Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции


Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел

Социально-правовая защита сотрудников органов внутренних дел – это гарантированная государством совокупность социально-правовых норм, средств и методов, обеспечивающих стабильные условия функционирования системы органов внутренних дел, права и законные интересы ее сотрудников.

Правовая защита сотрудников, как деятельность государственных органов и должностных лиц системы МВД России охватывает две группы вопросов:

1) правовую защиту сотрудников органов внутренних дел как представителей закона и государства;

2) защиту прав и законных интересов личности сотрудника при прохождении государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел.

Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции закреплены в главе 8 Федерального закона «О полиции», Федеральном законе от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», главе 9 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел», Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Российской Федерации.

Правовая защита сотрудника органов внутренних дел как представителя государственной власти включает в себя следующие институты (гарантии):

1. Обязательность исполнения законных требований сотрудника полиции. В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Невыполнение законных требований сотрудника полиции и действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.

Так, статьей 19.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Уголовным кодексом Российской Федерации установлена уголовно-правовая ответственность граждан за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство сотрудников полиции (ст. ст. 317, 318, 319 УК РФ).

Кроме того, для преодоления противодействия сотрудник полиции вправе применить в установленных законом случаях физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. При этом сотрудники полиции не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных Федеральным законом «О полиции» случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.

2. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции предусмотрены статьей ст. 24 Федерального закона «О полиции». Суть их состоит в следующем:

Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные статьей 23 Федерального закона «О полиции» основания для его применения.

Попытки лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию предоставляют сотруднику полиции право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 23 Федерального закона «О полиции».

3. Распространение на деятельность сотрудника полиции положений законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния сотрудника полиции. На деятельность сотрудника полиции распространяются нормы уголовного законодательства Российской Федерации о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости, физическом или психическом принуждении, об обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения.

4. Недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника. Статьей 30 Федерального закона «О полиции» установлено, что сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

5. Оценка показаний сотрудника полиции по делу о преступлении или административном правонарушении наравне с иными доказательствами. Показания сотрудника полиции по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.

Защитаправ и законных интересов личности сотрудника как представителя государственной правоохранительной службы при ее прохождении в органах внутренних дел включает в себя:

1. Государственную защиту жизни, здоровья и имущества сотрудников органов внутренних дел.

Государственной защите в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[36] подлежат: следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров.

Обеспечение государственной защиты состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных указанным Федеральным законом мер безопасности, правовой и социальной защиты (далее – меры государственной защиты), применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) временное помещение в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое место жительства;

7) замена документов, изменение внешности.

В целях реализации предусмотренных в настоящей статье мер безопасности могут проводиться оперативно-разыскные мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом «Об оперативно-разыскной деятельности»[37].

Применение и осуществление мер безопасности в отношении должностных лиц органов внутренних дел, а также их близких возлагается на органы внутренних дел.

2. Право сотрудников на разрешение споров реализуется в порядке, установленном статьей 72 закона о службе в органах внутренних дел.

Так, сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд.

Сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Кроме того, в соответствии со ст. 52 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки.

3. Право сотрудника полиции на судебную защиту его прав и свобод.Судебная защита иных, принадлежащих сотрудникам органов внутренних дел прав и свобод, связанных с их служебно-правовым статусом, гарантируется им, как и всем гражданам Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. В частности, обжалование неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права сотрудников органов внутренних дел, осуществляется также в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4867-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[38].

4. Право на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) (ст. 31 Федерального закона «О полиции»).

Сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).

Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел не вправе вмешиваться в деятельность органов внутренних дел, по выполнению возложенных на них задач и обязанностей. Им запрещается проводить забастовки сотрудников органов внутренних дел.

Предложения профессиональных союзов (ассоциаций) по вопросам назначения на должность либо восстановления в должности, перемещения по службе либо отстранения от занимаемой должности, присвоения специального звания, лишения специального звания либо снижения в специальном звании, увольнения из органов внутренних дел, применения мер поощрения и взыскания, а также по вопросам служебной деятельности органов внутренних дел носят рекомендательный характер.

5. Восстановление на службе в органах внутренних дел.(ст. 74 закона о службе в ОВД).

Сотрудник органов внутренних дел, признанный в установленном порядке, незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, освобожденным, отстраненным от должности или переведенным на другую должность в органах внутренних дел либо незаконно лишенным специального звания, подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании.

Основанием для восстановления сотрудника органов внутренних дел на службе в органах внутренних дел является решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо вступившее в законную силу решение суда.

Сотрудник органов внутренних дел, подлежащий восстановлению на службе в органах внутренних дел, с его согласия может быть назначен на равнозначную должность в органах внутренних дел.

Сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, время вынужденного прогула засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на дополнительный отпуск, ежемесячную надбавку за стаж службы (выслугу лет), пенсию за выслугу лет и на иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания.

Сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, выплачивается не полученное (недополученное) им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в органах внутренних дел, и (или) компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе.

Гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел –

это деятельность федеральных и местных органов власти, руководства и служб ОВД (кадровой, финансовой, медицинской, хозяйственно-бытовой) по реализации материальных социальных прав и интересов сотрудников.

Гарантии социальной защиты в соответствии с главой 8 Федерального закона «О полиции» и Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает в себя следующие основные институты:

1. Денежное довольствие сотрудников.

2. Пособия и другие денежные выплаты в связи с прохождением службы в органах внутренних дел и увольнением со службы в органах внутренних дел.

3. Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения.

4. Предоставление жилого помещения в собственность.

5. Предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма.

6. Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений.

7. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.

8. Медицинское и санаторно-курортное обслуживание.

9. Пенсионное обеспечение сотрудников и членов их семей.

