Блок управления вентилятором охлаждения двигателя


Ремонт блока управления вентилятором радиатора системы охлаждения Mazda 3 (2005г) — DRIVE2

Написал Брат с просьбой о помощи помочь отремонтировать этот блок управления.В принципе он сам нашел всю информацию о причине поломки.Характерные признаки неисправности:Не правильная работа вентилятора может проявляться либо полной не работой данного вентилятора, либо наоборот постоянной работой даже на просто повернутом ключе зажигания. Такие блоки стоят на многих зарубежных авто: Ford, Mazda, Toyota. ни кто от поломки не застрахован. Отдельно блок не продается только вместе с вентилятором( Мы не смогли найти).

Полагаясь на вот эту статью из интернета мы и решили заняться диагностикой нашего.

Плата залита компаундом он очень хорошо отходит если нагреть феном. Только будьте аккуратны не сдуйте распаянные элементы)

Полный размер

Плата освобожденная от Компаунда и с уже выпаянным транзистором

После освобождения платы от компаунда, стали искать причину постоянной работы вентилятора.Задача поиска усложняется тем, что множество элементов вносят ошибки при диагностике. Нам удалось практически сразу найти виновника им оказался средний транзистор.

Его маркировка K1205 вот информация по нему

Под действием алкоголя, я видимо не правильно определил маркировку транзистора. Его верная маркировка cmp80n06

Так что дальнейшая статья немного неверна.

Полный размер

сгоревший транзистор

Именно такого мы не смогли найти, да где-либо купить в 22 часа тоже не получилось. Решили дербанить Старые Блоки питания От ПК. По очень близким характеристикам удалось найти только D13007Полярность: NPNМаксимальная рассеиваемая мощность (Pc): 80Макcимально допустимое напряжение коллектор-база (Ucb): 700Макcимально допустимое напряжение коллектор-эмиттер (Uce): 400Макcимально допустимое напряжение эмиттер-база (Ueb): 9Макcимальный постоянный ток коллектора (Ic): 8Предельная температура PN-перехода (Tj), град: 150Граничная частота коэффициента передачи тока (ft): 14Ёмкость коллекторного перехода (Cc), пФ: 80Статический коэффициент передачи тока (hfe): 8Решили паять его.

Полный размер

Примеряем транзистор нашедший для замены

После Замены транзистора сразу попробовали на реакцию вентилятора от ключа (при не исправном вентилятор работал на не заведенном двигателе.) Все ровно молчит!). Решили проверку на включение отложить на следующий день. Брат, уже дальше сам залил для герметичности термостойким Силиконовым герметиком и оставил сохнуть.Проверка в работе показала, что вентилятор работает исправно, сам включается и отключается.

При работе было затрачено кучу шуток и 6 литров Пива.

P/S : Через не продолжительное время, из-за не правильного впаяного транзистора стола появляться ошибка P0480 — Неисправность цепи управления вентиляторомИз-за не верного опознания транзистора, придется второй раз вскрывать блок и перепаивать транзисторы.Так что не совершайте ошибок как я ;-)

Теперь будем паять из того что есть в магазинах, а это IRF1405 или IRF2807

Page 2

Написал Брат с просьбой о помощи помочь отремонтировать этот блок управления.В принципе он сам нашел всю информацию о причине поломки.Характерные признаки неисправности:Не правильная работа вентилятора может проявляться либо полной не работой данного вентилятора, либо наоборот постоянной работой даже на просто повернутом ключе зажигания. Такие блоки стоят на многих зарубежных авто: Ford, Mazda, Toyota. ни кто от поломки не застрахован. Отдельно блок не продается только вместе с вентилятором( Мы не смогли найти).

Полагаясь на вот эту статью из интернета мы и решили заняться диагностикой нашего.

Плата залита компаундом он очень хорошо отходит если нагреть феном. Только будьте аккуратны не сдуйте распаянные элементы)

Полный размер

Плата освобожденная от Компаунда и с уже выпаянным транзистором

После освобождения платы от компаунда, стали искать причину постоянной работы вентилятора.Задача поиска усложняется тем, что множество элементов вносят ошибки при диагностике. Нам удалось практически сразу найти виновника им оказался средний транзистор.

