Диагностика автомобиля что такое


Компьютерная диагностика автомобиля

Современные автомобили насыщенны электронными устройствами. Это определило востребованность проверки их работы с помощью компьютера и специальных программ, которые способны быстро определить основные неполадки. Расскажем что такое компьютерная диагностика машины и для чего нужна?

Компьютерная диагностика автомобиля – процесс, при котором происходит чтение кодов неисправностей на основных узлах, стирание этих кодов и последующая их коррекция. Для этого применяются дилерские сканеры, мотор-тестеры, а также другие устройства. К ним относятся OEM, мультифункциональные стенды, портативные ридеры. Современное диагностирующее оборудование и программное обеспечение позволяют считывать и засекать малейшие изменения в работе систем управления двигателем, трансмиссией, панели приборов и других электронных устройств.

Все текущие данные демонстрируются на одноканальном мультиметре, причем в режиме реального времени. Одновременно можно прослеживать до 4-х графиков параметров, выбрав наиболее удобный вид отображения. Современные системы диагностики позволяют также перекодирование параметров, делается это с целью повышения мощностных характеристик авто - чип-тюнинга.

К примеру, производится перенастройка блока управления, чтобы оптимизировать его под комплектацию авто. Она включает корректировку оборотов холостого хода или регулировки топливной системы. А, загрузив дополнительные плагины, можно перепрограммировать электронику под интерфейс новых моделей данной линейки, причем тех, которые только сойдут с конвейера. Система автоматически идентифицирует различия, не требуя выставления вручную изначальных и конечных параметров.

Как правило, компьютерная проверка машины, когда на панели приборов есть информация о неисправностях (загораются пиктограммы ошибок). В других случаях - когда сам автолюбитель отмечает некорректность в работе тех или иных узлов/систем, требуется удостовериться скручен ли пробег (перед покупкой авто с пробегом) в каком состоянии находится машина. Или можно проводить компьютерную диагностику, как советуют специалисты, минимум один раз в год.

Компьютерная диагностика - это эффективный способ тщательной проверки электронных систем авто с целью выявления и предупреждения неисправностей. Благодаря ей удается получить правдивую информацию о текущем состоянии блоков управления, деталей и узлов машины.

К бортовым системам, через диагностические специальные разъемы, подключают сложный, с серьезным программным обеспечением сканер, который считывает все транслируемые автомобилем коды. Полученные коды расшифровываются специалистами с помощью специальных программ. На основе полученной информации выносится заключение о наличие тех или иных сбоев, или неполадок. Компьютерную диагностику можно разделить на ряд операций:

Проверка двигателя и его электронных систем. Проводится, если стали замечать, что двигатель долго прогревается, возрос расход топлива, мотор работает неустойчиво или плохо заводится, потерял мощность, присутствуют посторонние шумы, холостые обороты понижены/повышены. Также нужна, если на панели приборов возникла ошибка Check Engine. Во время работы проверяется: система впрыска (есть ли ошибки от электронных датчиков); электрика; измеряется компрессия.

Проверка АКПП. Следует проводить, если не включается одна из передач, есть заметные рывки, шумы или пробуксовка при переключении передач, увеличен расход топлива, отмечена утечка масла. При диагностике считываются коды ошибок блока управления АКПП, проводится оценка показаний датчиков температуры рабочей жидкости и положения дроссельной заслонки, а также положение селектора АКП.

Проверка подвески. Требуется при обнаружении неравномерного износа резины, стука/гула во время резких поворотов или при движении на постоянной скорости, на неровной дороге. Так же, если отмечен снос задней или передней оси при резких поворотах, преждевременно срабатывает ABS или отмечено увеличение свободного хода рулевого колеса.

Если сравнивать компьютерную диагностику с традиционной, то первая может рассматриваться как вершина диагностической технологии. Она позволяет обнаружить практически все неисправности и не требует особых затрат времени.

Что такое компьютерная диагностика автомобиля?

Главное условие продолжительной и безаварийной работы автомобиля — диагностика основных систем и своевременное устранение проблем по мере появления. И если раньше определение неисправности занимало много времени и имело малую точность, то использование новых технологий дало возможность быстро диагностировать и устранять поломки. Что такое компьютерная диагностика автомобиля?

