Бесконтактное дтп осаго


Бесконтактное ДТП

Бесконтактное ДТП — дорожно-транспортное происшествие, при котором автомобилист создает помеху движению другому автомобилисту, и второй автомобиль причиняет вред имуществу третьего лица, но непосредственного контакта с создавшим помеху не происходит.

Т.е. один не уступил дорогу или проехал на красный свет, разворачивался там, где нельзя. Другой автомобилист пытается избежать столкновения, но съезжает с дороги и пробивает столб или другой объект.

ДТП произошло, но контакта не было. Для получения компенсации водитель должен доказать, что другой автомобилист был виновником, а потом найти способ взыскать ущерб.

Как производятся выплаты по ОСАГО, а также куда обращаться, если произошло бесконтактное ДТП?

Что такое бесконтактное ДТП? Это ситуация, при которой один участник ДТП начинает препятствовать движению другого участника.

Результат помехи — участие третьей стороны, нанесение ей морального, материального, физического вреда. При этом у транспортного средства третьего лица с автомобилем, создавшим помеху, не было прямых контактов.

Весьма распространенный пример такого вида аварии: водителем автотранспортного средства совершается движение по его полосе, расположенной на главной дороге.

Один из участников движения, который находится максимально близко к первому автомобилисту, совершает маневр поворота налево, не предупреждая об этом заранее.

Далее водитель пытается избежать столкновения, выводя автомобиль на встречную полосу или совершая резкий поворот вправо, где происходит столкновение с другим автотранспортным средством, столбом, ограждением или другим объектом. Итог — транспортному средству был нанесен вред.

Падение груза также относят к бесконтактному ДТП.

Видео: Бесконтактное ДТП

Оформление

Все требования по оформлению ДТП должны быть соблюдены. От этого зависит выплата ущерба, который был нанесен водителю. После любой аварии автотранспортные средства всех участников аварии должны быть остановлены.

Каждый должен выставить аварийный знак, чтобы предупредить водителей других авто о существующей опасности.

Куда обращаться при бесконтактном ДТП? После произошедшего бесконтактного ДТП необходимо вызвать экипаж ГИБДД.

Сотрудники инспекции начинают устанавливать автомобилиста, который является нарушителем ПДД, и водителя, который привел к последующей аварии с участием третьих лиц.

После вызова ГИБДД можно заняться сбором материала — сделать фотографии, видео места аварии, опросить свидетелей, попросить их дождаться экипажа сотрудников ГИБДД. Так показания очевидцев будут иметь законную силу и будут внесены в протокол.

Если виновник аварии скрылся с места ДТП, доказать его вину смогут только свидетели или материал с видеорегистратора. Но если виновник остался ждать сотрудников ГИБДД, собрать свидетельства очевидцев все равно необходимо.

Убирать автомобили с места происшествия, пока не будет составлена подробная схема аварии, нельзя. Иначе это многократно усложнит процесс воссоздания аварийной ситуации, а также виновника могут определить неправильно.

Также ДТП могут отнести не к той категории. Все эти ошибки окажут негативное влияние на причитающиеся выплаты или полностью исключат возможность их выплаты.

К процедуре оформления относят и момент контроля сбора сотрудниками ГИБДД доказательств. Неправильная трактовка показаний участников или недостоверность показаний свидетелей приведет к тому, что административную ответственность придется нести не виновнику, а пострадавшему.

Если водитель не согласен с подобным положением дел, он выражает свое несогласие. Также он должен убедиться, чтобы его несогласие занесли в протокол.

Кто виноват в такой аварии?

Установление вины — компетенция сотрудников ГИБДД или суда.

Если главный нарушитель определен, сотрудники ГИБДД выносят постановление и выдают справки всем участникам ДТП. В них указывают не виновника бесконтактной аварии, а нарушителя ПДД.

Может быть и такой исход, что после расследования окажется, что виноватых нет. Иногда без судебного разбирательства виновника установить нельзя.

Но нередко бывает, что и судебные инстанции неверно устанавливают автомобилиста, виновного в аварии, если у пострадавшего будет недостаточно доказательств своей правоты.

В большинстве случаев виновником ДТП признают того автомобилиста, который на момент ДТП находился в зоне опасной ситуации, так как неверные действия (неправильное выполнение маневров, торможение, их невыполнение) или бездействие стали причинной аварии на дороге.

Такое ДТП осложняется обычно тем, что:

  1. Виновник (тот, кто создал помеху), обычно скрывается с места ДТП.
  2. Очень часто лица, которые проводят разбор аварии, неверно трактуют п.10.1 ПДД. Они регулируют то, что при возникновении опасности необходимо замедлиться до остановки, а не объезжать препятствие. По этому пункту многие инспекторы устанавливают вину автомобилиста, который пытался маневром избежать столкновения.
  3. Часть вины можно переложить на потерпевшего. В ПДД прописано, что двигаться необходимо с той скоростью, которая позволяет постоянно контролировать машину. Также важно вспомнить про дистанцию.