Его маркировка K1205 вот информация по нему

Под действием алкоголя, я видимо не правильно определил маркировку транзистора. Его верная маркировка cmp80n06

Так что дальнейшая статья немного неверна.

Полный размер

сгоревший транзистор

Именно такого мы не смогли найти, да где-либо купить в 22 часа тоже не получилось. Решили дербанить Старые Блоки питания От ПК. По очень близким характеристикам удалось найти только D13007Полярность: NPNМаксимальная рассеиваемая мощность (Pc): 80Макcимально допустимое напряжение коллектор-база (Ucb): 700Макcимально допустимое напряжение коллектор-эмиттер (Uce): 400Макcимально допустимое напряжение эмиттер-база (Ueb): 9Макcимальный постоянный ток коллектора (Ic): 8Предельная температура PN-перехода (Tj), град: 150Граничная частота коэффициента передачи тока (ft): 14Ёмкость коллекторного перехода (Cc), пФ: 80Статический коэффициент передачи тока (hfe): 8Решили паять его.

Полный размер

Примеряем транзистор нашедший для замены

После Замены транзистора сразу попробовали на реакцию вентилятора от ключа (при не исправном вентилятор работал на не заведенном двигателе.) Все ровно молчит!). Решили проверку на включение отложить на следующий день. Брат, уже дальше сам залил для герметичности термостойким Силиконовым герметиком и оставил сохнуть.Проверка в работе показала, что вентилятор работает исправно, сам включается и отключается.

При работе было затрачено кучу шуток и 6 литров Пива.

P/S : Через не продолжительное время, из-за не правильного впаяного транзистора стола появляться ошибка P0480 — Неисправность цепи управления вентиляторомИз-за не верного опознания транзистора, придется второй раз вскрывать блок и перепаивать транзисторы.Так что не совершайте ошибок как я ;-)

Теперь будем паять из того что есть в магазинах, а это IRF1405 или IRF2807

www.drive2.ru

Как сделать блок плавного управления вентилятором радиатора на ВАЗ

В этой статье хочу поделиться опытом собственной разработки адаптивного контроллера охлаждения электровентилятора для инжекторных и карбюраторных ВАЗов. На рынке уже существуют несколько подобных вариантов, и наверное самый популярный из них это контроллер «Борей», производства фирмы «Силычъ». Устройство, описанное в этой статье, работает схожим образом. Назовем его «Надёжный контроллер вентилятора охлаждения ВАЗ2110 на базе «ардуино» (опыт разработки)».
Устройство использует отдельный стандартный датчик температуры 423.3828, что позволяет не вмешиваться в штатную систему инжектора и не мудрить с проводкой и подключением к приборке или родному датчику температуры ОЖ. При запущенном двигателе контроллер постоянно следит за показаниями с дополнительного датчика, и:
  • при достижении заданного порога температуры (90oС) запускается вентилятор на малых оборотах
  • при повышении до максимального значения (95oС) плавно разгоняет вентилятор до максимальных оборотов
  • при понижении температуры - плавно снижает обороты, и после преодоления порога ниже 90oС – полностью останавливает вентилятор.

Таким образом, рабочая температура двигателя на малых скоростях и в летних пробках фактически не превышает 90-92oC, за исключением конечно аномальной летней жары. За 9 месяцев работы контроллера (с апреля по декабрь) и 15 000 км пробега, на моём ВАЗ 2110 1.6 16V (+ГБО) двигатель ни разу не нагревался больше 95oC, и соответственно ни разу не сработала штатная система охлаждения.

