расходом – установка газового оборудования окупится через пару лет. В любом случае, деньги, вложенные один раз, будут работать очень долго, принося экономию владельцу авто.

У многих автолюбителей возникает вопрос – оборудование какого производителя лучше выбрать. При выборе стоит обратить внимание на страну. По мнению экспертов, лучше всего использовать оборудование голландского производителя, так как в Голландии высокие требования к качеству и безопасности авто, снабжённых системами газового оборудования. Кроме того, они отмечают оборудование марки STAG. Оборудование данного производителя, как правило, отличается высоким качеством, его основные элементы производятся в Польше.

Все плюсы и минусы оборудования различных производителей кроются в производстве.

Если оно расположено в Европе, то цена будет выше при соответствующем качестве. Если в Китае, то ниже будет цена, но здесь уже стоит задуматься о готовности экономить на безопасности собственной жизни.

Таким образом, газобаллонное оборудование имеет в основном положительные моменты, главным из которых является экономия денег. Заплатив однажды, прибыль от этого вложения можно будет получать многие годы.

Автор: А. Копылов

Оцените статью: (5 Голосов: 5,00 из 5) Загрузка...

gboteh.ru

Что такое ГБО

Что такое ГБО - это газобаллонное оборудование для автомобилей. Большинство автомобилей, выпускаемых автопроизводителями использует дизель или бензин - это наиболее распространенные виды топлива, но, вместе с тем, и наиболее дорогие.

Газ является реальной доступной, а, главное, экономичной альтернативой (рассчитать экономию использования ГБО). Использование ГБО на авто было продиктовано двумя основными моментами: экономией и экологией.

Экономия - газ дешевле бензина, это является определяющим пунктом для большинства автолюбителей, которые решили установить газовое оборудование на автомобиль. Если Вы уже решили установить ГБО – перейдите по ссылке для расчета стоимости установки ГБО и записи в установочный центр.

Экология - для таких стран как США или Германия основополагающим фактором является экология. Выхлоп газовых автомобилей значительно чище бензиновых, и уж тем более дизельных, поэтому правительства этих стран активно продвигают перевод транспорта на газовое топливо. В нашей стране основным мотивом для перехода на газ, конечно же, является экономия - газ дешевле.

История газобаллонного оборудования

Пионером в газобаллонном оборудовании является Италия. Более 50 лет назад небольшие семейные компании на севере Италии начали осваивать производство компонентов для перевода бензиновых автомобилей на газ. Италия и по сей день является основным поставщиком газового оборудования на автомобили и новых газовых технологий. История бренда Lovato.

В последнее время эту эстафету активно подхватили такие страны как Польша, особенно в области электроники, Турция, Китай и Литва. Помимо Италии, которая сегодня является страной с самым большим распространением газового оборудования на авто, много автомобилей с ГБО также появилась в Польше, России, Украине, в странах Южной Америки, Индии, Китае и Австралии. Во многих из этих стран автопроизводители непосредственно на конвейере производят либо полностью газовые, либо двухтопливные (например, бензин и газ) автомобили.

Типы систем газового оборудования для автомобилей

Газобаллонное оборудование различается на два вида, в зависимости от типа используемого газа. Наиболее распространенные в нашей стране пропановые системы ГБО, использующие смесь пропана и бутана. Преимущество этих систем основано на, относительно, недорогом оборудовании и широкой сети заправочных станций, охватывающей всю территорию нашей страны.

Газовые заправки, возможно, не выглядят такими яркими и красивыми как бензиновые, но найти ГАЗС не составит проблем в любом регионе нашей страны. Дополнительное удобство пропанового газового оборудования на автомобиль - это газовые баллоны, которые бывают двух видов: цилиндрические и тороидальные, которые возможно разместить в нишу запасного колеса.

Второй тип ГБО на авто - это метановые газовые системы. Метан — это именно тот газ, которым активно торгует наша корпорация «Газпром» по всему миру. Метановое оборудование более дорогое, но использование метана более выгодно, т.к. он дешевле пропана. Минусами метана являются: во-первых, тяжелые и дорогие метановые баллоны, а во-вторых - неразвитая сеть метановых заправок.

Принцип действия газового оборудования на авто

Системы ГБО по своему принципу действия делятся на традиционные и инжекторные.

Традиционное ГБО предназначено, в основном, для карбюраторных автомобилей и использует принцип карбюрации. Поступающий в двигатель воздух проходит через специальный смеситель и засасывает необходимое количество газа - чем сильнее водитель нажимает на педаль газа, тем больше открывается дроссельная заслонка, тем больше воздуха поступает в двигатель, тем большее количество газа засасывается вместе с этим воздухом в двигатель.