Рассмотрим кратко пенсионное обеспечение сотрудников и членов их семей. В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»[39] пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах (ст. 14):

а) лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 13 Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел: за общий трудовой стаж 25 лет 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

Пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

megaobuchalka.ru

Социальная защита сотрудников полиции

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы Конституционного права сотрудников полиции на социальную защиту

1.1 Понятие и виды государственной социальной защиты сотрудников полиции

1.2 Факторы социального риска и социальные проблемы сотрудников полиции

1.3 Методологические подходы к исследованию проблемы

Глава 2. Правовое регулирование в области государственной социальной защиты сотрудников полиции

2.1 Уровни правового регулирования социальной защиты сотрудников полиции

2.2 Анализ современного законодательства и основные направления социальной защиты сотрудников полиции

Глава 3. Некоторые проблемы практической реализации прав сотрудников полиции на социальное обеспечение и социальную защиту

3.1 Проблемы социальной защищенности сотрудников полиции в условиях реформирования пути их разрешения

3.2 Совершенствование в сфере реализации прав сотрудников полиции на социальную защиту

Глава 4. Основы безопасности жизнедеятельности и охрана труда

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Конституционная практика последних десятилетий претерпела существенные изменения в гуманитарной сфере: Россия провозгласила права, свободы и обязанности человека 22 ноября 1991 года в Декларации прав и свобод человека и гражданина, а в 1993 году эти права, свободы и обязанности были закреплены в Конституции Российской Федерации, которая внесла в Российскую правовую систему и международные правовые стандарты [1].

Конституционно - правовое обеспечение социально - экономических прав сотрудников полиции в Российской Федерации исходит из конституционных прав, свобод и обязанностей и предполагает именно конституционное основание. Конституция Российской Федерации является основополагающим источником прав, свобод и обязанностей, в том числе и для сотрудников полиции.

Принятие в последнее время важнейших нормативных актов свидетельствует о совершенствовании законодательства в сфере социального обеспечения сотрудников полиции.

В 2011 году при подготовке и в ходе проводимой реформы органов внутренних дел был принят ряд федеральных законов и других нормативных правовых актов, которые изменили социально - правовой статус сотрудника полиции.

В системе социальной защиты населения социальная защита правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность и правопорядок в стране занимает особое место.

Сотрудники полиции являются особой социальной группой, выполняющей специфические задачи охраны и защиты интересов общества и государства. Этим объясняется наличие некоторых ограничений в их правовом статусе. То есть, в отличие от иных граждан, не состоящих на государственной службе, сотрудники полиции в значительной степени лишены возможности собственными легальными действиями повысить свой уровень жизни, решить жилищные и другие социально - бытовые проблемы. Такое положение обусловлено ограничениями и запретами, связанными с прохождением государственной службы в полиции, напряженностью и интенсивностью их труда. Поэтому создание государством благоприятных и безопасных условий для служебной деятельности сотрудников полиции является одной из предпосылок эффективности деятельности органов внутренних дел в целом.

Основными направлениями реализации мер по социальной защите сотрудников полиции в Российской Федерации является медицинское, пенсионное и жилищное обеспечение, страхование жизни и здоровья, компенсации отдельных видов расходов самих сотрудников и членов их семей.

Создание эффективного «социального пакета» для сотрудников полиции - одна из главных задач государственной политики в этом направлении.

Существует несколько направлений в области реализации социальной защиты сотрудников полиции: политика в области заработанной платы, социальное страхование, в том числе медицинское, пенсионное страхование, жилищная политика, а также системы компенсаций и выплат социального характера.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена наличием организационно - правовых вопросов, связанных с проблемами реализации конституционного права сотрудников полиции на социальную защиту.

Необходимо решить такие важные задачи в правоохранительной сфере, как борьба с преступностью, повышение эффективности функционирования системы органов внутренних дел, формирование нового образа имиджа полиции и повышение престижа службы в полиции. Решение этих задач носит комплексный характер и одним из важнейших и значимых направлений выступает решение проблем социальной защиты сотрудников полиции.

Цель дипломного исследования: изучить особенности и проблемы реализации конституционных прав сотрудников полиции на социальную защиту, а также разработать предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Раскрытие цели обусловлено решением следующих задач:

определить понятие и виды государственной социальной защиты сотрудников полиции;

рассмотреть особенности социальной защиты сотрудников полиции;

изучить уровни правового регулирования социальной защиты сотрудников полиции;

проанализировать современное законолательство и основные направления социальной защиты сотрудников полиции;

выявить некоторые проблемы реализации прав сотрудников полиции на социальное обеспечение и социальную защиту;

обосновать необходимости совершенствования нормативно - правовой базы в области социальной защиты сотрудников полиции.

Объектом исследования дипломной работы являются правовые нормы в сфере социальной защиты сотрудников полиции.

Предметом исследования служат правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права сотрудников полиции на социальную защиту.

Методологическая база определяется поставленными целями и задачами. В процессе дипломного исследования применялись такие общие и частные методы как: логический, метод сбора первичной информации, диалектический (анализ, синтез, обобщение, классификация), исторический, сравнительно - правовой и системно - структурный.

Источниками дипломной работы являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон от 7.02.2011 №3 «О полиции»; Федеральный закон от 19.07.2011 № 247 - ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты.

Глава 1. Теоретические основы конституционного права сотрудников полиции на социальную защиту

1.1 Понятие и виды государственной социальной защиты сотрудников полиции

Как следует из Конституции, Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [3]. Данные конституционные положения имеют непосредственное отношение к проблемам социальной защиты сотрудников органов внутренних дел на современном этапе развития социального государства Российской Федерации.