Разработка и реализация

За основу схемы управления был взят AVR микроконтроллер семейства Tiny, в моем случае – ATTiny85. Но также можно было использовать любой ардуино-совместимый микроконтроллер семейства AVR Tiny, MEGA, а также готовые ардуино-платы с небольшими дополнениями. Для силовой части был использован очень мощный мосфет-транзистор IRF1405 (можно использовать и менее мощный). С помощью отладочной ардуино-платы были сняты показания датчика при пороговых значениях температуры (90-95 С).Принцип регулировки оборотов вентилятора - обычный ШИМ. В двух словах, для тех, кто не знает, что такое ШИМ (широтно-импульсная модуляция) - это изменение ширины импульсов (в нашем случае постоянного тока с напряжением 12В) определённой частоты для регулировки силы тока на нагрузке (в нашем случае вентиляторе), что обеспечивает управление скоростью вращения любого электродвигателя постоянного тока (анимация и видео ниже):Т.е. чем шире импульс, тем больше ток, и тем быстрее скорость вращения вентилятора и наоборот.На видео «крутилка» (потенциометр) имитирует показания с датчика ОЖ. при повышении/понижении температуры.Таким образом, цель разработки заключалась в реализации управления электровентилятора ШИМ-сигналом на основании показаний датчика температуры ОЖ. С серьезным подходом к программированию микроконтроллеров у меня пока проблемы ))), так что было решено использовать платформу ардуино с собственным и очень простым языком программирования для начинающих. И на основании многих примеров, взятых из интернета, была разработана программа для управления микроконтроллером. /**_____________________ПЕРЕМЕННЫЕ:______________________**/int dc = 0;int val;int reg;int bal;/**_____________________//ПЕРЕМЕННЫЕ____________________**//**___________________Инициализация:____________________**/void setup(){pinMode(1, OUTPUT); //нога(6): Индикация подстройки порога температуры срабатывания (светодиод)pinMode(0, OUTPUT); //нога(5): Вывод драйвера силового транзистораpinMode(A2, INPUT); //нога(3): Вход датчика температурыpinMode(A3, INPUT); //нога(2): Вход потенциометра (регулятора порога срабатывания)bal = analogRead(A3);bal = constrain(bal,1,1023);reg = map(bal,1,1023,0,30);val = (analogRead(A2))+reg;val = constrain(val,865,895); //Промежуток значений датчика для диапазона регулировки температуры(!!подбирался эксперементальным путем, значения подходят только для вазовского(исправного инжекторного датчика тепературы 423.3828dc = map(val, 865, 895, 1, 9999);}/**___________________//Инициализация____________________**//**___________________ОСНОВНОЙ ЦИКЛ:______________________**///Контроллер постоянно считывает значения датчика, и при срабатывании порога включения запускает вентилятор со скоростью пропорциональной росту значениям температуры: при увеличении значений тепературы - повышаются обороты венитятора; при уменьшении значени - понижаются оброты; при уменьшении ниже порога срабатываний, вентилятор - отключается; при увеличении выше порога регулировки - вентилятор вращается на максимальных оборотахvoid loop(){void (* resetFunc) (void) = 0;if(dc > 1){digitalWrite(13, HIGH);digitalWrite(3, HIGH);delayMicroseconds(dc);digitalWrite(3, LOW);if(dc >= 9999){digitalWrite(3, HIGH);}else{delayMicroseconds(10000 - dc); // частота регулировки 100Гц (шим)}dc = 0;resetFunc();}else{digitalWrite(3, LOW);digitalWrite(13, LOW);resetFunc();}}/**___________________//ОСНОВНОЙ ЦИКЛ____________________**/ Принципиальная схема устройства выглядит следующим образом:

Это уже доработанная схема с подстройкой порога температуры срабатывания. Питание осуществляется от вывода «D» генератора, что позволяет контроллеру работать только при заведенном двигателе, хотя это не критично и можно запитываться от «зажигания». В схеме реализована стабилизация питания микроконтроллера (5В) на базе преобразователя VR1. В роли драйвера силового транзистора-VT1 используется оптрон-DD2. Транзистор нуждается в охлаждении, так как через него проходят большие токи (около 10 Ампер). Подойдет любой радиатор площадью охлаждающей поверхности в 30 кв. см и выше. Также обязательна установка предохранителей по «+» питания контроллера (не мене 100милиАмпер), и по цепи массы – не менее 20 Ампер (так как коммутация вентилятора силовым транзистором осуществляется именно по «массе»)! Номиналы всех радиодеталей должны быть четко соблюдены. Частота ШИМ-сигнала была подобрана экспериментальным путем во избежании низкочастотных помех в бортовой сети, а также для снижения шумов обмоток электродвигателя вентилятора при малых оборотах, и составляет 100Гц.Печатная плата проектировалась «на коленке», поэтому корпус и проводка собрана из подручных материалов:

Рисунок печатной платы не принципиальный, кому интересно все материалы в архиве.