Важно отметить: ситуацию не признают ДТП, если вред людям или имуществу не был причинен. Даже тогда, когда автомобилисту во избежание столкновения пришлось выехать с дороги.

Виновником можно признать также пешехода, который неожиданно выбежал на дрогу.

Если водитель, создавший помеху на дороге, которая привела к ДТП, уехал (что часто и бывает), доказать его вину без видеорегистратора очень сложно.

Процедура оформления бесконтактного ДТП не отличается от стандартных. Но по европротоколу оформить такую аварию нельзя.

Условия оформления ДТП по европротоколу:

  1. В ДТП участвовало только два автомобиля.
  2. Наличие действующего полиса ОСАГО. Водитель должен быть вписан в договор.
  3. Ущерб причинен только ТС, пострадавших людей нет.
  4. Разногласий по поводу аварии у участников нет.

Является ли страховым случаем бесконтактное ДТП? В какую страховую обращаться при бесконтактном ДТП?

Нужно учитывать все моменты (верное составление необходимых документов, сбор доказательств и прочее), но также понимать, что во многих случаях бесконтактного ДТП страховая компания может отказаться выплачивать компенсацию.

Страховые компании участников заявят, что не обязаны возмещать ущерб, так как водитель врезался в объект.

Может не повезти тем водителям, автотранспортным средствам которых не был нанесен ущерб в сам момент аварии другими автомобилями.

Обычно водитель, который пытался избежать столкновения с другим автомобилем, все-таки попадает в ДТП из-за неверного маневра другого участника. Страховщики могут признать его действия противоправными, и водитель не сможет рассчитывать на выплаты.

Получить возмещение можно только тогда, когда экспертизой будет установлено, что в аварии водитель технически не мог избежать столкновения.

Т.е. автомобилист должен доказать наличие причинно-следственной связи с действиями второго автомобилиста и наступившими последствиями.

Но, судя по практике, на возмещение ущерба, полученного при бесконтактном ДТП, надеяться не стоит.

Возмещение страховой будет зависеть от правильно составленных документов. Если в протоколе, который составляется сотрудниками ГИБДД на месте аварии, указан виновник и пострадавший, водитель сможет получить выплату.

Так же дело обстоит с прямым урегулированием убытков. Т.е. водитель может получить выплату от своей страховой компании, а не от страховщика виновного лица. Такие выплаты производятся намного быстрее.

Но такие выплаты возможны, если в аварии принимало участие два транспортных средства. При бесконтактной аварии принимает участие также третий субъект, поэтому выплата компенсации ущерба не предусматривается в данном случае.

Если страховая отказывает, единственный выход — требовать возмещение ущерба в суде. В судебной практике по бесконтактным ДТП таких случаев множество. Для отстаивания свей правоты необходимо собрать показания свидетелей, документальные доказательства, фото или видеоматериалы.

Как взыскать?

Если Вам отказали в выплате, идите в суд. Судебная практика показывает множество различных примеров урегулирования бесконтактных аварий.

Разберем один из случаев. Автотранспортное средство въехало в столб из-за маневра другого автомобилиста. Страховая компания отказала в выплате, сославшись на то, что водитель не учел опасных погодных условий, не сбавил скорость. Автомобилист настоял на проведении экспертизы, которая установила, что у водителя не было технической возможности действовать иначе. По решению суда страховая выплатила компенсацию.

Другой пример — грузовик прицепом задел тяжелую ветку на дереве, и припаркованный под деревом автомобиль получил повреждения. Страховая и здесь отказала в выплате, заявив, что водитель оставил машину в опасном месте. Но суд признал случай страховым, и водитель смог отремонтировать свой автомобиль бесплатно.

Но довольно часто суд выносит решение, что вина является обоюдной, тогда страховая компенсация выплачивается в меньших размерах. Следите за тем, какие факты фиксирует сотрудник ГИБДД при аварии.

Если суд отказывает, идите в Верховный суд. При определении виновной стороны Верховный суд может постановить, что нижестоящие суды заблуждались.

Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается столкновение транспортных средств, а также иные виды взаимодействия (ГК, статья 1079).

Непосредственного контакта в ДТП может не быть, но ответственность за причинение ущерба лежит на виновнике. Т.е. решение б отказе компенсации признается незаконным.

Но также следует учитывать статью 14 закона об ОСАГО, в которой говорится о том, что пострадавший может предъявлять требования о компенсации страховщику только в установленном порядке.

Т.е. вред причинен только автомобилям, а взаимодействие произошло между автотранспортными средствами с действующим полисом ОСАГО.