Инжекторное газовое оборудование на авто аналогично бензиновой инжекторной системе, то есть газ поступает в двигатель через газовые форсунки, которыми управляет электроника ГБО. Основной принцип действия инжекторного газового оборудования - это быть незаметным для штатной электроники автомобиля, т.е. автомобильный блок управления не подозревает, что используется альтернативное топливо вместо бензина.

Безопасность ГБО

Слово «газ» само по себе несет некую опасность, поэтому производители газовых систем уделяют огромное внимание безопасности своих систем.

Арматура газового баллона оборудована пожарным, аварийным и электромагнитными клапанами, а также клапаном, перекрывающим поток газа, в случае обрыва газовой магистрали. Под капотом автомобиля газобаллонная электроника моментально перекрывает подачу газа, в случае использования бензина или остановки двигателя машины. Подробное описание принципа работы и безопасности ГБО смотрите здесь.

Все компоненты ГБО проходят обязательную сертификацию и многочисленные испытания, подтверждающие их безопасность. Стандарты безопасности для газобаллонного оборудования на авто, устанавливаемых на вторичном рынке абсолютно идентичны стандартам газовых автомобилей, производимых автопроизводителями. Установив ГБО на авто, Вы можете быть уверены, что защищены так же, как и владелец газового автомобиля с установленным газовым оборудованием непосредственно на конвейере.

Существуют некоторые мнения об опасности использования газового оборудования на автомобиле. На самом деле – это не более, чем миф. Посмотрите опровержения самых распространённых мифов о ГБО.

Классы ГБО на авто

Газобаллонное оборудование можно разделить на несколько классов.

К первому классу относятся, так называемые, брендовые системы. Это ГБО, поставляемое и состоящее полностью из компонентов одного производителя. Конечно, это оборудование является самым лучшим и сбалансированным. Каждый компонент такой системы знает, как работает его сосед, и использование этой информации позволяет добиться наилучших характеристик: максимальной экономии и минимальной потери мощности.

Второй класс - системы ГБО так называемого «салатного» типа. Это когда компоненты разных производителей, собранные в один комплект, продаются под именем, обычно, придуманным продавцом этой компоновки. Данные «салатные» системы также можно разделить на два подкласса:

  • системы, собранные из компонентов итальянских производителей, достаточно, высокого класса;
  • системы, в основном, состоящие из турецких или китайских компонентов.

Конечно, последний вариант более низкого класса.

И, наконец, к четвертому классу можно отнести сравнительно недавно появившиеся подделки под брендовое газовое оборудование на авто, сделанные в Китае. Говорить о каком-либо качестве этого ГБО вообще смысла не имеет.

Современные тенденции газобаллонного оборудования на авто

В настоящее время помимо традиционного и инжекторного газобаллонного оборудования на авто появились новые направления развития. Это дизельные газовые системы, так называемые газодизели. Иначе говоря - использование газа на дизельных автомобилях.

В таких системах ГБО газ подается в двигатель одновременно с подачей основного топлива - дизеля. Использование газодизельного оборудования позволяет существенно снизить затраты на топливо, особенно это актуально для использования на магистральных тягачах.

Вторым современным направлением является использование газа на бензиновых автомобилях с прямым впрыском бензина. На данных современных автомобилях бензиновые форсунки установлены непосредственно в камеру сгорания двигателя. ГБО под прямой впрыск, которое может быть установлено на данные машины, также использует одновременную подачу газа и бензина.

Еще одним современным направлением является углубление связей между газовыми и автомобильными системами управления. Современное газобаллонное оборудование умеет общаться со штатными автомобильными контроллерами через системы передача данных по определенным протоколам, что позволяет информировать водителя, например, через бортовой компьютер о возникших неполадках или сбоях в работе газобаллонного оборудования.

lovato.ru

ГБО это...

21 Июн 2018, 14:25

     Эта статья написана для людей не знакомых или мало знакомых с понятием ГБО. Ниже вы узнаете основные понятия и разъяснения для ответа на вопрос «ГБО что это?». Содержание написано легко-доступным и понятным языком, в котором разберется любой автомобилист, вне зависимости от технической подготовленности.

Содержание статьи:

  1. Расшифровка термина ГБО.

  2. В чем смысл установки?

  3. Сравнение газа и бензина, как топлива для автомобиля.

  4. Принцип работы оборудования.

  5. Рекомендации и безопасность.