Подключение. Крыльчатка вентилятора используется 8-лопасная, так как от стандартной 4-лопасной крыльчатки эффекта на низких оборотах очень мало + лишня вибрация никогда не добавляла комфорта.

Видео испытаний, подключение:По итогам сборки заморочек получилось, конечно, много, но себестоимость устройства составила около 10 у.е.))) и это хорошо! Любые вопросы пишите в комментариях.

Читайте также другие доработки пуска и работы вентилятора радиатора автомобилей ВАЗ.

Как лучше доработать пуск вентилятора двигателя?

Ключевые слова:

  • вентилятор радиатора
  • доработка системы охлаждения двигателя

 

Интересный сайт? Поделись с друзьями

xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai

Электронное реле управления вентилятором радиатора в зависимости от температуры двигателя — Лада Калина Универсал, 1.6 л., 2009 года на DRIVE2

Общие сведенияЭлектронное реле PwmFan-99 предназначено для плавного управления скоростью вращения вентилятора в зависимости от температуры двигателя и устанавливается вместо штатного реле на автомобилях, оборудованных датчиком температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) с отрицательным ТКН (с ростом температуры напряжение на выходе датчика уменьшается).Назначение контактов реле:• «86» — вход для управляющего сигнала отрицательной полярности от блока управления двигателем. При соединении этого контакта с корпусом вентилятор включается на полную скорость.• «85» — вход для +12В от замка зажигания. На этом контакте должно присутствовать +12В при включенном зажигании.• «30» — вход для +12В от АКБ (борт. сети).• «87» — нормально-разомкнутый выход (к нагрузке).Перед установкой PwmFan-99 необходимо убедиться в точном соответствии контактов реле и штатной колодки.• дополнительный контакт (присоединять первым, отсоединять последним!):— черный — постоянное соединение с корпусом;— желтый — вход для подключения ДТОЖ.

АлгоритмПри появлении управляющего сигнала от блока управления двигателем вентилятор быстро (за 0.1-0.2 сек.), но плавно включится на полную мощность. При пропадании — немедленно выключится.

В отсутствие управляющего сигнала от блока управления, электронное реле PwmFan-99 будет управлять скоростью вращения вентилятора только на запущенном двигателе и в пределах правильно заданных температурных порогов.

НастройкаДля работы устройства однократно задаются температурные пороги включения и отключения вентилятора, что происходит автоматически при его первом включении блоком управления при выполнении следующих условий:— двигатель должен быть запущен;— перед включением вентилятор должен быть выключен;— вентилятор проработал не менее 5 секунд;— после отключения вентилятора двигатель работал не менее 5 секунд.При невыполнении любого из выше перечисленных условий пороги записаны не будут и устройство будет включать вентилятор только по командам блока управления двигателем.Другими словами, для записи порогов после их сброса (или после установки PwmFan-99) надо при первом включении вентилятора блоком управления не глушить двигатель в течение 5 секунд после отключения вентилятора.При успешной записи порогов устройство будет в дальнейшем запускать вентилятор на малую скорость при температуре двигателя на 20% выше порога отключения. Например, блок управления включает вентилятор при температуре 103°С, а отключает — при 98°С. Тогда при успешно записанных порогах устройство включит вентилятор на 20% мощности при температуре двигателя 99°С. Если температура двигателя продолжит расти, то скорость вращения вентилятора будет пропорционально увеличена и при 103°С достигнет максимума. При температуре ниже 98°С вентилятор будет выключен.