Социальная защита может быть рассмотрена в нескольких аспектах. В широком смысле социальная защита это совокупность разнообразных правовых средств, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Как отмечает Е.В. Абызыва: «Социальная защита это комплексная система мер, применяемая для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав, включая судебную защиту, законодательные, экономические, организационно технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту гражданами своих прав» [36, 15].

По мнению же автора А.Н. Аверина: «Социальная защита представляет систему мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни» [37, 3]

Работники органов внутренних дел являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства, деятельность по обеспечению социальной защиты сотрудников полиции является функцией органов государственной власти, а также одной из основных функций органов исполнительной власти. В частности, одной из основных задач министерства внутренних дел России, в соответствии с Указом президента Российской Федерации «Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации», является обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы министерства внутренних дел России, а также социально правовое обеспечение работников системы министерства внутренних дел России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на министерство внутренних дел России [9].

Система государственной социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в настоящее время включает в себя три элемента: меры правовой защиты, меры направленные на обеспечение безопасности и меры социальной защиты.

Правовая защита сотрудников полиции заключается:

- в защите его как гражданина, так как права сотрудника полиции как гражданина своей страны в полной мере гарантированы Конституцией Российской Федерации, законами и подзаконными актами так же, как и права любого другого гражданина;

- в специальной правовой защите исходя из специфики деятельности органов внутренних дел как правоохранительных;

- в защите прав и законных интересов сотрудников органов внутренних дел при прохождении ими службы.

Соответственно, меры правовой защиты сотрудников органов внутренних дел делятся на три группы: предоставление сотрудникам определенных прав для эффективного выполнения ими служебных обязанностей; ограничение вмешательства в служебную деятельность сотрудников; установление ответственности за действия, препятствующие выполнению возложенных на сотрудников обязанностей, за деяния, нарушающие их права и свободы.

Под обеспечением безопасности сотрудников полиции понимается совокупность мер, установленных и реализуемых государственными органами в целях защиты жизни, здоровья, жилья и имущества сотрудников и их близких.

Меры безопасности сотрудников можно разделить на общие и специальные.

Общими являются меры, которые государство и его органы устанавливают и применяют при приеме граждан на службу, а также в процессе прохождения ими службы в полиции. К ним относятся, например, обеспечение конфиденциальности сведений о сотруднике одновременно с его назначением его на должность; обеспечение при обострении оперативной обстановки круглосуточного патрулирования и усиленной охраны нарядами полиции мест компактного проживания семей сотрудников, а также зданий и помещений органов внутренних дел; периодическая проверка сотрудников на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Специальные меры обеспечивают безопасность сотрудников полиции и их близких родственников при наличии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье, жилище и имущество. Они применяются при наличии угрозы, возникшей в связи с осуществлением их служебной деятельности. Специальные меры защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц полиции либо принудить их к изменению их характера, либо из мести, за указанную деятельность.

Федеральный закон «О полиции» определяет следующие меры по обеспечению безопасности сотрудников полиции:

- личная охрана, охрана жилища и имущества;

- выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

- обеспечение конфиденциальности сведений о сотрудниках и их близких;

- перевод на другую работу, изменение места работы или учебы;

- переселение на другое место жительства;

- замена документов, изменение внешности.

Перечисленные меры безопасности применяются с учетом конкретных обстоятельств. Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица являются:

- заявление указанного лица;

- обращение председателя суда, либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя федерального органа государственной охраны;

- получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица[о полиции].

Под мерам социальной защиты, понимаются меры по оказанию субъектом социального взаимодействия, социальных благ и услуг для обеспечения минимально достаточных условий и общественно одобряемого уровня и качества жизни объекта социального воздействия сотрудников полиции относятся льготы, гарантии и компенсации, создающие сотрудникам условия для достойной жизни в период прохождения ими службы, а также после ее прекращения [29, 273 - 277.]

Для создания условий эффективного выполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции в многочисленных нормативных актах, действующих на территории Российской Федерации, устанавливаются для них отдельные социальные льготы, привилегии и компенсации, которые касаются:

- продолжительности службы (выслуги лет);

- обязательное личного страхования;

- обеспечения жилой площадью;

- оплаты жилищно-коммунальных услуг (участникам боевых действий);

- отпусков;

- продолжительности рабочего дня во вредных условиях;

- санаторно-курортного обслуживания;

- приобретения билетов на все виды транспорта;

- увольнения из органов внутренних дел;

- медицинского обслуживания;

- использования личного автотранспорта в служебных целях;

- содержания детей в дошкольных учреждениях;

- отдельных категорий сотрудников награждение особыми знаками, работающих в отдельных подразделениях и службах, беременных женщин и матерей;

- семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также сотрудников, получивших увечья и телесные повреждения в результате участия в боевых действиях, вооруженных конфликтах, мероприятиях по ликвидации последствий катастроф и другое (Приложение Б).

Одной из наиболее значимых гарантий социальной защиты является обеспечение денежным довольствием сотрудников полиции. Денежное довольствие включает в себя оклад по занимаемой штатной должности, оклад по присвоенному специальному званию, процентную надбавку за выслугу лет, процентную надбавку за ученую степень, стоимость продовольственного пайка, другие денежные выплаты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации [6].

Материальная помощь сотрудникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и представившим подтверждающие документы, выплачивается в размере до двух окладов денежного содержания в год.

Сотрудникам полиции, имеющим право на пенсию, устанавливается в зависимости от стажа службы в органах внутренних дел ежемесячная доплата от 25 % до 50 % суммы пенсии, которая могла быть им назначена.

Представления о предоставлении материальной помощи либо об установлении доплаты вносится руководителем соответствующего отдела полиции на имя руководителя органа внутренних дел.