Автолюбители часто не представляют суть и особенности таких проверок. Но здесь все просто. Это проведение теста электронных узлов и исполнительных элементов автомобиля, которые влияют на функционирование бортовой системы и авто в целом. При помощи компьютерной диагностики определяются неисправности узлов для дальнейшего оформления специальной карты ошибок и исправления текущих неисправностей.

В бортовых системах предусмотрены системы самодиагностики. Они осуществляют непрерывное тестирование основных систем во время пуска мотора и в процессе работы силового узла. Благодаря информации, полученной от таких устройств, водитель своевременно узнает о текущих неисправностях и дефектах автомобиля. Для проверки и считывания ЭБУ в машине есть диагностический разъем. К нему и подключаются специальные диагностические и контрольно-измерительные устройства. Применение изделий — возможность точно диагностировать неисправность и устранить ее.

Когда проходить диагностику?

Автолюбители избегают затрат, поэтому диагностика часто сводится к применению «дедовских» методов или игнорированию проблемы. Такой подход приводит к еще большим повреждениям и расходам в будущем. Чтобы избежать проблем, стоит реагировать на следующие симптомы неисправности:

  • рост потребления бензина (дизельного топлива) автомобилем;
  • сбои в работе педали акселератора. При нажатии вместо набора скорости происходит ее замедление;
  • появление выхлопов черного и белого цвета;
  • возникновение шумов и стуков;
  • увеличение времени прогрева силового узла (в сравнении с прошлыми показателями);
  • снижение потери мощности силового узла.

Описанные выше симптомы сигнализируют о явных неполадках двигателя или других узлов автомобиля, которые определяются путем проведения компьютерной диагностики. Проверка не будет лишней и в следующих случаях:

  1. при покупке машины с пробегом у частника;
  2. при самостоятельной подготовке автомобиля к реализации. Проведение диагностики — шанс точно вычислить стоимость автомобиля;
  3. в ситуации, когда машина долго эксплуатируется без ремонта;
  4. в случаях, когда авто используется в экстремальных условиях (поездки за город, длительное путешествие, сложные погодные условия и так далее).

Способы диагностики

Видео: Как используют компьютерную диагностику для авто

Вас также заинтересует:

Перед началом ремонта мастер определяется, какой механизм неисправен. Это требование актуально для всех исследуемых механизмов, будь это двигатель или подвеска. Сегодня диагностика проводится тремя способами:

  1. с помощью органов чувств человека, таких как обоняние, слух и зрение;
  2. осмотром автомобиля, применением приборов и измерением основных параметров;
  3. проведением электронной (компьютерной) диагностики.

На практике применяются все перечисленные выше методы. Разница лишь в продолжительности и точности процедуры. Первый метод самый простой, но не отличается точностью. Второй — точный, но подразумевает затраты времени. Идеальный вариант — компьютерная диагностика автомобиля. Ее суть — в сканировании узлов, контролируемых микропроцессором.

Особенности проверки

Новые модели машин имеют ЭБУ (электронный блок управления), который фиксирует текущие ошибки и оповещает водителя о наличии проблем с тем или иным узлом. Все неисправности выявляются при помощи специальных комплексов. На сервисе проводится:

  1. диагностика мотора автомобиля, проверка работы всех датчиков, контроллеров и систем;
  2. диагностика корректности работы кривошипно-шатунной группы и ЭБУ.

Программа для диагностики авто

Как только все проверки завершены, на экране монитора появляются текущие неисправности. Далее программа перенастраивает ЭБУ (при наличии нарушений). Если проблема заключается в сбое топливной системы, то программа определяет вариант ремонта. Кроме двигателя, топливной системы и системы охлаждения проводится проверка других систем — коробки передач и ходовых узлов автомобиля. При комплексной диагностике вероятность что-то упустить минимальна. Специалист точно определяет неисправность, что экономит время на поиск проблемы и деньги на ремонт исправных деталей.