Особенности бесконтактного ДТП

Напомним особенности бесконтактной аварии:

  1. Всегда есть сторона, которая стала причиной аварии, но напрямую не участвовала в процессе столкновения автомобилей.
  2. Очень часто автомобилист, создавший помеху и ставший виновником аварии, уезжает с места происшествия, не дожидаясь прибытия сотрудников ГИБДД. Материалы с видеорегистратора помогут установить виновного.
  3. При составлении протокола необходимо правильно трактовать п.10.1 ПДД и не указывать, что водитель затормозил из-за угрозы столкновения вместо совершения маневра. Такая запись в протоколе приведет к тому, что пострадавшего водителя признают виновным.
  4. Бесконтактное ДТП регулируется теми же законодательными нормами, что и другие виды аварий.
  5. Это страховой случай, но для получения компенсационных выплат необходимо соблюдать правила оформления ДТП.
  6. К таком виду аварий не применяется норма о прямом возмещении убытков. Пострадавший должен обращаться за выплатами в страховую виновника.

При бесконтактном ДТП довольно сложно получить компенсационные выплаты. Зачастую пострадавшим автомобилистам в страховых компаниях отказывают, и водителям приходится готовить документы в суд.

Но затраты времени и средств на судебные разбирательства бессмысленны, если у водителя нет доказательств вины другого лица: показаний свидетелей и записи с видеорегистратора.

Также необходимо следить за тем, какие сведения о произошедшем вносит в протокол прибывший на место аварии сотрудник ГИБДД.

Вас заинтересует:

pravo-auto.com

Бесконтактное ДТП в 2019 году - ПВУ, ОСАГО, судебная практика, верховный суд, куда обращаться, прямое урегулирование

Само понятие весьма размыто в законодательстве, из-за чего у некоторых водителей возникают проблемы. Можно ли получить денежную компенсацию при таком дорожном происшествии?

Что это такое

Бесконтактное ДТП – сложный случай, при котором одно транспортное средство создает помеху другому, в результате чего наносится ущерб третьим лицам. В тот же момент сам виновник не имеет непосредственного контакта с другими автомобилями.

Чаще всего бесконтактное ДТП происходит в таких ситуациях:

  • водитель пытался уйти от столкновения и врезался в другое ТС, ограждение или столб;
  • авария произошла из-за падения груза или выброса гравия;
  • помехой мог стать пешеход, наезда на которого водитель стремился избежать, в результате чего совершил ДТП.

Правильно трактовать ситуацию при бесконтактном ДТП мешает несколько факторов:

  1. Истинный виновник не причинил вреда непосредственно, из-за чего не считая себя виновником, благополучно скрылся с места происшествия.
  2. Инспекторы ГИБДД неоднозначно трактуют ПДД, пункт 10.1.
  3. Часть вины возлагается на пострадавшего, руководствуясь тем, что каждый водитель обязан управлять автомобилем на той скорости, которая позволит четко контролировать ситуацию.

Очевидно, что при бесконтактном дорожном происшествии из пострадавшего можно легко стать виновником и нести ответственность за чей-то маневр.

Если же инспектора ГИБДД вменяют в вину то, что водитель не снизил скорость и не остановился, как предписывает ПДД, п. 10.1, стоит апеллировать к таким факторам:

  • п.1.2 Правил Дорожного Движения Опасность для движения», гласит, что водитель вправе как остановить транспортное средство, так и маневрировать, с целью избежать опасной ситуации и предотвратить аварию;
  • снизить скорость или остановиться стоит только в том случае, если это позволит избежать столкновения (в остальных ситуациях это бессмысленно);
  • в согласии с пунктом 1.5 ПДД необходимо действовать так, чтобы не нанести вред другим участникам дорожного движения; если маневр позволит достичь этой цели, водитель вправе этим воспользоваться.

Даже такое происшествие порой несет немалый ущерб. Если произошло бесконтактное ДТП, выплату по ОСАГО может быть получить непросто.

Страховой ли это случай

Выплаты по ОСАГО – компенсации, которые может получить пострадавший водитель в случае если удалось доказать наличие вины другого участника ДТП.

Бесконтактные аварии также считаются страховыми случаями.

Обязательное условие для обращения в страховую компанию за денежным возмещением – все необходимые документы, подтверждающие вину. Мысль о том, что бесконтактные аварии должны считаться страховыми случаями, и по ним положена компенсация, неоднократно звучала в решениях суда.

Эти судебные инстанции постановляли, что даже при отсутствии непосредственных контактов, но при наличии прямой взаимосвязи между действиями одного водителями и нанесения ущерба, должна сохраняться ответственность.

Куда обращаться

В последнее время все шире стало применяться прямое урегулирование убытков при ДТП. Однако бесконтактные аварии, хотя и являются страховым случаем, не компенсируются в таком порядке.

Прямое возмещение убытков (ПВУ) возможно только при непосредственном контакте двух автомобилей.

При бесконтактном ДТП придется обращаться не в свою страховую компанию, а в фирму виновника.

В таких столкновениях, как правило, принимает участие минимум три автомобиля. Это значит, что данный метод урегулирования ситуации неприменим. Такой порядок закреплен РСА (Российским Союзом Автостраховщиков) и решениями Верховного Суда.

Если же страховщик виновника отказывает принимать документы, мотивируя, что нужно действовать по схеме прямого урегулирования ущерба и направляет в свою страховую, не стоит обращать на это внимание.

В случае отказа стоит составить досудебную претензию и направить ее в компанию.

Как правило, до суда дело не доходит.