Гарантией социальной защиты сотрудников правоохранительных органов является также предоставление компенсаций за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в выходные и праздничные дни, за работу в ночное время; предоставление льгот сотрудникам, имеющим квалификационные звания «Специалист 1 класса», «Специалист 1 класса наставник» и другое; возмещение ущерба, причиненного уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего сотруднику полиции или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью; выплата компенсаций в случае гибели сотрудника в период прохождения им службы, после увольнения, вследствие нанесения ему телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его профессиональной деятельностью; другие меры материального стимулирования или компенсации нанесенного ущерба [6].

Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации государством предусмотрен целый комплекс мер по обеспечению социальной защиты сотрудников полиции, предусматривающих оказание правовой, материальной, финансовой, социально бытовой и иной помощи и защиты.

1.2 Факторы социального риска и социальные проблемы сотрудников полиции

Каждое современное государство проводит определенную социальную политику в интересах граждан в наибольшей степени, нуждающихся в особой социальной защите и поддержке. Особый социальный статус отдельных категорий граждан обусловлен их возрастом, родом занятий, местом проживания, а также заслугами, которые они имеют перед обществом и государством. В этой связи социальная политика, которая реализуется в России, носит дифференцированный характер.

Специфическим направлением реализации социальной политики в частности, является сфера внутренних дел, субъектом управления которой выступает министерство внутренних дел России. В органах внутренних дел несут службу различные категории сотрудников, а также осуществляют свою служебную деятельность государственные гражданские служащие и работники социально правовой статус, которых весьма разнообразен и для его обеспечения требуются соответствующие средства.

Особый социальный статус имеют сотрудники полиции. Обусловлено это тем, что сотрудники несут службу, связанную с целым рядом рисков для жизни и здоровья, а также вынуждены выполнять возложенные на них обязанности в особых условиях, а также в условиях быстро меняющейся оперативной обстановки. Стрессы и перенапряжения, вызванные выполнением служебных обязанностей, неблагоприятно сказываются на здоровье сотрудников, а также на эффективности их служебной деятельности [5].

Министерство внутренних дел России проводит свою ведомственную социальную политику, которая касается как непосредственно сотрудника, так и членов его семьи. Это особенно важно тогда, когда сотрудник погибает при исполнении служебных обязанностей, получил увечье, травму или инвалидность, вследствие чего произошло снижение или утрата им трудоспособности.

Социальная политика и социальная защита, реализуемая в органах внутренних дел, опирается на Российское «социальное законодательство», а также на законодательство и иные нормативные правовые акты, которые касаются исключительно сотрудников полиции. Нормативные правовые акты, которые регламентируют ведомственную социальную политику, носят административно правовой характер. Поэтому социальная защита сотрудников полиции осуществляется в административно правовом режиме, что весьма принципиально отличает ее от общей социальной защиты граждан.

Социальная защита в системе министерства внутренних дел России, в отличие от общей социальной защиты носит адресный характер, а также позволяет учитывать ряд особенностей служебной деятельности сотрудников. В этой связи социальная работа в органах внутренних дел должна быть весьма принципиальным, а в некоторых случаях и приоритетным направлением деятельности полиции.

Рассматривая социальное положение сотрудников полиции по решению ряда вопросов, в обеспечении социальной защиты возникают социальные риски, сопутствующие в профессиональной деятельности сотрудников полиции, а также прямо или косвенно воздействующие на социальное самочувствие их родных и близких.

Социальные риски это такие действия, когда при выполнении профессиональных обязанностей работник достигает результата по предотвращению, либо раскрывает преступление, хотя и может при этом нанести определенный ущерб окружающим, их интересам или себе лично. Важно отметить, что любым другим способом результат недостижим.

Социальные риски подразумевают меру ожидаемого последствия определенного явления, наступление которого содержит вероятность потери или ограничение экономической самостоятельности и социального благополучия, учет и регулирование социальных факторов и последствий, которые нежелательны, социально неприемлемы, угрожают жизни и здоровью людей.

Оценка риска включает определение вероятности вреда, тяжести последствий производится путем выявления факторов риска, их интенсивности, величины ущерба. Под фактором риска понимается источник опасности, потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека. Схема оценки факторов социального риска включает их ранжирование на основе качественных и количественных сопоставлений, для чего необходимы как минимум натуральные показатели, характеризующие опасность [26, 350].

Индикаторы социального риска - показатели, свидетельствующие об его наличии или вероятности наступления. Индикаторами социального риска могут выступать как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие особенности профессиональной деятельности и условия труда, взаимоотношения между коллегами и с потенциальными клиентами (пользователями предоставляемых благ и услуг), удовлетворенность человека занимаемой должностью и сопутствующими ей профессиональными обязанностями, правовой защищенностью и внутрисемейными отношениями, а также многое другое.

Социальные показатели помогают оценить уровень социальной защищенности людей, а экономические - позволяют сопоставить уровни и значимость социального риска, возможности минимизации ущерба от него.

Используя анализ нормативно - правовых актов по осуществлению социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, а так же риски с которыми связано данное направление деятельности, имеют место направления по обеспечению социальной защиты сотрудников полиции в следующих областях:

Семейном положении сотрудника и характер внутрисемейных отношений. Семья для сотрудника - это своеобразный тыл, обеспечивающий его работу. Специфика и содержание работы, как правило, в известной степени отрывает сотрудника от семьи. Если к этому прибавить плохие бытовые условия, отсутствие жилья, недостаточное материальное и финансовое обеспечение и тому подобное - в совокупности это может привести к нежелательному конфликту в семье, ее распаду.