Нюансы диагностики

Видео: Компьютерная диагностика автомобиля ELM327 (Часть 1)

Популярная проверка — диагностика двигателя, для проведения которой используется сканер и мотор-тестер. Сначала производится сканирование узлов — электронная диагностика. В роли сканера выступает персональный компьютер (или ноутбук), который подключается через диагностический разъем и считывает коды ошибок. Особенность такого прибора — помощь в управлении механизмами и расшифровывание сигналов, посылаемых от микропроцессорных датчиков. На практике сканирования недостаточно для определения неисправности. Чтобы получить точные результаты, применяется мотор-тестер — многоканальный осциллограф. Задача устройства — измерение поступающих с бортового компьютера сигналов, вывод осциллограмм и других данных на экран. Дополнительная информация позволяет сделать точные выводы по неисправности и решить, что делать дальше.

Описанное выше оборудование выпускается двух видов:

  • мотор-тестеры стационарного типа — устройства, предназначенные для многосторонней диагностики транспортного средства. В таких системах OBD-II — лишь небольшая часть системы газоанализатора, снятия параметров компрессии, давления в топливной системе и так далее;
  • дилерские сканеры (специализированные устройства) — цифровые изделия, отличающиеся многофункциональностью. По сути, это комбинация небольшого компьютера, осциллографа и мультиметра. Стоимость специализированного устройства превышает 2-3 тысячи долларов, поэтому найти его можно только на специализированном СТО.

Несмотря на точность и простоту, компьютерная диагностика автомобиля занимает определенное время. Проблему невозможно выявить мгновенно. Средняя продолжительность тестов — 20-30 минут, ведь специалисты на СТО не просто считывают коды ошибок, но и расшифровывают показания ЭБУ.

Этапы работы по компьютерной диагностике автомобиля

Компьютерная диагностика двигателя автомобиля

Компьютерная диагностика включает в себя тестирование электроники автомобиля и блоков, отвечающих за работу основных узлов транспортного средства — мотора, подвески, круиз-контроля, трансмиссии, навигации, приборной панели и так далее. Работа проходит в несколько этапов:

  1. Проверяются узлы автомобиля при помощи имеющихся средств диагностики, снимаются основные данные с узлов автомобиля, считываются ошибки. На этом этапе работник СТО должен правильно расшифровать показания сканера и сделать предварительные выводы по поводу неисправности;
  2. На втором этапе делается дополнительное аналоговое тестирование. Проверяется электрическая часть автомобиля — провода, АКБ, контактные соединения, генератор. Мастер определяется, система исправна или нет. В противном случае остальные данные не будут иметь значения;
  3. Проверяются параметры автомобиля в режиме онлайн. Название опции — «Data Strea». Информация по потоку — шанс проверить сигналы от исполнительных органов и прочих элементов. В этом режиме на экране тестирующего устройства видны основные параметры — впрыска топлива, датчиков, режима ХХ и так далее;
  4. Проводится анализ данных, которые получены в процессе проверки. Как уже упоминалось, сканер выдает основные осциллограммы, которые стоит сравнить с типовыми для каждого из автомобилей. Обычно у квалифицированного мастера вся эта информация имеется под рукой;
  5. Записанные в память контроллера ошибки стираются. После этого проводится повторная инициализация. В ряде случаев приходится выполнять повторную работу по инициализации (если были сбиты основные параметры).

Вывод

Компьютерная диагностика автомобиля — возможность выявить неисправность (еще на раннем этапе) и устранить ее. Экономия в этом деле часто приводит к выходу из строя дорогостоящих узлов и как следствие, большим затратам.

Что такое компьютерная диагностика автомобиля?

Еще на заре внедрения электроники в топливные системы автомобилей четко обрисовалась основная проблема: ремонт и настройка их стали предъявлять на порядок более высокие требования к квалификации. И исправность, и отклонения в работе двигателя стали определяться состоянием множества датчиков и исполнительных механизмов, а самое главное – тем, как с ними работает управляющий блок.

С ростом сложности бортовой электроники автомобили и вовсе получили распределенную сеть взаимосвязанных электронных блоков, инструментальная диагностика которых (то есть проверка целостности цепей, снятие контрольных осциллограмм и так далее) стала настолько трудоемкой, что почти потеряла практический смысл. Поэтому неудивительно, что услуги по компьютерной диагностике сейчас стали одними из самых востребованных в сфере автомобильного сервиса.