Для сброса записанных порогов необходимо при включенном зажигании и неработающем вентиляторе удерживать в нажатом состоянии более 5 секунд кнопку сброса. Признаком сброса порогов будет являться кратковременное (на 1-2 секунды) включение вентилятора на полную мощность после ее отпускания.

Все, что выше — это памятка (инструкция по эксплуатации), а ниже — рекомендации по изготовлению (мажорам не читать).

СхемаСхема предназначена для подачи на вентилятор +12В (его второй контакт постоянно соединен с корпусом). Если же штатное реле коммутирует соединение вентилятора с корпусом, то схема значительно упрощается.Схема устройства разработана исходя из минимизации затрат, минимизации энергопотребления и миниатюризации (лишних деталей в схеме нет!). Она составлена из элементов, имеющихся у автора в наличии, и при выполнении соответствующих требований легко корректируется.

вверху слева показано подключение возвратного диода (диодной сборки)

Транзисторы Q4,Q5 — любые маломощные N-канальные полевики (Vds>=30V Vgs>=20V Id>=0.3A), желательно управляемые лог. уровнем. Могут быть заменены биполярными npn-транзисторами (Ik>=0.3A) с добавлением к их базе резистивного делителя, обеспечивающим ключевой режим.Эмиттерный повторитель (Q1,Q2) собран на комплементарной паре, может быть заменен на аналогичные с Ik>=0.1A (например, BC807-40 и BC817-40) с пересчетом номинала резистора 4.7k для ключевого режима без глубокого насыщения.Силовой ключ (Q3) — это N-канальный полевик, удовлетворяющий условиям:Vds>=30V (без фанатизма, высоковольтные не нужны, т.к. у них больше Rds и емкость затвора);Vgs>=20VId>=70ARds==0.1А.Стабилитрон VD1 — 5.1…5.6В.Конденсатор возле эмиттерного повторителя — неполярный керамический, остальные — любые.

Возвратный диод (30CTQ060S) в идеале должен быть рассчитан на ток, примерно равный потребляемому току вентилятора на полной мощности. Если такого не найти, то его можно заменить диодом Шоттки, импульсный ток которого в 3-4 раза больше потребляемого вентилятором. Автор установил диодную сборку MOSPEC S16S40C. Возвратный диод необходимо расположить как можно ближе к вентилятору, для чего понадобиться изготовить переходник к разъему вентилятора с этим диодом или разобрать вентилятор и припаять возвратный диод внутри него (например, между контактами разъема).

КонструкцияПечатка разведена вот под такое реле.

обычное 5(4)х-контактное реле. именно это было в наличии и внутри реле есть толстая медная пластина — будет небольшим радиатором

Аккуратно открываем корпус, сверлом d=4mm рассверливаем место крепления электромагнита (катушки) и вынимаем его.

Внешний вид после удаление катушки электромагнита, 88 контакта и лужения пластины 30 контакта

Печатка разведена таким образом, чтобы после сгиба по внутренним границам картинок, получилось как бы обложка для книжки, в которую и вставляется заготовка из 2х-стороннего текстолита. Печатная плата будет располагаться справа и припаиваться (слой М1) к 85 (внизу) и 30 (слева) контактам.Обвязку для кнопки Clear (сброс порогов) не разводил, конденсаторы по 0.1мкФ поставил только к РВ3 и РВ4.Силовые ключи своим нижним торцом упираются в пластины контактов 86 и 85, надежно их закрепляя. Чтобы не было КЗ, немного стачиваем металлическую часть транзисторов с соответствующих торцов. Резистор на 510 Ом между 86 и 85 контактами расположил внизу, припаяв к их пластинам.

почти готово

Контакт «30» не доходит изнутри до верхнего края крышки примерно 2 мм, поэтому для повышения жесткости конструкции необходимо положить на него сверху пластину из 2х-стороннего текстолита, которая послужит еще и для установки дополнительного контакта.