I. Расшифровка термина ГБО.

    Аббревиатура ГБО расшифровывается, как газобаллонное оборудование. Иногда понятие ГБО встречается в медицинской литературе, но, все же широкое распространение этот термин получил именно в автомобильной отрасли. Из расшифровки аббревиатуры понятно, что речь идет о газе, баллоне и каком-то оборудовании, как мы выяснили ранее для автомобиля. Давайте, разбираться…

II. В чем смысл установки?

     Итак, мы выяснили, что ГБО это в машине. Наверняка, многие видели на Газелях такие красные баллоны. Вот собственно в этих баллонах и перевозится газ. Который, как вы уже догадались, используется в качестве альтернативы бензину. И, возникает закономерный вопрос: ГБО в автомобиле что это и зачем? Ездит автомобиль на бензине и хорошо. Так, да не совсем. Оказывается, можно передвигаться на авто также хорошо (почти, если уж совсем честно), но, заметно экономней. В общем, что имеем: и бензин и газ горят. Но, газ значительно дешевле бензина. Пропан более, чем в 2 раза, а метан, так почти в 3 раза. И, при том, что эффективность горения близкая, получается экономия сопоставимая с разницей в цене на газ и бензин на АЗС. Ознакомимся подробнее с процессами работы двигателя на газу и на бензине.

III. Сравнение газа и бензина, как топлива для автомобиля.

     В данной статье мы не будем говорить о дизельном топливе, так как там происходят несколько отличные процессы. Да, и расход на дизеле заметно меньше, чем у бензиновых двигателей, и экономия становится не столь очевидной, если мы не говорим о промышленных масштабах.

      Итак, один из основных показателей топлива для двигателей это октановое число. Октановое число обозначает сопротивляемость топлива к детонации (взрыву) при сжимании. Чем значение выше, тем лучше сопротивляемость топлива. Давайте, проясним, как это работает. Итак, поршень в цилиндре сжимается, после чего возникает искра от свечи, топливо загорается, и поршень двигается в обратную сторону производя механическое движение, которое передается на коробку передач, и, в конечном итоге на колесо, которое крутится, и машина движется. Так вот, чем выше октановое число, тем больше может сжиматься топливо, позже возгораться, и соответственно более эффективно передавать механическую тягу за счет большей энергии возгорания.

     Как раз марки бензина АИ-92, АИ-95 и показывают октановое число. То есть, бензин АИ-95 более энергоемкий (читай, эффективный), нежели АИ-92. А что же газ? Внимание, у пропана октановое число около 105, у бутана около 100, а у метана так примерно 110. То есть, газ эффективней, чем высокооктановые бензины! Понятно, что двигатель рассчитанный на бензин, не будет сжимать топливо более, чем это задано в настройках автомобиля. Но, при этом, за счет более высокого октанового числа, практически исключена возможность детонации газа, что улучшает работу двигателя и срок его службы.

     Следующими важными аспектами являются скорость горения и теплоотдача. Не будем углубляться в химические и физические процессы. Заметим только, что скорость горения смеси воздуха с бензином и с газом примерно равны, и могут отличаться в ту или иную сторону в зависимости от дополнительных показателей. Теплоотдача бензина несколько выше, то есть бензин передает чуть больше энергии, нежели газ. Именно этим объясняется слега повышенный расход газа (смесь пропан/бутан) в сравнении с бензином. В зависимости от настроек газобаллонного оборудования расход газа от 5% до 20% выше расхода бензина. По той же причине, на газе есть незначительная потеря мощности до 5%. Немного теории, кому интересно, можно почерпнуть здесь:

https://intergasservice.ru/shop/articles/szhizhennyy-neftyanoy-gaz-kak-alternativa-benzinu/

    Итак, после того, как мы выяснили, что газ является достойной альтернативой бензину в качестве топлива, давайте ответим на вопрос: гбо что такое на машине…

    В качестве газовой смеси берем наиболее распространенный в России вариант пропан/бутан. Оборудование также возьмем наиболее популярное на данный момент 4-го поколение — предназначено для всех типов инжекторных двигателей с распределенным впрыском.

     Есть еще двигатели с непосредственным впрыском, когда бензин подается сразу в цилиндр двигателя. Надо сказать, что есть решения установки ГБО и для таких двигателей, но, они серьезно дороже, и их рассматривать здесь мы не будем.

Перечислим из чего состоит газобаллонное оборудование 4-го поколения:

  • газовый баллон с мультиклапаном;

  • ВЗУ (выносное заправочное устройство);

  • редуктор с газовым клапаном;

  • датчик давления газа;

  • отдельный газовый клапан;

  • газовый фильтр;

  • инжекторная рейка (газовые форсунки);

  • электронный блок управления (ЭБУ далее);

  • контроллер в салоне;

  • шланги, фитинги.