Как оформить

Как и любое другое дорожное происшествие, бесконтактная авария должна быть оформлена в строгом соответствии с правилами.

В противном случае можно получить обоснованный отказ в выплате от страховой компании. В первую очередь, все автомобили должны остановиться. Это относится и к машине виновника, из-за маневра которого произошло столкновение двух других автомобилей.

На дороге следует выставить знаки аварийной остановки, чтобы предупредить других участников движения, а также не получить штраф от инспектора ГИБДД.

Оформление бесконтактного дорожно-транспортного происшествия по Европротоколу невозможно:

  • чаще в таком ДТП участвует более двух автомобилей;
  • не всегда есть непосредственный контакт виновника и пострадавшего;
  • мнения водителей о степени вины часто не сходятся.

В случае бесконтактного происшествия, сразу необходимо вызвать сотрудников полиции. Если произошла авария с пострадавшими, необходимо вызвать скорую помощь и по возможности помочь жертвам ДТП до приезда медиков.

До приезда представителей правоохранительных органов можно произвести такие действия:

  • сделать фото и видеосъемку места ДТП, расположения ТС, качества дорожного полотна, степень нанесенных повреждений;
  • провести опрос свидетелей происшествия;
  • при необходимости проконсультироваться по телефону с автоюристом, или даже пригласить его на место происшествия;
  • попросить свидетелей дождаться приезда сотрудников полиции для сбора письменных показаний и приобщения их к материалам дела.

До завершения оформления происшествия ни в коем случае нельзя перемещать транспортные средстве. Бесконтактное ДТП и без того сложный случай, а изменение расположения автомобилей вводит сотрудников ГИБДД в заблуждение и не позволяет корректно установить виновника.

Инспектор полиции попытается детально воссоздать все обстоятельства столкновения. После этого он составит схему ДТП, в которой укажет расположение машин на момент происшествия.

Если виновный водитель скрылся с места происшествия, доказать это можно будет только с помощью записей с видеорегистратора, либо же благодаря свидетельским показаниям очевидцев.

В таком случае его может ждать даже лишение прав. Если же точных данных о том, чей автомобиль стал причиной столкновения, нет, найти виновного водителя будет невозможно, так как на той машине не будет никаких свидетельств об участии в ДТП.

Решение о том, кто виновник в бесконтактном ДТП, принимает суд либо инспектора ГИБДД. В редких случаях вина остается неустановленной. Тогда на получение компенсации от страховой компании рассчитывать смысла нет.

Возместить ущерб по ОСАГО могут только при наличии виновной стороны.

Если же есть действующий полис КАСКО, то для получения возмещения достаточно получить справку, подтверждающую участие в ДТП и обратиться за выплатами.

Необходимые документы

Независимо от того, было оформлено электронное ОСАГО или стандартное, пакет документов для страховой компании будет одинаковым.

Необходимо подготовить такие бумаги:

  • заявление о получении страхового возмещения;
  • извещение о ДТП;
  • документ, выданный ГИБДД и подтверждающий наличие бесконтактного ДТП;
  • копии постановления об административном правонарушении виновного лица;
  • копии паспорта, полиса страхования, водительского удостоверения, техосмотра и техпаспорта автомобиля;
  • расходные документы, возникшие в результате ДТП;
  • реквизиты для перечисления выплаты.

Помимо документов, важно сохранить автомобиль в том виде, в котором он был после аварии. Непредставление транспортного средства для оценки нанесенного ущерба грозит отказом в страховой выплате.

Выплаты по ОСАГО при бесконтактном ДТП

Даже при наличии всех необходимых документов бесконтактное ДТП является поводом для страховой компании отказать в компенсации. Поэтому к этому следует заранее подготовиться.

Страховщики могут мотивировать отказ выплачивать компенсацию тем, что никакого ДТП не было, а водитель, обратившийся за выплатой, самостоятельно врезался в объект.

В таком случае необходимо требовать проведения автотехнической экспертизы, по результатам которой станет ясно, что автомобиль пострадавшего просто не имел возможности избежать столкновения.

Иногда причинно-следственную связь между действиями виновника и ущербом, причиненным пострадавшему, приходится доказывать через суд. Если это удается, по решению суда страховую компанию могут обязать возместить нанесенный ущерб.

Из зала суда

Каждый день на дорогах происходят столкновения, в том числе и бесконтактные аварии, как с автомобилями, так и с мотоциклами.

Стоит рассмотреть несколько ситуаций, рассматриваемых в суде:

  1. Автомобиль врезался в столб из-за маневра другого водителя. Страховщик отказал в компенсации. Независимая техническая экспертиза подтвердила, что водитель не имел возможности иначе избежать столкновения. Суд обязал страховую компанию покрыть ущерб.
  2. Грузовой автомобиль зацепил ветку дерева, из-за чего повредилась машина, припаркованная внизу. Хотя компания отказалась признать случай страховым, суд обязал ее возместить убыток.