на верхней пластинке с двух сторон канц.ножом верезал две изолированные площадки для контактов дополнительного разъема реле: GND и Temp

В качестве дополнительного разъема использовал разъем питания процессора со старой комп.платы. причем для GND использовал 2 провода, а для Temp — один. Можно заменить на любой 2х-контактный, главное требование к нему — обеспечение надежного постоянного контакта при вибрации в авто.

Осциллограмма напряжения затвор-исток (частота ШИМ 146Гц с заполнением 99.6%) снята в авто при полной мощности вентилятора, на ней показаны спад импульса (слева) и его фронт (справа). Размерность 1 клетки по вертикали — 5В, по горизонтали — 5мкс.

Осциллограмма

Девайс в сборе

Page 2

Общие сведенияЭлектронное реле PwmFan-99 предназначено для плавного управления скоростью вращения вентилятора в зависимости от температуры двигателя и устанавливается вместо штатного реле на автомобилях, оборудованных датчиком температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) с отрицательным ТКН (с ростом температуры напряжение на выходе датчика уменьшается).Назначение контактов реле:• «86» — вход для управляющего сигнала отрицательной полярности от блока управления двигателем. При соединении этого контакта с корпусом вентилятор включается на полную скорость.• «85» — вход для +12В от замка зажигания. На этом контакте должно присутствовать +12В при включенном зажигании.• «30» — вход для +12В от АКБ (борт. сети).• «87» — нормально-разомкнутый выход (к нагрузке).Перед установкой PwmFan-99 необходимо убедиться в точном соответствии контактов реле и штатной колодки.• дополнительный контакт (присоединять первым, отсоединять последним!):— черный — постоянное соединение с корпусом;— желтый — вход для подключения ДТОЖ.

АлгоритмПри появлении управляющего сигнала от блока управления двигателем вентилятор быстро (за 0.1-0.2 сек.), но плавно включится на полную мощность. При пропадании — немедленно выключится.

В отсутствие управляющего сигнала от блока управления, электронное реле PwmFan-99 будет управлять скоростью вращения вентилятора только на запущенном двигателе и в пределах правильно заданных температурных порогов.

НастройкаДля работы устройства однократно задаются температурные пороги включения и отключения вентилятора, что происходит автоматически при его первом включении блоком управления при выполнении следующих условий:— двигатель должен быть запущен;— перед включением вентилятор должен быть выключен;— вентилятор проработал не менее 5 секунд;— после отключения вентилятора двигатель работал не менее 5 секунд.При невыполнении любого из выше перечисленных условий пороги записаны не будут и устройство будет включать вентилятор только по командам блока управления двигателем.Другими словами, для записи порогов после их сброса (или после установки PwmFan-99) надо при первом включении вентилятора блоком управления не глушить двигатель в течение 5 секунд после отключения вентилятора.При успешной записи порогов устройство будет в дальнейшем запускать вентилятор на малую скорость при температуре двигателя на 20% выше порога отключения. Например, блок управления включает вентилятор при температуре 103°С, а отключает — при 98°С. Тогда при успешно записанных порогах устройство включит вентилятор на 20% мощности при температуре двигателя 99°С. Если температура двигателя продолжит расти, то скорость вращения вентилятора будет пропорционально увеличена и при 103°С достигнет максимума. При температуре ниже 98°С вентилятор будет выключен.

Для сброса записанных порогов необходимо при включенном зажигании и неработающем вентиляторе удерживать в нажатом состоянии более 5 секунд кнопку сброса. Признаком сброса порогов будет являться кратковременное (на 1-2 секунды) включение вентилятора на полную мощность после ее отпускания.

Все, что выше — это памятка (инструкция по эксплуатации), а ниже — рекомендации по изготовлению (мажорам не читать).

СхемаСхема предназначена для подачи на вентилятор +12В (его второй контакт постоянно соединен с корпусом). Если же штатное реле коммутирует соединение вентилятора с корпусом, то схема значительно упрощается.Схема устройства разработана исходя из минимизации затрат, минимизации энергопотребления и миниатюризации (лишних деталей в схеме нет!). Она составлена из элементов, имеющихся у автора в наличии, и при выполнении соответствующих требований легко корректируется.