     Мы не будем подробно разбирать технические особенности каждого элемента, а выясним какую фактическую работу они исполняют.

     Итак, вы установили газовое оборудование, например, в одном из наших установочных центров: https://intergasservice.ru/ustanovka/ И, что дальше, как всё работает? Начинается всё, очевидно, с заправки газом. Как правило, в заправочном люке автомобиля устанавливается ВЗУ — оно не большое, и легко туда интегрируется. Полная заправка занимает 2-5 минут, в зависимости от размера баллона. Газ закачивается под давлением до 16 атмосфер, чтобы принять жидкое состояние — при температуре -43 градуса и выше, газ начинает испаряться. Баллон заправляется на 80-90% емкости, чтобы был запас для расширения газа при повышении температуры внешней среды (скажем зимой заехали на мойку или в торговый центр).

     Небольшое отступление про баллоны. Сам по себе баллон может быть выполнен в форме цилиндра. Либо, в форме тора (типа тюбинга для катания с горок). Цилиндр вмещает больше, зато баллон в форме тора удобно помещается в отсек для запасного колеса. И, если вы ездите в основном по городу, то тор более удобен для легковых автомобилей, так как, не отнимает место в багажнике. Ну, а в дальнюю дорогу запасное колесо придется все же брать...

     От баллона из-за давления газовая жидкость по трубке движется в сторону редуктора. На пути может стоять отдельный газовый клапан, который перекрывает подачу газа, если от ЭБУ перестает поступать электрический сигнал. Это происходит, если возникает какая-то неисправность в газовой системе. Итак, газ в жидкой фазе добрался до редуктора, задача которого из жидкой фазы сделать газообразную. Давление понижается, жидкость превращается в газ, в следствие чего редуктор охлаждается (такой физический закон). Поэтому редуктор встраивают в автомобильную систему охлаждения жидкости, которая горячая и она подогревает редуктор. Именно, чтобы разогреть редуктор, автомобиль изначально заводится на бензине, и по достижению определенной температуры (от 30 до 50 градусов Цельсия — зависит от настроек, которые задает установщик) охлаждающей жидкости, автомобиль автоматически переходит на газ. В самом редукторе также есть газовый клапан, который выполняет ту же функцию, что и отдельный газовый клапан, который описан выше. Зачем 2 клапана с одной функцией? Да, в общем для большей надежности/безопасности при минимальном увеличении стоимости оборудования.

     Хорошо, мы имеем газ для питания двигателя. Как же он туда попадает? Тут в действие вступает мозг газовой системы, а именно электронный блок управления (ЭБУ). Он подключается к бензиновому блоку управления, который дает команды бензиновым форсункам, сколько бензина подавать в двигатель. Разбирать принцип работы бензинового двигателя и его взаимодействия с бензиновым блоком управления, мы, конечно, не будем. Нам собственно, необходимо понять, что газовый ЭБУ считывает информацию с бензинового ЭБУ, чтобы определить необходимую дозу подачи газа. Итак, мы получили данные, сколько газа необходимо двигателю, и в этот момент, газовый ЭБУ отключает бензиновые форсунки полностью или частично, если программа в зависимости от настроек определит, что необходим долив бензина. Ну, и далее, газовый ЭБУ отдает команду на открытие газовых форсунок, которые выполняют ту же задачу, что и бензиновые, а именно, подают топливо во впускной коллектор автомобиля, где образуется газо-воздушная смесь. Понятно, что газовый ЭБУ подключен к различным газовым датчикам и клапанам, а также контроллеру в салоне автомобиля.

     Газовые форсунки также важны в работе системы, как редуктор и газовый ЭБУ. О том, чем они отличаются, какие производители лучше, мы поговорим в одной из следующих статей. Заметим только, что с газовыми форсунками интегрирован датчик давления (аналогично бензиновым форсункам). И, если давления не достаточно, то газовый ЭБУ отключит работу газового оборудования, и автомобиль автоматически вернется в штатный режим работы на бензине.

     Заметим, напоследок, что в салон выводится контроллер, который, во-первых, может принудительно переключать режим работы газ/бензин (управляется водителем), а также показывает уровень газа в баллоне и регистрирует ошибки.