Краткое понятие принципа компьютерной диагностики

Любой электронный блок современного автомобиля основан на специализированном микроконтроллере. Фактически это маломощный процессор, объединенный в одном корпусе с энергонезависимой памятью, куда занесена его программа. Именно с ним и связывается сканер диагноста, получая как текущие данные, так и статусы ошибок.

Видео: КАКУЮ ДИАГНОСТИКУ ВЫБРАТЬ? LAUNCH 431, DELPHI DS150E, ELM 327, VAG-COM. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ.

Само понятие «ошибка» появилось еще в самых первых системах управления двигателем. Ограниченные возможности их контроллеров не давали возможности организовать оперативную передачу всех необходимых данных на сканер, да и сами приборы для компьютерной диагностики еще только появлялись. Поэтому использовалась система самодиагностики: обнаружив выход какого-то параметра за заданные пределы, контроллер выполнял три действия:

  1. Переходил на обходную программу для диагностики автомобилей, которая позволяла хоть как-то работать с выявленной неисправностью. Например, при отказе расходомера объем воздуха грубо считался по оборотам и открытию дросселя.
  2. Фиксировал в своей памяти соответствующий цифровой код. Не всегда эта память была энергонезависимой – рекомендации сбросить клемму аккумулятора, чтобы «убрать ошибку» можно услышать и сейчас, хотя это давно бесполезно.
  3. Оповещал водителя о неисправности, зажигая контрольную лампу Check Engine.

Процесс диагностики в этом случае был примитивен: замкнув контакты в диагностической колодке (либо, как на старых «Маздах», подключив туда маломощную лампочку), диагност подсчитывал вспышки, определяющие активные коды ошибок в памяти. На простых системах впрыска это позволяло с помощью минимальной инструментальной диагностики выявить неисправность: например, фиксируя код ошибки «Отсутствует сигнал лямбда-зонда», достаточно было проверить целостность его проводки и измерить напряжение непосредственно на входе в ЭБУ.

Системы впрыска усложнялись и начинали взаимодействовать с прочей бортовой электроникой. Одних кодов ошибок для быстрой и точной диагностики стало недостаточно. В итоге современный диагностический сканер получил следующие возможности:

  • считывать коды ошибок вместе с их контекстом – набором данных, сохраненных в момент возникновения неисправности: пробегом, показаниями датчиков и так далее;
  • получать в реальном времени все текущие данные, обрабатываемые ЭБУ: сигналы датчиков, как физические (уровни напряжений), так и программные (уже интерпретированные ЭБУ). В сравнении с инструментальной диагностикой это проще: например, чтобы узнать текущий расход воздуха из напряжения ДМРВ, нужно найти его график зависимости «расход-напряжение», сканер же выдаст сразу цифру, из которой сразу понятна точность датчика;
  • принудительно управлять исполнительными механизмами: включать и выключать топливный насос, управляющий клапан фазорегулятора и так далее. Так поиск неисправности сокращается в разы: не нужно ждать, когда ЭБУ активирует какой-то механизм, а сразу проверить работоспособность всей электроцепи до него;
  • выполнять операции конфигурирования и адаптации. На этом моменте стоит остановиться подробно.
Видео: Компьютерная диагностика автомобиля ELM327 (Часть 1)

Конфигурация и адаптация

Адаптацией называется процесс программного сопряжения конкретного механизма с электронным блоком. Например, электронно-управляемая дроссельная заслонка имеет строго определенное напряжение датчика положения, соответствующее ее полному закрытию. Исходя из него, блок управления осуществляет регулировку холостого хода – при сбитой адаптации начинается либо характерное плавание оборотов, либо они принудительно повышаются. В процессе адаптации ЭБУ проходит обучение, сохраняя в памяти калибровочные данные для конкретной заслонки.