вверху слева показано подключение возвратного диода (диодной сборки)

Транзисторы Q4,Q5 — любые маломощные N-канальные полевики (Vds>=30V Vgs>=20V Id>=0.3A), желательно управляемые лог. уровнем. Могут быть заменены биполярными npn-транзисторами (Ik>=0.3A) с добавлением к их базе резистивного делителя, обеспечивающим ключевой режим.Эмиттерный повторитель (Q1,Q2) собран на комплементарной паре, может быть заменен на аналогичные с Ik>=0.1A (например, BC807-40 и BC817-40) с пересчетом номинала резистора 4.7k для ключевого режима без глубокого насыщения.Силовой ключ (Q3) — это N-канальный полевик, удовлетворяющий условиям:Vds>=30V (без фанатизма, высоковольтные не нужны, т.к. у них больше Rds и емкость затвора);Vgs>=20VId>=70ARds==0.1А.Стабилитрон VD1 — 5.1…5.6В.Конденсатор возле эмиттерного повторителя — неполярный керамический, остальные — любые.

Возвратный диод (30CTQ060S) в идеале должен быть рассчитан на ток, примерно равный потребляемому току вентилятора на полной мощности. Если такого не найти, то его можно заменить диодом Шоттки, импульсный ток которого в 3-4 раза больше потребляемого вентилятором. Автор установил диодную сборку MOSPEC S16S40C. Возвратный диод необходимо расположить как можно ближе к вентилятору, для чего понадобиться изготовить переходник к разъему вентилятора с этим диодом или разобрать вентилятор и припаять возвратный диод внутри него (например, между контактами разъема).

КонструкцияПечатка разведена вот под такое реле.

обычное 5(4)х-контактное реле. именно это было в наличии и внутри реле есть толстая медная пластина — будет небольшим радиатором

Аккуратно открываем корпус, сверлом d=4mm рассверливаем место крепления электромагнита (катушки) и вынимаем его.

Внешний вид после удаление катушки электромагнита, 88 контакта и лужения пластины 30 контакта

Печатка разведена таким образом, чтобы после сгиба по внутренним границам картинок, получилось как бы обложка для книжки, в которую и вставляется заготовка из 2х-стороннего текстолита. Печатная плата будет располагаться справа и припаиваться (слой М1) к 85 (внизу) и 30 (слева) контактам.Обвязку для кнопки Clear (сброс порогов) не разводил, конденсаторы по 0.1мкФ поставил только к РВ3 и РВ4.Силовые ключи своим нижним торцом упираются в пластины контактов 86 и 85, надежно их закрепляя. Чтобы не было КЗ, немного стачиваем металлическую часть транзисторов с соответствующих торцов. Резистор на 510 Ом между 86 и 85 контактами расположил внизу, припаяв к их пластинам.

почти готово

Контакт «30» не доходит изнутри до верхнего края крышки примерно 2 мм, поэтому для повышения жесткости конструкции необходимо положить на него сверху пластину из 2х-стороннего текстолита, которая послужит еще и для установки дополнительного контакта.

на верхней пластинке с двух сторон канц.ножом верезал две изолированные площадки для контактов дополнительного разъема реле: GND и Temp

В качестве дополнительного разъема использовал разъем питания процессора со старой комп.платы. причем для GND использовал 2 провода, а для Temp — один. Можно заменить на любой 2х-контактный, главное требование к нему — обеспечение надежного постоянного контакта при вибрации в авто.

Осциллограмма напряжения затвор-исток (частота ШИМ 146Гц с заполнением 99.6%) снята в авто при полной мощности вентилятора, на ней показаны спад импульса (слева) и его фронт (справа). Размерность 1 клетки по вертикали — 5В, по горизонтали — 5мкс.

Осциллограмма

Девайс в сборе

www.drive2.ru

Плавное управление вентилятором охлаждения двигателя — Лада 21099, 1.5 л., 1994 года на DRIVE2

После установки вентилятора от калины, не нравилось резкое включение вентилятора, когда стоишь в пробке. Резкий провал, обороты падают и восстанавливаются. Подключение через резистор, не дал желаемого результата, но провалы чуть снизились, в салоне все равно было слышно что работает вентилятор.