V. Рекомендации и безопасность.

     В целом, мы разобрались с вопросом «гбо что такое на машине». Выяснили, что в качестве топлива газ обладает схожими с бензином характеристиками. Само оборудование не несет принципиальных конструктивных изменений в автомобиле. Пожалуй, есть смысл обсудить кому подойдет ГБО, дать некоторые общие рекомендации и проговорить тему безопасности, которая зачастую активно муссируется на просторах Интернета.

         ГБО это для кого:

  1. Если ваш пробег составляет в год более 15 тыс. км и вы планируете пользоваться авто не менее 2-3 лет. Давайте, коротко посчитаем, что вы за год проезжаете 15 тыс. км со средним расходом 10 литров на 100 км. То есть, за год тратите 1500 литров бензина. При цене бензина 45 рублей за литр получаем 67 500 рублей. Газа при таком пробеге уйдет около 1600 литров, и при цене 20 рублей за литр, получаем 32 тыс. рублей. Ну, и бензин все же уходить будет, допустим еще 5 тыс. рублей. Получаем: 67 500-32 000-5 000=30 500 рублей экономии. Если у вас 4-цилиндровый двигатель, то оборудование с установкой будет стоить в районе 23-27 тыс. рублей. Добавим регистрацию в ГИБДД еще примерно 5 тыс. рублей. На выходе, плюс-минус за год, оборудование окупается. Отметим, что это минимальная эффективность - при больших пробегах или расходе бензина выгода будет заметней.

  2. Если вы предпочитаете спокойный стиль вождения — все же мы говорим про экономию. А долгосрочные предельные нагрузки не полезны и для двигателя на бензине, а с газом дела даже похуже (ниже, пойдет об этом речь).

  3. У вас подержанный автомобиль, который снят с заводской гарантии. Хотя принципиальных конструктивных изменений в авто не вносится, но продавец все же может оспорить гарантию в случае заводского брака.

    Рекомендации, для тех кто планирует поставить или поставил ГБО:
  1. Оборудование покупайте с небольшим запасом по характеристикам.

  2. Не забывайте менять газовый фильтр один раз в 10-15 тыс. км. Его цена с заменой стоит совсем немного.

  3. Проведите анализ газовых заправок. Надо обратить внимание, во-первых, сколько газа заправят в пустой баллон до полного. Сам газ не размешают, а вот с количеством может быть обман. Помните, что более 80-90% от емкости баллона не должно входить. А во-вторых, проверьте сколько вы сможете проехать на полном баллоне до полного окончания газа. Состав газа отличается от производителей и от времени года. На основе этих 2-х показателей выбирайте «свои» заправки.

    Безопасность:

  1. Взрывоопасность не выше, чем на бензине. Вообще, возгорание газа происходит при температуре более 400 градусов Цельсия, а бензина около 300 градусов. Единственно, надо обратить внимание, что если авто стоит, скажем, в закрытом гараже, то, не следует входить в гараж с открытым огнем или сигаретой зажженной. Но, это и для бензина правило… Более того, возгорание возможно при концентрации в воздухе около 2%, а это смертельная концентрация для человека — произойдет отравление. Поговорим об этом далее.

  2. Утечка газа и запах в салоне, что можно сказать, здесь. Сам по себе пропан/бутан является токсичным газом, но, без запаха. Поэтому в него добавляют специальные примеси (одоранты), которые имеют сильный запах. По ним можно легко понять, произошла ли утечка. Для отравления нужна значительная доза, и вы сильно заранее почувствуете запах одоранта, прежде, чем начнется физическое воздействие на организм. Ну, так для отвлечения проведем аналогию: если кто-то сделал не красиво в общественном месте, то, все сразу почувствуют соответствующий запашок. Хотя концентрация в воздухе будет мизерная. С одорантом похожая история. То есть, на практике, отравиться газом в машине (особенно в движении) не представляется возможным.

  3. Разрыв баллона возможен, если вы не соблюдаете простые правила. Во-первых, не следует убирать ограничитель в баллоне, который не позволяет заправить баллон более чем на 80-90%. Во-вторых, в холодное время не заезжайте в теплые помещения при полном баллоне. В принципе, запас баллонов избыточен (выдерживает много большее давление, чем необходимо) для сохранения целостности. Но, для самоуспокоения можно придерживаться этого пункта
  4. Разрушение двигателя, а именно прогар выпускных клапанов и седел. Наиболее часто встречающееся в Интернете опасение. Не углубляясь в динамику процесса, скажу, что такая ситуация возможна, когда вы постоянно ездите на бедной смеси (недостаток топлива). Это происходит, при чрезмерных нагрузках на двигатель и не верных настроек оборудования. Когда двигателю нужно больше топлива, а газовые форсунки не успевают столько газа запустить в цилиндры (при больших оборотах, поршень движется очень быстро). В итоге смесь не успевает прогорать за время движения поршня, и горящая смесь (а в идеале должен просто горячий воздух) попадает в выпускной коллектор, который при постоянной перегрузке, действительно может прогореть. Лечится это просто. Во-первых, не нагружайте автомобиль (кстати, и на бензине произойдет тоже самое, только несколько позже). А во-вторых, попросите установщиков настроить автоматический переход полностью на бензин при оборотах более 3,5-4 тыс. оборотов, а также до-впрыск бензина при повышенных нагрузках.