Жилищно-бытовые условия жизни сотрудника, в том числе наличия постоянного жилья косвенно влияет на успешность выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей. Между тем, по данным министерства внутренних дел, в очередь на улучшение жилищных условий стоит от 30 до 40 % сотрудников органов внутренних дел. В большинстве своем - это молодые специалисты, окончившие учебные заведения или отслужившие в армии, и проживающие в настоящий момент в общежитиях, съемных квартирах. Около 10% сотрудников проживает в домах аварийных или подлежащих сносу [42].

Условия труда, в которых непосредственно трудятся сотрудники полиции. В настоящее время вынуждены выполнять свои профессиональные обязанности без необходимого количества специальной техники и средств индивидуальной защиты. Материально - техническое обеспечение командировок сотрудников полиции в «горячие точки» находится на среднем уровне, практически все необходимое продукты питания, питьевую воду, постельные принадлежности и тому подобное - приходится везти с собой.

Значительно увеличилась интенсивность труда сотрудников, которая оказывает отрицательное влияние на морально - психологическое состояние сотрудников и результативность их профессиональной деятельности. Так, за последние годы нагрузка на работников уголовного розыска и других подразделений полиции увеличилась в разы, заметно осложнилась работа сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями.

В дополнение к другим своим обязанностям, сотрудники полиции все чаще привлекаются к охране общественного порядка, в том числе в выходные и праздничные дни. В случае отъезда ряда сотрудников в республики Северного Кавказа, другие «горячие точки» для охраны конституционного строя и сохранения территориальной целостности России, увеличивается нагрузка на оставшихся работников отделов и подразделений правоохранительных органов.

Повышенная стрессовая опасность деятельности сотрудников полиции вызванная характером объекта деятельности особой категории населения, склонного к преступной и противоправной деятельности.

В том числе, риском для личной безопасности сотрудника и членов его семьи, родных и близких, вызванной характером профессиональной деятельности и вероятностью применения оружия со стороны правонарушителей. В дополнении ко всему ненормированный рабочий день, сверхурочные работы, усталость, действие «синдрома эмоционального сгорания» приводит к нарушению межличностных связей, конфликтности и разводам среди сотрудников правоохранительных органов.

Названные индикаторы социального риска были использованы для изучения направлений в области социального самочувствия сотрудников полиции, то есть ощущения человеком удовлетворенности его состоянием здоровья, материальным положением, социальным статусом, профессиональной деятельностью, правовой защищенностью, обустроенностью семьи и быта, межличностными отношениями, а также другими факторами.

Таким образом, в профессиональной деятельности сотрудников полиции имеется множество факторов социального риска (экономических, юридических, интеллектуальных, социально психологических), которые, в свою очередь, влекут за собой существование различных социальных проблем. Причины этого лежат в специфике деятельности правоохранительных органов, заключающейся в повышенной опасности для физического, психологического и материального благополучия сотрудников полиции, их родных и близких. Индикаторами социального риска в работе сотрудников полиции могут быть различные показатели объективного и субъективного характера. Игнорирование социальных рисков, а также факторов, их вызывающих, может привести к ухудшению социального самочувствия сотрудников полиции и к усугублению криминальной ситуации в нашей стране.

1.3 Методологические подходы к исследованию проблемы

Социальная защита населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации. Она представляет систему принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп и направлена против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.

Сотрудники полиции и члены их семей в силу специфики профессиональной деятельности правоохранительных органов относятся к группе социального риска. За последнее время правовой статус сотрудника полиции существенно изменился, и исследования в данной области должны основываться на последних изменениях законодательства и имеющейся юридической практике.

Анализ уровня защищенности сотрудников полиции затрагивает экономические, политические, социальные, исторические и другие проблемы. Поэтому невозможно провести целостный анализ государственной политики по защите интересов сотрудников полиции без знаний политологии, социологии, философии, истории, экономики и так далее. Отсюда и необходимость применения междисциплинарного метода анализа.

Основы современной концепции прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также конституционных гарантий прав и свобод были заложены в многочисленных трудах выдающихся зарубежных ученых - Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, а также российских сторонников теории естественного права: В.С. Соловьева, Б.Н. Чичерина, И.А. Кистяковского и другие.

Общетеоретические подходы к понятию основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России и гарантий их реализации разработали отечественные ученые-правоведы М.В. Баглай, А.Г. Бережнов, И.А. Боброва, С.П. Булавин, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Г.А. Гаджиев, М.С. Гринберг, А.В. Ендольцева, И.Н. Зубов, А.Г. Чепурной, В.М. Чиквадзе, Б.С. Эбзеев, Л.С. Явич, Ц.А. Ямпольская и др.

Различные аспекты проблемы, рассматриваемой в данной дипломной работе, стали объектом исследования целого ряда таких теоретиков как: Ибрагимов М.Н., Куличенко В.В., Григорьев С.И., Демина Л.Д. - анализировали социально психологические особенности сотрудников полиции, Бигул Л.В, Фирсов М.В, Шапиро Б.Ю. - изучали теорию и практику медико-социальной работы, Савелий М.Н., Волоха А.С. - рассматривали формирование служебной медико-социальной помощи в системе правоохранительных органов [52].

В дипломной работе применены: методы анализа и синтеза, системного и сравнительно-правового анализа, логического сравнения и сопоставления, статистические и конкретно социологические методы исследования. Применение указанных методов позволяет комплексно проанализировать нормативно - правовую базу обеспечения конституционных прав сотрудников полиции на социальную защиту.

В исследовании темы применялся системный подход, на основе которого показаны связь и зависимость, наблюдаемые между элементами методов социальной защиты сотрудников полиции, систем сравнительного анализа, а также статистический подход к просмотру данных.