Пару месяцев назад, на драйве увидел несколько тем по поводу плавного включения вентилятора. Плавного включения вентилятора мне оказалось мало, поэтому поискав информацию, нашел нужный мне вариант. Изначально наткнулся на готовое решение Смерч. Но потом увидел статью в бж драйвовчанина seamen73 с его статьей Контроллер электровентилятора охлаждения двигателя на pic12f675 было принято решение изготовить устройство по его схеме. Хотя в принципе, схема от Смерч почти такая же. Прошивка для PIC12f675 используется от Смерча.

Перед работой над печатной платой, была проблема найти корпус. Заехал в магазин запчастей, и купил довольно интересный корпус (влагозащищенный) модуль ЭПХХ (от какого авто неизвестно).

Фото корпуса и оригинальной платы в нем.

Плату развел под этот корпус. Разъем впаивается в плату. Все получилось компактно.

При проверке устройства, оно не заработало. После некоторого проведенного времени, выяснил, что неисправен мк. Купил новый мк, прошил, заработало. Очень понравилась настройка включения вентилятора. Надо прогреть авто до температуры срабатывания вентилятора, и крутить подстроечный резистор до сработки вентилятора управляемого новым устройством.

Установил в подкапотное пространство:

Очень доволен устройством. Сейчас, он включается практически не слышно (правда на самых малых оборотах происходит гул обмотки эл.вентилятора). Если этот гул отсутствовал на малых оборотах, то это устройство считал бы идеальным. На максимум вентилятор не включался ниразу, обороты при включении не плавают. Если это устройство выйдет из строя, то автоматически при достижении нужной температуры, сработает штатная система охлаждения двигателя.

Page 2

После установки вентилятора от калины, не нравилось резкое включение вентилятора, когда стоишь в пробке. Резкий провал, обороты падают и восстанавливаются. Подключение через резистор, не дал желаемого результата, но провалы чуть снизились, в салоне все равно было слышно что работает вентилятор.

Пару месяцев назад, на драйве увидел несколько тем по поводу плавного включения вентилятора. Плавного включения вентилятора мне оказалось мало, поэтому поискав информацию, нашел нужный мне вариант. Изначально наткнулся на готовое решение Смерч. Но потом увидел статью в бж драйвовчанина seamen73 с его статьей Контроллер электровентилятора охлаждения двигателя на pic12f675 было принято решение изготовить устройство по его схеме. Хотя в принципе, схема от Смерч почти такая же. Прошивка для PIC12f675 используется от Смерча.

Перед работой над печатной платой, была проблема найти корпус. Заехал в магазин запчастей, и купил довольно интересный корпус (влагозащищенный) модуль ЭПХХ (от какого авто неизвестно).

Фото корпуса и оригинальной платы в нем.

Плату развел под этот корпус. Разъем впаивается в плату. Все получилось компактно.

При проверке устройства, оно не заработало. После некоторого проведенного времени, выяснил, что неисправен мк. Купил новый мк, прошил, заработало. Очень понравилась настройка включения вентилятора. Надо прогреть авто до температуры срабатывания вентилятора, и крутить подстроечный резистор до сработки вентилятора управляемого новым устройством.

Установил в подкапотное пространство:

Очень доволен устройством. Сейчас, он включается практически не слышно (правда на самых малых оборотах происходит гул обмотки эл.вентилятора). Если этот гул отсутствовал на малых оборотах, то это устройство считал бы идеальным. На максимум вентилятор не включался ниразу, обороты при включении не плавают. Если это устройство выйдет из строя, то автоматически при достижении нужной температуры, сработает штатная система охлаждения двигателя.

www.drive2.ru


Смотрите также


Интересующую Вас информацию Вы можете уточнить у наших специалистов, заполнив форму, приведенную ниже. Мы с радостью Вас проконсультируем!
Почта:
Ваше Имя:
Сообщение:
30+5