     В заключение подведем итог, что ГБО это разумно, безопасно и выгодно! В данной статье мы говорили о смеси пропан/бутан. В одной из следующих статьях выясним, что там с метаном, и в чем особенности и различия при использовании этих газов.

intergasservice.ru

ГБО на авто: как работает, поколения, устройство, монтаж и регистрация в 2019 году

Время чтения: 7 минут

Покупая автомобиль, мы надеемся, что он прослужит долго, окажется комфортным, экономичным и так далее. Но однажды цены на горючее заставляют задуматься, и возникает идея установки ГБО на авто. Сегодня уже полстраны ездит на газе. Сервисов, предлагающих установку, — пруд пруди, выбор оборудования огромен. Так почему бы не воспользоваться возможностью сэкономить?

ГБО – что это и как работает

ГБО – газобаллонное оборудование, обеспечивающее хранение топлива и работоспособность двигателя на газе. Под газом понимается сжатый метан или сжиженный пропан-бутан. Основной вид топлива также используется.

Модернизация не требует демонтажа заводской системы питания, которая может работать на одном или обоих видах топлива с раздельной либо одновременной подачей.

Представленная ниже схема поможет понять, что такое ГБО в автомобиле и как оно работает:

  1. Из баллона (1) газ поступает в магистраль (3) через мультиклапан (2), дозирующий подачу. Кстати, через него происходит закачка с выносного заправочного устройства (4).

  1. Далее еще жидкий газ проходит в клапан-фильтр (5), где очищается от примесей. Он же перекрывает подачу при выключении зажигания/переходе на бензин.
  2. Очищенный газ поступает в редуктор (6), где его давление понижается до атмосферного. За счет испарения редуктор охлаждается, и его требуется подогревать.
  3. За счет разрежения во впускном коллекторе газ всасывается через дозатор (7) в магистраль низкого давления и попадает в смеситель (8) карбюратора.
  4. Переход с одного вида топлива на другой осуществляется установленным на панели приборов переключателем (10). В положении «ГАЗ» открывается газовый (5) и отключается бензиновый клапан (9).

Выше был описан эжекторный принцип действия, но современные моторы используют инжекторный, при котором газ поступает через газовые форсунки.

О поколениях ГБО

Сегодня устанавливается автомобильное газовое оборудование уже шестой генерации. Отличия между поколениями заключаются в дополнительных элементах, обеспечивающих совместимость со штатной системой впрыска.

Первое поколение отличается простотой, невысокой стоимостью, неприхотливостью к монтажу и качеству газа. Для него характерны повышенный расход топлива и снижение мощности. Используется лишь на очень старых карбюраторных двигателях. Подробнее о плюсах и минусах данного оборудования читайте в статье «ГБО 1 поколения».

ГБО второго поколения недалеко ушло вперед, но получило собственное название. «Система лямбда-контроля» обязана своим появлением лямбда-зондам, которые начали внедряться на первые инжекторные моторы. Дополнена она электронным дозатором, корректирующим подачу по сигналам датчика. Отличается незначительным увеличением мощности и падением расхода.

Третье поколение получило механические форсунки на каждый цилиндр. Это снизило расход топлива и потери мощности. Использовалось на инжекторных моторах с распределенным впрыском и сегодня уже не выпускается, так как достаточно быстро сменилось следующим поколением.

Следующий уровень назвали газовым инжектором. Это ГБО стало бестселлером, охватив почти весь спектр инжекторных моторов. Здесь появился отдельный инжектор с блоком управления газовыми форсунками. На авто с распределенным впрыском это обеспечивало оптимальные экономичность и потерю тяги. Установлена сейчас такая система почти на 90% авто с ГБО.

Пятое поколение разработано для агрегатов с непосредственным впрыском. Здесь использован принцип подачи без изменения агрегатного состояния газа. Отказались от редуктора и врезки в систему охлаждения. В результате мощность не теряется, а расход сравним с показателями на бензине.