Глава 2. Правовое регулирование в области государственной социальной защиты сотрудников полиции

2.1 Уровни правового регулирования социальной защиты сотрудников полиции

В системе условий и средств защиты, конституционных прав и свобод сотрудников важное место принадлежит юридическим гарантиям. В строго юридическом их значении правовые гарантии это закрепленные в законодательстве средства, специальные меры, которые призваны непосредственно обеспечить реализацию и защиту правовых норм, закрепляющих права, свободы и обязанности сотрудников, удовлетворение их интересов, пользование благами, лежащими в основе того или иного права или свободы.

Юридические гарантии прав и свобод многочисленны и весьма разнообразны. Но их объединяет одно общее свойство: все они выражены, закреплены в законодательстве, прежде всего в Конституции Российской Федерации.

Основной закон гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией Российской Федерации в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в статьях 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61 [3].

Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на жилище, государственную пенсию и социальные пособия, социальное страхование и создание дополнительных форм социального обеспечения, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также другие виды социальной защиты, определяет механизм реализации прав граждан, закрепляет общее положение об обеспечении в Российской Федерации гарантий социальной защиты.

Социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Названные установки Конституции означают ориентацию всех государственных органов на обеспечение, охрану и защиту прав человека, а общество - на осуществление контроля над тем, как эти права соблюдаются.

Гарантии социальной защиты сотрудников полиции и порядок их реализации определены федеральным законом Российской Федерации «О полиции». В частности, гарантии прав на охрану здоровья и медицинскую помощь; на государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника полиции; на обеспечение жилой площадью.

Обеспечение сотрудников полиции соответствующими социальными гарантиями обусловлено особенностями службы, которые связаны, в том числе, с ограничениями установленных федеральными законами некоторых общегражданских прав и свобод.

Гарантии социальной защиты, предусмотренные для сотрудников полиции, распространяются также на других лиц рядового и начальствующего состава полиции, а также на стажеров во время испытательного срока, привлекаемых к выполнению задач полиции [4].

Порядок реализации гарантий, прав и льгот, установленных законодательством для сотрудников полиции, лиц, уволенных со службы, и членов их семей, определяется целым рядом постановлений Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами министерств и ведомств Российской Федерации и ее субъектов.

Виды социальных гарантий и защиты сотрудников полиции определенные федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», гарантирующим сотрудникам оплату труда в виде денежного довольствия, которое является основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Жилищным, медицинским и санаторно-курортным обеспечением сотрудника и членов его семьи осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации [6].

Страховыми гарантиями и выплаты сотруднику в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, а также гарантии в связи с увольнением со службы в органов внутренних дел предусмотрены настоящим федеральным законом.

В частности, установлено, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, осуществляются на условиях и в порядке, которые определены законодательством Российской Федерации.

Каждый сотрудник полиции обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества должен быть установлен министерством внутренних дел. Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время общие положения о вещевом обеспечении сотрудников полиции Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [23].

Если сотрудник в связи с характером служебной деятельности не пользуется форменной одеждой, ему выплачивается денежная компенсация в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и в порядке, определяемом министерством внутренних дел.

Сотрудникам полиции предоставляется жилье в соответствии с федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6]. Сотрудник полиции не подпадающий под категорию удостоверяемой государственным жилищным сертификатом в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы [24], имеет право по договору социального найма получать денежную компенсацию сотрудникам определенные в федеральном законе денежную компенсацию за поднаем жилищной площади [28].

Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников и членов их семей и стаж службы в полиции, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. На лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в полиции, распространяются положения Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» [12].

2.2 Анализ современного законодательства и основные направления социальной защиты сотрудников полиции

конституционный право полиция российский

Законодательными актами установлен определенный объем льгот и компенсаций, формирующих правовые основы для осуществления государственных гарантий защиты прав и интересов персонала органов внутренних дел, чья деятельность в значительной степени связана с риском для жизни и здоровья (Приложение А). Очень часто они становятся объектом посягательства преступников [37, 113]. В этой связи социальная защищенность сотрудников предполагает создание необходимых условий для нормальной деятельности персонала.

Социальная защита сотрудников правоохранительных органов характеризуется степенью реализации социальных прав и гарантий, реальным уровнем удовлетворения их материальных потребностей, интересов, соответствием целей и задач, которые призвана решать правоохранительная служба, той ролью, которую играют ее сотрудники в обществе, а также ограничениями и рисками, с которыми связана правоохранительная деятельность.

Одним из видов социальных гарантий полиции на основании Приказа министерства внутренних дел «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел российской Федерации» является денежное довольствие сотрудников полиции, которое состоит из должностного оклада и оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат [7].

Основанием для выплаты денежного довольствия является приказ руководителя. Должностные оклады и дополнительные выплаты сотрудникам устанавливаются и изменяются приказом руководителя с указанием оснований и конкретных размеров для каждого сотрудника и выплачиваются с даты, определенной этим приказом, а если дата не определена, то с даты его подписания. Должностные оклады по типовым должностям и оклады по специальным званиям выплачиваются в размерах, установленных Правительством Российской Федерации.

Сотруднику, переведенному на нижестоящую должность в полиции, сохраняется должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность, если перевод осуществлен по следующим основаниям:

- по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

- в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности;

- в связи с восстановлением сотрудника в должности, которую он замещал ранее, в случае, если эту должность замещает другой сотрудник и отсутствует равнозначная должность.

Выплата сохраненного должностного оклада производится впредь до возникновения у сотрудника права на получение более высокого должностного оклада вследствие его повышения в установленном порядке или назначения сотрудника на должность в органах внутренних дел с более высоким должностным окладом.

Приказом предусмотрены ежемесячные дополнительные выплаты.

Ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в процентах в следующих размерах при стаже службы (выслуге):

- от 2 до 5 лет - 10;

- от 5 до 10 лет - 15;

- от 10 до 15 лет - 20;

- от 15 до 20 лет - 25;

- от 20 до 25 лет - 30;

- 25 лет и более - 40.