Конфигурация же подразумевает настройку ЭБУ под конкретную комплектацию автомобиля. В частности, при установке блока управления подушками безопасности в него прописываются количество и тип подушек в конкретной машине, в блоке АБС задана окружность штатных колес и количество зубцов на мишенях. Основная конфигурация задается на заводе, но иногда диагносту приходится вмешиваться – отключить неисправные подушки, убрать из системы впрыска нижний лямбда-зонд и так далее.

Иногда конфигурация требуется и после ремонта. На дизелях Common Rail крайне высокое давление топлива, и даже микроскопическая разница в проходном сечении форсунок даст заметный разнобой по цилиндрам. Поэтому при установке новой форсунки ЭБУ необходимо дать информацию о ее дебете, кодируемом в номере на корпусе форсунки, чтобы блок управления смог правильно рассчитать коррекцию времени открытия.

Видео: Компьютерная диагностика автомобиля ELM327 Android (Часть 2)

Где и как делается диагностика?

Как вы уже могли понять, время, когда для диагностики было достаточно минимума инструмента и книги «Ремонт и обслуживание этой модели авто», уже прошло.  Полноценная диагностика современного автомобиля – это не просто «посмотреть ошибки», как думают многие автовладельцы. Диагносту придется оценить работу узла в реальном времени, для чего нужен не только сканер, способный выдать такую информацию, но потребуется и умение эту информацию правильно интерпретировать, а это требует и знаний, и опыта. Поэтому обращение к профессиональному диагносту будет единственно правильным выбором, тем более что и расценки здесь не так велики: в частных сервисах базовая диагностика обойдется от 500 рублей.

Естественно, и сложность работы может быть разной. Под базовой диагностикой стоит понимать простой цикл: просмотр истории сохраненных и текущих ошибок, контроль параметров датчиков и механизмов, связанных с контекстом ошибки. В большинстве случаев на основании этих данных диагност может определить неисправный узел системы впрыска или бортовой электроники.

Но проблемы могут создавать и механические неисправности. Например, троить мотор может и из-за неисправности форсунки, и из-за неравномерной компрессии: поэтому диагност, определив направление поиска, перейдет к перебору всех вариантов. К счастью, для этого не нужны дедовские способы – оценить работу системы зажигания, работу цилиндров можно без разборки при помощи измерительного комплекса, называемого мотор-тестером. Естественно, это уже отдельная операция, добавляющая новую графу в заказ-наряд.

По сути мотор-тестер – это осциллограф с набором специализированных датчиков и программным обеспечением для упрощения анализа. Здесь также важно не сколько оборудование, сколько умение им пользоваться: по одному графику давления во впускном коллекторе диагност может обнаружить цилиндр со сниженной компрессией и найти источник утечек, даже если грубый механический компрессометр не укажет потерь (именно поэтому, кстати, многие автомобили годами ездят с тряской на холостом ходу: в гаражных сервисах компрессометр признает двигатель исправным, и только мотор-тестер, оценивающий реальную работу двигателя, сразу найдет проблему).

Правильная диагностика автомобиля, или что покажет нам компьютер?

В последнее время вижу что компьютерная диагностика автомобиля превращается в простое подключение сканера и считывание кодов ошибок, с последующим взятием платы за «диагностику» в размере от 300 рублей и выше. В некоторых сервисах даже говорят что если не горит лампа «чек энджин», то и сканер подключать нет смысла. Это совсем не так, друзья!

Диагностику делает ни компьютер или сканер, диагностику делает диагност. А вот тот человек, который только и может что считать ошибки и сбросить их, называется «водитель сканера»

Что такое диагностика автомобиля

Все дело в том, что при неправильной работе датчиков и систем инжекторного двигателя, лампа чек загорается далеко не всегда и ошибка в ЭБУ не проявляется. Например при изменении показаний датчика массового расхода или датчика кислорода. Когда эти датчики начинают врать, мотор работает неустойчиво, жрет много бензина но никаких ошибок нет. Потому что датчики «исправны», просто их показания отличаются от нормальных.

Давайте разберемся, что входит в диагностику автомобиля и двигателя.