Создатели шестого поколения добились еще большего. Такое ГБО работает со штатной системой впрыска, поэтому здесь нет газовых форсунок, а используется электронный селектор с блоком клапанов. Это решает проблему быстрого запуска, повышает динамические характеристики и позволяет добиться плавности работы. Расход почти не отличается от расхода на бензине, а стоимость обслуживания падает за счет отсутствия конденсата.

Метан – природный газ, а пропан-бутан представляет собой смесь газов, производимых в процессе крекинга. Это мало что объясняет, однако можно догадаться, что у них разные физические и химические свойства.

Метан быстрее испаряется, потому что легче, но достигает опасной концентрации позже. Октановое число у него выше, но он хуже смешивается с воздухом. Из-за этого расход больше, хотя стоит он меньше.

Метан хранится под высоким давлением, а для этого нужны тяжелые баллоны. Большой объем закачать не получится, и дальность хода будет меньше. Используется на автобусах, грузовиках, реже – джипах.

Для автолюбителей предпочтительнее пропан.

В любом случае каждый решает для себя сам, что лучше – метан или пропан.

О расходе газа

Современное газовое оборудование на авто создается с учетом трендов отрасли. Это экономичность и экологичность, поэтому ГБО должно обеспечивать минимальную разницу в расходе с бензином. Новые поколения оборудования гарантируют увеличение расхода газа не более, чем на 5-10%, или отсутствие разницы. Нарушить прогнозы могут только неправильный расчет топливной карты, несоответствие поколения или огрехи монтажа. Перед установкой всегда рекомендуется поинтересоваться, каким будет расход газа на автомобиле.

Какими должны быть баллоны

Раз уж используется два типа газа, то и баллоны для ГБО бывают под метан и пропан. Первые больше по размерам и массе, ведь в них газ под огромным давлением (200-250 атм). Вторые менее требовательны.

Выпускается следующие виды газовых баллонов:

  • Цилиндрические.
  • Тороидальные (в форме бублика).

Первые наиболее распространенные – их объем может быть очень большим, они не вызывают проблем с размещением, и только такие подходят для метана.

Вторые копируют форму и размер запасного колеса и устанавливаются вместо него в нишу в багажнике или снаружи, если речь идет о внедорожниках. Объем ограничен размером запаски. Используются только для пропан-бутана, потому что сложно создать достаточно прочную конструкцию.

Пропан-бутановые баллоны

Баллоны под этот газ не имеют мощных стенок. Их толщина варьируется в пределах 2,5-4 мм. Срок службы – от 10 до 12 лет (2500 заправочных циклов), а работоспособность гарантируется при температуре от -40 до +45оС. Перегрев не допускается и не рекомендуется заправлять больше 80% объема.

Тороидальный баллон удобнее, так как узел заправки располагается рядом с заливной горловиной, а нагрузка распределена равномерно по бортам. Хотя небольшой объем (50-60 л) и хранение запаски вызывают вопросы.

Цилиндрический баллон представляется более рациональным решением, ведь его объем может быть больше (до 230 л), а запаска остается на месте. Он позволяет выбрать оптимальный вариант расположения. В легковом авто монтируется под задним сиденьем. Недостаток – неравномерность распределения нагрузки по осям, что приводит к износу подвески.

Такой баллон имеет цилиндрическую форму с выпуклым дном. Толщина стенок и бесшовная конструкция обеспечивают давление, в 1,5 раза превышающее рабочее. Перед выпуском баллон подвергается испытанию давлением до 300 атм, а результаты, механические и физические характеристики заносятся в специальный сертификат.

Каждые 2-5 лет (в зависимости от материала изготовления) его снимают, очищают и испытывают на прочность. Затем принимается решение о дальнейшем использовании.

Об освидетельствовании баллонов

Пренебрегать периодическим освидетельствованием ГБО опасно и невыгодно. После монтажа установщик выдаст паспорт, в котором будут отмечены даты изготовления и следующей проверки. Далее требуется раз в два года (пропан-бутан) проходить освидетельствование на сертифицированной станции.

Поверхность баллона очищается и моется, стравливается газ, производится дегазация паром, моется внутренняя часть. Затем выполняется осмотр с целью выявления дефектов, снижающих прочность, – трещин, потертостей, сколов и ржавчины. После этого проводятся гидравлические и пневматические испытания. В итоге выдается акт об освидетельствовании, а в паспорте указывается дата следующей проверки.

Стоит поинтересоваться, как и зачем освидетельствовать автомобильные газовые баллоны.