Очевидно, что даже при бесконтактном ДТП реально доказать свою невиновность и получить страховое возмещение. К сожалению, на практике, часто этого приходится добиваться через суд.

Видео: Бесконтактное ДТП.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

bibiguru.ru

Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП?

ВопросОтвет
Что подразумевает под собой понятие «бесконтактное ДТП»?Отсутствие непосредственного физического контакта между ТС виновного и потерпевшего.
Как действовать при участие в бесконтактном виде аварии?Первое, что следует сделать – вызвать ГИБДД для установления виновного в произошедшем.
Кто несет обязательство по покрытию ущерба?Ущерб обязана оплатить компания страховщика гражданина, создавшего аварийную ситуацию.
Можно ли оформить бесконтактное ДТП европротоколом?Нет, поскольку отсутствуют обязательные пункты, позволяющие водителям фиксировать аварию без вызова инспектора.
Что делать, если виновный не имеет ОСАГО?В представленной ситуации следует обращаться в РСА или в суд.
Обязательно ли, чтобы столкновение произошло с автомобилем третьего лица?Нет, столкновение может произойти как с автомобилем, так и с имуществом коммунальной, частной, государственной собственности (столбы, ограждения, деревья и т.п.)

Как правило, понятие «дорожно-транспортного происшествия» вызывает в воображении картину столкновения нескольких транспортных средств. Практика свидетельствует, что большинство аварий происходит вследствие нанесения ущерба одному автомобилю другим при непосредственном физическом контакте. Однако, в ряде случаев, ДТП признается таковым без наличия столкновения машин, т.е. при отсутствии контакта. Такие аварии отнесены к сложным в плане установления вины и называются «бесконтактными».

Когда ДТП считается бесконтактным?

Внимание

Само определение «бесконтактное ДТП» делает акцент на отсутствии контакта транспортных средств при аварии.

Важно уточнить, что фактическое столкновение не происходит только между автомобилем виновного в происшествии и пострадавшими, но машина понесшего ущерб водителя вполне может столкнуться с транспортным средством третьего лица, а также иными объектами коммунальной, частной или государственной собственности.

Бесконтактность в ДТП рассматривается в трех аспектах:

  • Создание аварийной ситуации или препятствие водителем одного ТС, что напрямую повлияло на поведение водителя другого транспортного средства, вследствие которых автомобиль последнего попал в аварию и получил повреждения (с нанесением материальных убытков имуществу третьих лиц или без такого).
  • Нанесение ущерба автомобилю вследствие падения какого-либо тяжелого предмета (груза).
  • ДТП, произошедшее по вине пешехода, который совершал движение без соблюдения норм ПДД, касающихся физических лиц как участников движения (например, переход дороги в местах, не отведенных для этого, резкий выход на проезжую часть и т.д.).

Бесконтактное ДТП считается один из наиболее сложных, поскольку доказать вину гражданина, чьи действия привели к возникновению аварии крайне затруднительно. Поскольку виновные физические лица не несут в результате создания аварийной ситуации никаких материальных убытков, в преимущественном большинстве случаев они бесследно уезжают с места происшествия.

ВАЖНО

В случаях бесконтактной аварии единственным источником подтверждения отсутствия виновных действий в поведении граждан, чьи транспортные средства столкнулись, являются показания свидетелей аварии и записи с видеорегистраторов.

Действия водителя в случае бесконтактной аварии

Участниками бесконтактной категории аварий признается:

  1. Водитель, автомобиль которого стал помехой или препятствием для других транспортных средств (виновный в произошедшем).
  2. Водитель ТС, который вследствие поведения виновника совершил маневры, повлекшие к столкновению с третьими объектами.
  3. Водитель машины, с которой произошло фактическое столкновение.

Единственной правильной моделью поведения каждого из трех выше представленных категорий граждан, управляющих транспортом, будет обращение в ГИБДД и вызов инспекторов к месту происшествия.

До момента приезда сотрудников ДПС, транспортные средства должны находиться на тех позициях, на которых они оказались вследствие аварии, выставлен аварийный знак (15м от авто — в черте города; 30м от авто — за чертой города). Помимо этого, следует зафиксировать последствия бесконтактного ДТП при помощи всех доступных средств (камера мобильного телефона, цифрового фотоаппарата, схематические зарисовки, сделанные вручную и пр.).

Также по возможности нужно попросить задержаться на месте аварии свидетелей (или взять контакты для дальнейшей передачи инспекторам ГИБДД), которые подтвердят вину водителя, создавшего помеху.

По приезду инспекции, следует проверять верную фиксацию данных в протокол, а в случае неточностей, настаивать на протоколировании истинных обстоятельств бесконтактной аварии, поскольку малейшие детали, которые были упущены, могут привести к возложению вины на безвинного гражданина.

Важно, чтобы инспектор, приехавший на вызов, четко произвел все замеры расстояний и тормозных путей.

Еще одной организацией, в которую необходимо обратиться после происшествия – страховая компания. К сожалению, вне зависимости от вида страхового полиса, страховщики крайне не желают возмещать ущерб, понесенный в ходе бесконтактного ДТП. Поэтому важно, чтобы все документы, составленные инспекторами ГИБДД, несли полную информацию о произошедшем.