Стаж службы (выслуга лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание устанавливается в процентах от должностного оклада в следующих размерах:

- за квалификационное звание специалиста третьего класса - 5;

- за квалификационное звание специалиста второго класса - 10;

- за квалификационное звание специалиста первого класса - 20;

- за квалификационное звание мастера (наивысшее звание) - 30.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы устанавливается в размере до 100 процентов должностного оклада в соответствии с Перечнем особых условий службы сотрудников полиции Российской Федерации и предельных размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Если сотрудник имеет право на получение надбавок за особые условия по нескольким основаниям, то размер этих надбавок суммируется. Суммарный размер надбавки за особые условия не может превышать 100 процентов должностного оклада сотрудника.

Сотруднику, допущенному к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере до 65 процентов, в зависимости от степени секретности сведений, к которым он имеет доступ.

Надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, выплачивается в размере до 100 процентов должностного оклада.

Надбавка за риск выплачивается в соответствии с перечнем должностей и в размерах, определенных приказом министерства внутренних дел России.

За добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам выплачиваются премии из расчета трех окладов денежного содержания в год.

Премия выплачивается ежемесячно из расчета двадцати пяти процентов оклада денежного содержания, установленного сотруднику на первое число месяца, за который производится выплата. Премия выплачивается пропорционально времени выполнения сотрудником служебных обязанностей в соответствующем календарном месяце. В расчетный период для выплаты премии включается время обучения, отпусков с сохранением денежного довольствия, освобождения от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью.

На основании приказа руководителя премия не выплачивается сотрудникам, временно отстраненным от выполнения служебных обязанностей, сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание «строгий выговор», «предупреждение о неполном служебном соответствии», «перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел», премия не выплачивается в течение одного месяца со дня их привлечения к дисциплинарной ответственности.

Сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел, премия на основании приказа руководителя не выплачивается в месяце увольнения, если увольнение произведено по следующим основаниям:

- грубое нарушение сотрудником служебной дисциплины;

- неоднократное нарушение сотрудником служебной дисциплины при наличии у него дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

- отказ сотрудника от перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел в порядке исполнения дисциплинарного взыскания;

- нарушение условий контракта сотрудником;

- несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами;

- утрата доверия;

- представление сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел, а также представление сотрудником в период прохождения службы в органах внутренних дел подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующей должности в органах внутренних дел, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

- осуждение сотрудника за преступление, а также прекращение в отношении сотрудника уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

- совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел;

- нарушение сотрудником обязательных правил при заключении контракта.

В пределах средств, предусмотренных на выплату денежного довольствия, сотрудникам, успешно выполняющим особо сложные и важные задачи, могут дополнительно выплачиваться разовые премии.

К денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации [15].

Сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, выплачивается ежемесячная «юридическая» надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада в зависимости от объема и сложности проводимых сотрудниками правовых экспертиз.

Сотрудникам, замещающим должности сотрудников шифровальной службы, либо осуществляющим в структурных подразделениях органов внутренних дел работу с шифрами, либо привлекаемым для этой работы по решению руководителей подразделений на основании утвержденных ими перечней должностей сотрудников шифровальной службы, а также руководящему, преподавательскому и учебно вспомогательному составу курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников шифровальных служб, занятому на работе с шифрами, выплачивается ежемесячная процентная надбавка за шифровальную работу:

Сотрудникам выплачивается единовременное поощрение в следующих размерах (в окладах денежного содержания):

- при поощрении Правительством Российской Федерации - 1;

- при поощрении Президентом Российской Федерации - 2;

- при присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации - 3;

- при награждении орденами и медалями Российской Федерации (за исключением юбилейных) - 5;

- при награждении знаком особого отличия - медалью «Золотая Звезда» - 10.

otherreferats.allbest.ru

Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции

1. Оплата труда сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.

2. Обеспечение денежным довольствием сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Сотруднику полиции, имеющему почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации» и (или) «Заслуженный юрист Российской Федерации», выплачивается ежемесячная надбавка в размере 10 процентов к должностному окладу в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей

1. Жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

2. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

3. Членам семьи сотрудника полиции и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае:

1) гибели (смерти) сотрудника полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции;

2) смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.

4. Членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника полиции (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, считаются:

1) супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим);

2) родители погибшего (умершего);

3) несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. При получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.

6. При установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:

1) в отношении инвалида I группы — 1;

2) в отношении инвалида II группы — 0,5;

3) в отношении инвалида III группы — 0,3.

7. Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 6 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Вред, причиненный имуществу, принадлежащему сотруднику полиции или его близким родственникам, в связи с выполнением служебных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с последующим взысканием выплаченной суммы возмещения с виновных лиц.

9. При одновременном возникновении в случаях, предусмотренных настоящей статьей, нескольких оснований для получения выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации выплаты осуществляются по одному из оснований по выбору получателя.

10. Размеры единовременных пособий, выплачиваемых в соответствии с «частями 3» и «5» настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации.

Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение

1. Обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.

Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обеспечение

1. Медицинское обеспечение сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее — уполномоченный орган в сфере войск национальной гвардии) или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Сотрудник полиции имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии.

3. Члены семьи сотрудника полиции (супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на иждивении сотрудника полиции и проживающие совместно с ним, имеют право на медицинское обеспечение в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При лечении в амбулаторных условиях они обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации плата не взимается.