Монтаж и демонтаж ГБО

Установка ГБО на автомобиль – сложная операция и не только технически. Придется получить разрешение в ГИБДД, пройти две экспертизы и оформить изменение конструкции документально. Необходимо обращаться в сертифицированные центры.

Специалисты разберут багажник, приборную панель, демонтируют агрегаты в моторном отсеке. Затем поставят баллон, редуктор, другие элементы, врежут и установят форсунки, проложат коммуникации, всё соединят, подключат к сети, запустят двигатель и настроят ГБО. Возможно, скорректируют расположение элементов выхлопной системы.

Демонтаж требуется редко. Чаще систему деактивируют – отключают электрическую часть, снимают баллон и глушат магистрали. При полном демонтаже снимается всё, а заводские агрегаты занимают свои места. Патрубки системы охлаждения меняются, форсунки выкручиваются, датчики, блоки и редукторы снимаются, а отверстия под них глушатся.

Узнайте больше, как происходит монтаж ГБО на авто.

Документы на ГБО

Технический регламент ТС 018/2011 считает монтаж ГБО переоборудованием. Такие изменения положено регистрировать в ГИБДД, которое поставит в ПТС отметку и выдаст свидетельство о соответствии требованиям безопасности. Свидетельство и паспорт на оборудование с отметками о прохождении обязательных проверок необходимо держать в авто.

Регистрируем ГБО

Установщик оборудования выдаст акт приемки и декларацию об объёме работ. Владелец автомобиля должен пройти ТО и получить карту. Затем подать заявление в ГИБДД с просьбой внести изменения в документы, предоставить бумаги и авто для осмотра.

Приказ МВД от 07.12 2000 г. N 1240 требует от инспекторов выдать СКТС, новое СОР и внести отметки в ПТС. Оформление выполняется в день обращения.

Больше о регистрации можно узнать из статьи “Регистрация ГБО на автомобиле в ГИБДД“.

Ответственность за ГБО без регистрации

Постановление Правительства РФ от 21.02.2002 N 127 запрещает использование ТС с конструктивными изменениями. Согласно ч.1 ст.12.5 КоАП за нарушение предусмотрен штраф 500 рублей. Он может быть наложен, если:

  1. Не выполнены требования правил изменения конструкции.
  2. В СОР и ПТС не внесены соответствующие отметки.
  3. Газовая аппаратура на авто не соответствует нормам безопасности.
  4. Отсутствуют сертификаты/документы, удостоверяющие проверки.
  5. Номера на баллоне, в сертификате, ПТС не совпадают.

Нарушителю дается 10 дней на устранение недостатков. Повторный штраф сегодня заменен запретом на эксплуатацию авто, а также арестом на 15 суток.

Плюсы или минусы ГБО

ГБО преследуют слухи с первого дня появления:

  • Оборудование опасно.
  • Запах газа вреден.
  • Двигатель выйдет из строя.
  • Мощность упадет, расход вырастет.

Сначала разберемся, опасно ли газовое оборудование в автомобиле. Автогиганты выпускают автомобили на газе. Сжиженный газ менее взрывоопасен. Испаряясь, он охлаждает все вокруг, а краш-тесты показывают, что баллон является чуть ли не самой прочной деталью авто. За соединениями и клапанами просто надо регулярно следить. Газ не имеет ни цвета, ни запаха, а добавляемый в него одорант совершенно безвреден.

Теперь о том, вреден ли газ для двигателя автомобиля. Если сравнить выхлопные трубы, легко увидеть разницу. Чем выше октановое число, тем меньше детонация. Свинца и серы в газе нет, и нагара будет мало. Масло дольше сохранит вязкость, свечи будут чище и проработают больше. Газ сгорает не так быстро, оставляя пленку масла на цилиндрах, что положительно сказывается на ресурсе.

Таким образом, можно сказать, что новейшее ГБО лишено недостатков -ресурс увеличивается, опасности нет, а стоимость газа намного ниже. Но недостатки, конечно, имеются.

Поинтересуйтесь, какие есть преимущества и недостатки газовой установки на авто.

Выводы

Подводя итоги, можно охарактеризовать газобаллонное оборудование в машине парой фраз:

  • Дорого, но выгодно.
  • Безопасно.

И, конечно, важно подчеркнуть необходимость соблюдения правил эксплуатации.

Регистрация ГБО: видео

1avtoyurist.ru


Смотрите также


Интересующую Вас информацию Вы можете уточнить у наших специалистов, заполнив форму, приведенную ниже. Мы с радостью Вас проконсультируем!
Почта:
Ваше Имя:
Сообщение:
30+5