К сведению

В преимущественном большинстве, ущерб, понесенный вследствие бесконтактного ДТП, возмещается только после обращения в суд и вынесения судьей соответствующего решения.

Кто виноват в бесконтактном ДТП?

В бесконтактной категории дорожно-транспортных происшествий доказать вину водителя, поведение которого на проезжей части привело к возникновению аварийной ситуации, довольно непросто. Зачастую виновник остается безнаказанным, если не нашлись свидетели произошедшего и отсутствовал видеорегистратор (или иные средства видео фиксации, например, внешняя камера на торговом центре).

Однако вина по всем нормам должна ложиться на гражданина, который создал на проезжей части помеху движению других транспортных средств, если:

  • Водитель второго ТС не превышал нормативную скорость движения на определенном участке дороги (измеряется по тормозному пути).
  • Если он мог избежать аварии путем снижения скорости.
  • Если он мог избежать аварии путем торможения.

При этом стоит обратить внимание, что в тех ситуациях, где совершенный определенный маневр оправдывает нанесение меньших повреждений или их избежание, следует отдавать преимущество именно такому маневру, а не торможению. Хотя, при непосредственном столкновении с транспортом виновного, доказать его неправоту будет гораздо легче.

Часто возникает вопрос, кто же должен возмещать ущерб полученных повреждений? – Страховая компания. Однако, здесь есть некие подводные камни.

Большинство граждан, ставших участниками бесконтактного ДТП обращаются за выплатой к своему страховщику и получают отказ. Проблема в том, что потерпевшие, при таком обращении, руководствуются положением статьи 1079 (п.3) Гражданского кодекса России, который раскрывает взаимодействие источников повышенной опасности не только в аспекте столкновения.

Однако, представленная норма является общей, в отношении положений статьи 14.1 закона «Об ОСАГО», который имеет преимущество в представленной ситуации, и конкретизирует понятие «взаимодействие» только в спектре столкновения.

По этой причине отказ в страховой выплате от компании своего страховщика вполне обоснован. Но это не значит, что потерпевший останется без какого-либо возмещения.

Внимание

При бесконтактном ДТП потерпевшему следует обращаться за возмещением убытков к страховщику виновного гражданина, а в случае получения отказа – обращаться в суд.

Оформление бесконтактной аварии

Для оформления случившегося бесконтактного дорожно-транспортного происшествия, на место аварии вызывают ГИБДД, сотрудники которой обязаны восстановить произошедшее с максимальной точностью и определить наличие вины каждого из участников.

Важно, чтобы все ТС до момента приезда Инспекции пребывали на тех местах, на которых они остались после аварии.

ВАЖНО

Если виновник происшествия пытается скрыться, попытки остановить или догнать его признаются незаконными. Единственным, что можно сделать в подобной ситуации – запомнить марку авто и его номерные знаки.

Водитель машины, которая пострадала, должен дать максимально полное объяснение своих маневров на дороге, которые привели к столкновению с транспортом третьего лица или иным имуществом.

Также следует внимательно перечитать протокол прежде, чем его подписать, а в случае несогласия, дать пояснения, в чем именно состоят отличия от истинной картины бесконтактной аварии.

При даче показаний, большое значение имеет подтверждение слов третьими лицами – свидетелями, а также данные с видеорегистраторов как самих участников ДТП, так и свидетелей.

Составление Европротокола

Правильная официальная документальная фиксация аварии – это залог будущего возмещения ущерба страховщиком. Поэтому следует уточнить, что в большинстве случаев оформить бесконтактный вид ДТП в упрощенном порядке (без вызова сотрудников ГИБДД) не предоставляется возможным.

ВАЖНО

Европротокол составляется в строго определенных случаях, обязательные пункты которых перечислены законодателем и часто отсутствуют в авариях без контакта транспортных средств виновного и понесшего убытки.

При рассматриваемом виде дорожно-транспортных происшествий, в большинстве случаев, отсутствуют следующие обязательные требования, закрепленные Законом «Об ОСАГО» в статье 11.1 и предоставляющие возможность водителям автомобилей-участников самостоятельно запротоколировать аварию с дальнейшей возможностью обращения за страховыми выплатами:

  • участие в происшествии не более, чем двух ТС;
  • отсутствие спора относительно вины каждого из участников;
  • повреждения должны быть получены исключительно двумя автомобилями, участвовавшими в столкновении.

Также следует отметить, что для европротокола установлены ограничения в стоимости возмещения ущерба – не более 100 тыс. российских рублей.

ОСАГО при бесконтактном ДТП

Пострадавшая сторона имеет право на получение страхового покрытия убытков по ОСАГО. Однако, при бесконтактном ДТП, страховщики довольно часто манипулируют сложностью обстоятельств произошедшего и отказывают в выплате.

Что необходимо помнить водителю, ТС которого понесло повреждения?