4. Изготовление и ремонт зубных протезов членам семьи сотрудника полиции, указанным в части 3 настоящей статьи, в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии осуществляются на тех же условиях, которые установлены в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

5. Медицинское обеспечение, в том числе санаторно-курортное лечение, лиц, указанных в настоящей статье, осуществляется в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете соответственно уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в сфере войск национальной гвардии, на эти цели.

Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции

1. Сотрудник полиции в служебных целях обеспечивается проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Сотрудник полиции, следующий к новому месту службы или направленный в служебную командировку, пользуется правом бронирования и внеочередного получения мест в гостиницах, приобретения проездных документов на все виды транспорта по предъявлении служебного удостоверения и документов, подтверждающих факт следования к новому месту службы или нахождения в служебной командировке.

3. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка на железнодорожном, водном или воздушном транспорте имеет право проезда в поездах, на речных, морских и воздушных судах в пределах обслуживаемого им объекта (участка) без приобретения проездных документов только при выполнении указанных обязанностей.

4. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей по пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию и доставлению лица (лиц), подозреваемого (подозреваемых) в совершении преступления, административного правонарушения, пользуется правом проезда и провоза задержанного либо доставляемого им лица (лиц) на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения без приобретения проездных документов, а в сельской местности на попутном транспорте по предъявлении служебного удостоверения.

6. Места в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях независимо от формы собственности предоставляются в первоочередном порядке:

1) детям сотрудника полиции;

2) детям сотрудника полиции, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;

3) детям сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции;

4) детям гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

5) детям гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

6) детям, находящимся (находившимся) на иждивении сотрудника полиции, гражданина Российской Федерации, указанных в пунктах 1 — 5 настоящей части.

pdd-now.ru

Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства. 2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному (прямому) начальнику. Никто другой не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом. 3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. 4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей, а равно невыполнение законных требований сотрудника полиции влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. 5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)

1. Сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации). 2. Порядок создания и компетенция профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников полиции устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению возложенных на полицию обязанностей

Сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению возложенных на полицию обязанностей в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяются установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.

Статья 33. Ответственность сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы. 2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.

3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. 4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Глава 7. Служба в полиции

Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции

1. Служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона. 2. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.

Статья 35. Поступление на службу в полицию

1. На службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком Российской Федерации, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции. 2. В образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел могут приниматься граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование. 3. Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в полицию в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, а также в случаях, если он: 1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу; 3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; 4) не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 4. Граждане Российской Федерации, поступающие на службу в полицию, проходят психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 5. На гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином Российской Федерации ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Порядок оформления личного поручительства определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 6. На сотрудника полиции оформляется личное дело. Порядок ведения личных дел сотрудников полиции и порядок централизованного учета персональных данных сотрудников полиции и граждан Российской Федерации, поступающих на службу в полицию, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 7. Сотрудник полиции принимает Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

8. Назначение на должности высшего начальствующего состава полиции и освобождение от этих должностей осуществляются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Статья 36. Испытание при поступлении на службу в полицию

1. Для гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от трех до шести месяцев. На период испытания указанный гражданин Российской Федерации назначается на соответствующую должность стажером. 2. На стажера распространяется действие трудового законодательства Российской Федерации.

3. Срок испытания засчитывается в стаж службы в полиции.

Статья 37. Особенности режима служебного времени сотрудников полиции

1. Для сотрудников полиции устанавливается нормальная продолжительность служебного времени не более 40 часов в неделю. 2. Сотрудники полиции в случае необходимости могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 3. Выполнение сотрудником полиции служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни компенсируется предоставлением ему отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется, и сотруднику полиции предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника полиции вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация, но не более чем за 120 часов в год. 4. Порядок предоставления сотруднику полиции дополнительного отдыха, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. В период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций допускается в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев изменение режима служебного времени сотрудника полиции, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод в другое подразделение без изменения характера службы, а также установление иных особых условий и дополнительных ограничений.

Статья 38. Профессиональная подготовка сотрудников полиции

1. Граждане Российской Федерации, принятые на службу в полицию, проходят первоначальную подготовку в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 2. Профессиональная подготовка кадров для службы в полиции осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и в научно-исследовательских учреждениях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. 3. Курсанты, слушатели, руководящий и профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел считаются проходящими службу в полиции. 4. Участие курсантов, слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в мероприятиях по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, а также выполнение ими других возложенных на полицию обязанностей являются частью их профессиональной подготовки и предусматриваются в соответствующих образовательных программах. К участию в таких мероприятиях и выполнению указанных обязанностей не допускаются курсанты, слушатели, не достигшие возраста 18 лет. 5. Гражданин Российской Федерации или сотрудник полиции, поступающие в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, заключают контракты о прохождении службы в полиции после окончания этого образовательного учреждения на срок не менее пяти лет.

6. Гражданин Российской Федерации, отчисленный из образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за недисциплинированность и неуспеваемость либо отказавшийся выполнять условия контракта о прохождении службы в полиции после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также гражданин Российской Федерации, окончивший такое образовательное учреждение и уволенный со службы в полиции до окончания срока службы, предусмотренного контрактом о прохождении службы в полиции, по основаниям, установленным пунктами 1, 10 - 13, 15, 16, 21 и 22 части 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на его обучение. Размер возмещаемых средств и порядок его исчисления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 39. Служебная дисциплина в полиции

1. Служебная дисциплина в полиции - обязательное для всех сотрудников полиции соблюдение установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями непосредственных начальников порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав. 2. Служебная дисциплина в полиции регулируется дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

ohrana-bgd.ru


Смотрите также


Интересующую Вас информацию Вы можете уточнить у наших специалистов, заполнив форму, приведенную ниже. Мы с радостью Вас проконсультируем!
Почта:
Ваше Имя:
Сообщение:
30+5