ДМРВ на российских и некоторых других авто можно проверить по напряжению ацп, которое в идеале должно быть равно 0,996 Вольта. При напряжении на ДМРВ выше 1,04 он начинает сильно плохо влиять на работу двигателя. Так мотор может заводиться не с первого раза, глохнуть на холостом ходу или при перегазовке. Потому что если в такие моменты датчик будет показывать неправильное количество воздуха — то ЭБУ подаст соответственно и неверное количество топлива. Проихойдет либо переобогащение либо переобеднение состава топливной смеси и мотор заглохнет.

Датчик кислорода проверить сложнее, но тоже возможно. При включенном зажигании опорное напряжение на нем должно быть близко к 0,45 Вольта. Если отличия от этого напряжения значительно — датчик попадает в разряд «возможно неисправен». Дальше идет проверка осцилографом. В хорошем сервисе у диагноста должен быть осцилограф (либо программа на компьтере и набор щупов). Зная правильные осцилограммы датчиков и механизмов можно проверить их даже без наличия сканера!

Кроме того сканер вам ничего не скажет про систему зажигания автомобиля. Она ему просто не подконтрольна. Имейте это ввиду, когда у вас будет троить двигатель и вы приедете в сервис на диагностику. А вот программа — осцилограф и безконтактный щуп в руках диагноста поможет определить неработающую свечу или катушку зажигания.

Так же сканер ничего не скажет вам о форсунках. ЭБУ способен определить только обрыв или КЗ в проводке форсунок. Для полноценной же диагностики топливных форсунок их необходимо демонтировать и проверить на специальном стенде. Где можо увидеть факел распыла на каждой форсунке, замерить количество топлива выдаваемое в единицу времени.

Есть в сканере еще некоторое количество параметров, по которым можно судить о правильной работе мотора. Например время впрыска, то есть время в микросекуднах, на которое открываются форсунки. Зная этот параметр на конкретном автомобиле, можно судить о том, правильно или не правильно работает топливная система. Если время впрыска завышено, значит блок управления по каким-то причинам корректирует топливоподачу и в системе что-то не так.

Например забиты форсунки, топлива поступает меньше, чем нужно. Блок управления, чтобы нормализовать подачу топлива, увеличивает время впрыска на сколько это возможно. В результате в каждый момент времени через форсунки проходит больше топлива. А если забитые форсунки еще и плохо распыляют топливо, то оно плохо смешивается с воздухом и от того хуже сгорает. Растет расход бензина.

Датчик температуры охлаждающей жидкости тоже можно проверить по параметрам. Опять же нужно знать их для конкретного датчика. При определенной температуре мотора у датчика должно быть определенное сопротивление. Если это сопротивление будет отличаться от спецификации — возможна неустойчивая работа двигателя в этот момент. Потому что из-за неправильного определения температуры ОЖ будет неправильно подобран состав топливной смеси, что может приветси к перерасходу топлива или неустойчивым оборотам.

Вобщем советую выбирать правильный сервис и понимающего диагноста. Сам то я в этом не петрю

РХХ — регулятор холостого хода. Это не датчик, а исполнительный механизм. Блок управления может определить только обрыв или КЗ в обмотке. О правильности работы можно судить по количеству шагов, на которые выдвинут шаговый двигатель регулятора. На разных авто по разному, на солано к примеру, при прогретом двигателе РХХ устанавливается на 20-30 шагов. Все это тоже можно увидеть на сканере! Сканер для диагностики ЛИФАН: AUTOBOSS V30

Пару раз сталкивался с ситуацией (на автомобиле лифан солано), когда блок управления двигателем не способен правильно управлять регулятором. Шаги регулятора в этом случае устанавливаются больше 100, обороты мотора «проседают» до 650 об/минуту. При перегазовке иногда глохнет. Решилось все заменой ЭБУ двигателя.

Возможные причины такого выхода ЭБУ из строя — сварочные работы на кузове машины, без отключения разъема блока управления.

На этом о том что входит в диагностику автомобиля все. Читайте наиболее интересные статьи по картинкам ниже:


Смотрите также


Интересующую Вас информацию Вы можете уточнить у наших специалистов, заполнив форму, приведенную ниже. Мы с радостью Вас проконсультируем!
Почта:
Ваше Имя:
Сообщение:
30+5