  1. обращаться за покрытием следует к своему страховщику, в случае отказа к страховщику гражданина, по вине которого произошла бесконтактная авария;
  2. все документы, составленные инспектором, должны иметь исчерпывающую информацию о всех обстоятельствах столкновения, а также данные всех участников, включая водителя, создавшего помеху;
  3. быть готовым к отказу страховой компании совершать компенсационную выплату по ОСАГО, опираясь на положения п.10.1 ПДД (в таком случае доказывать свою правоту потерпевшему придется в суде).
К сведению

Также, в случае отказа страховщика покрывать расходы по возмещению ущерба по ОСАГО, пострадавшему следует настаивать на  проведении автотехнической экспертизы, в ходе которой будет доказана вина водителя, создавшего помеху.

Бесконтактная авария с 3-мя авто: как действовать?

При участии в бесконтактном ДТП трех автомобилей, также первым делом следует вызвать инспекторов ГИБДД на место происшествия. Главное, чего необходимо добиваться от сотрудников ДПС – установление вины участника движения, который создал на проезжей части помеху, вследствие чего водитель другой машины был вынужден совершить определенный маневр, в ходе которого произошло столкновение с третьим авто.

Внимание

В протоколе должна содержаться информация о пункте ПДД, который был нарушен виновным гражданином.

В представленной ситуации будет два потерпевших:

  • авто, которое пыталось уйти от препятствия;
  • авто, которое было задето в ходе такого маневра.

Водители обоих ТС имеют право на страховое возмещение понесенного ущерба. Страховую выплату как первому, так и второму пострадавшему должен осуществлять страховщик виновного лица.

 Лишение прав за бесконтактное ДТП

К бесконтактному ДТП применяются те же нормы, что и к остальным видам аварий. В связи с этим, лишить водительского удостоверения в представленном виде происшествий могут на тех же основаниях, что и в авариях с непосредственным столкновением транспортных средств.

Лишить прав могут (Постановление ВС РФ №78-АД15-4):

  • В случае доказанности вины одного из участников движения.
  • Если в ходе бесконтактной аварии был нанесен вред здоровью или угроза жизни физическим лицам.
  • Если водитель, который несоблюдением установленных Правил дорожного движения создал аварийную ситуацию, вследствие которой произошло ДТП, покинул место происшествия.
Дополнительная информация

В случае, когда водитель авто, создавший помеху, неумышленно уехал с места аварии (не заметил, что стал виновником происшествия), он может избежать лишения ВУ, если приведет убедительные аргументы своей модели поведения.

Что делать при отказе страховой возмещать ущерб, полученный в ходе бесконтактного ДТП?

При обращении к своему страховщику за выплатой страхового покрытия по бесконтактному дорожно-транспортному происшествию, полученный отказ будет законным, а, при обжаловании, суд станет на сторону страховой компании.

Обращаться за возмещением ущерба следует в компанию страховщика гражданина, которой признан виновным в аварии. Если же страховщик виновника не желает покрывать расходы по устранению ущерба, пострадавшему нужно попросить составить письменный отказ. Только на основании этого документа можно совершать дальнейшее обжалование.

С письменным документом, свидетельствующим о несогласии страховщика совершать страховую выплату, пострадавший может обратиться в суд. Как правило, если имеется протокол, подтверждающий вину водителя, создавшего аварийную ситуацию, судья принимает позицию истца и обязывает СК оплатить понесенные растраты при бесконтактном ДТП.

К сведению

Если на момент обращения в страховую выясняется, что она прекратила свое существование, между прямым обращением за выплатой в СК и судом есть еще одна ступень, куда необходимо обратиться пострадавшему для получения компенсации – это Российский Союз Автостраховщиков.

Исход такого обращение может быть таковым:

  1. Возмещение РСА понесенного убытка пострадавшим в ДТП участникам.
  2. Отказ в произведении выплаты.

Важно, чтоб отказ РСА, в случае наличия такового, также имел письменную форму. На основании этого документа, а также протокола, составленного на месте аварии, пострадавшей стороне следует обратиться в суд.

Судебная практика

При бесконтактном ДТП перенос разрешения спора в зал судебных заседаний – довольно частое явление, что обусловлено сложностью доказательства вины одного из участников движения, а также нежеланием страховщиков покрывать ущерб.

Основным предметом споров, как правило, является трактовка норм, регулирующих поведение автомобилиста при попадании в аварийную ситуацию.

Статьей общего значения здесь будет норма Гражданского кодекса (ст.1079), которая предусматривает ответственность владельцев источников повышенной опасности при их взаимодействии. Однако, ее применение при бесконтактном ДТП является неверным, поскольку законодатель предусмотрел специальный нормативно-правой акт, нормы которого применяются для урегулирования представленных правоотношений –  ст.14.1 ФЗ «Об ОСАГО».

Судебная практика свидетельствует, что при наличии достаточных доказательств вины одного из участников движения (который создал помеху), суд становится на сторону потерпевшей стороны.

В одном из Решений Верховного Суда РФ устанавливалась трактовка понятия «взаимодействие» автомобилей при дорожно-транспортном происшествии в рамках установления страховщика, который обязан выплатить страховку.

Так, пострадавший в бесконтактной аварии гражданин В. обратился за возмещением страховки к своему страховщику на основании положения ч.3 ст.1079 ГК, на что получил отказ с аргументацией, что взаимодействие двух ТС отсутствовало.

Тогда пострадавший обратился в суд и получил положительное решение с раскрытием понятия взаимодействия, как создание помехи одним автомобилем для другого.

Страховая компания обжаловала такое решение, опираясь на положение ст.14.1 ФЗ «Об ОСАГО», где «взаимодействие» рассматривается исключительно в аспекте столкновения и требованием возложения обязательства по оплате страховки СК виновного лица.

Однако апелляция была отклонена и обжалована страховщиком в Верховный суд, который поставил точку в данном деле, признав решения судов нижних инстанций неверными, поскольку к представленным правоотношениям следует применять нормы Закона «Об ОСАГО», как специального нормативного акта, и рассматривать «взаимодействие» как непосредственное столкновение автомобилей». По пояснениям Верховного Суда, в силу статьи 12 закона об ОСАГО за получением выплат необходимо обратиться в страховую компанию виновника бесконтактного ДТП.

Нюансы

Основные особенности бесконтактных аварий состоят в следующем:

  1. сложность установление вины одного из участников;
  2. частые случаи оставления места аварии виновным водителем;
  3. отсутствие свидетелей происшествия;
  4. возмещение понесенного ущерба страховщиком лица, который создал помеху движению;
  5. опускание сотрудниками ГИБДД мелких нюансов при оформлении бесконтактного ДТП, которые в дальнейшем не позволяют восстановить точную картину произошедшего и установить виновного.

avto-praktik.ru

Что такое бесконтактное ДТП. Какие последствия ждут участников?

Бесконтактное ДТП является обособленным видом аварии, которые имеют несколько отличные характеристики. Особенностью ее является то, что непосредственного контакта транспортных сред нет. Причиной ДТП в таких ситуациях становятся действия одного водителя, которые привели к созданию помех другому. Результатом этого становится возникновение необходимости маневрирования, резкой остановки, из-за чего второй автомобилист сталкивается с неподвижным препятствием или другими машинами. Такая ситуация часто трактуется неоднозначно – каждая из сторон отрицает свою вину, при этом возникает масса вопросов относительно того, будет ли являться случай страховым или нет.

Определение бесконтактного ДТП

Читайте: Ответственность за ДТП виновника аварии в 2019 году

Бесконтактное ДТП — что это? Основным признаком его является отсутствие факта столкновения виновника ситуации и пострадавшей стороны. Наиболее распространенной, так сказать «классической» картиной такой аварии, является так называемое «подрезание». Ситуация выражается в том, что один их водителей нарушает правила маневрирования, чем вынуждает второго автомобилиста, пытающегося уйти от столкновения, выполнять нехарактерные действия – резко сворачивать, ускоряться, наоборот тормозить. Результатом этого становится то, что второй автомобилист может въехать в неподвижное препятствие – столб, дерево, стационарную конструкцию или же в другой автомобиль, наехать на пешехода.

Отдельным типом бесконтактного ДТП также можно назвать внезапное появление пешехода на проезжей части или падение груза с движущегося авто. В таких ситуациях автомобилист также вынужден совершать определенные маневры, которые приводят к причинению ущерба непосредственно ему или третьим лицам.

Нюансы рассмотрения аварий

Одними из основных сложностей, сопровождающих рассмотрение такого рода аварий, являются следующие:

  • Виновная сторона чаще всего скрывается с места происшествия. Отдельным моментом можно рассматривать ситуации, когда автомобилист даже не подозревает о том, что он стал виновником столкновения транспортных средств. Такие ситуации редко происходят, но все же имеют место;
  • Сотрудники ГИБДД часто определяют виновность совершенно другого лица – не того, кто первоначально совершил неправильный маневр, а того, кто был вынужден резко уходить от препятствия. При этом автоинспекция чаще всего ссылается на пункт Правил дорожного движения 10.1. В нем отражена информация относительно того, что при возникновении определенной опасности водитель несет обязательство снизить скорость движения машины вплоть до ее остановки. Именно по такой причине вина переходит на второго автомобилиста, который не снижал скорость, а пытался уйти от столкновения (с другим транспортным средством, пешеходом, неподвижным препятствием и т.д.). Однако, при этом может совершенно не приниматься во внимание факт того, что резкое торможение могло бы привести к более серьезным последствиям, включая даже смерть водителя или других участников дорожного движения;
  • Многие автомобилисты, в некотором роде признающие свою вину, вместе с пострадавшим не могут оформить аварию по европротоколу. Это связано с тем, что на протяжении долгого времени не разрешалось составлять документ при условии наличия разных мнений относительно того, по какой причине произошло ДТП. В настоящее время уже такая проблема отходит на второй план, но сохраняется другое препятствие – по европротоколу должно присутствовать только два участника ДТП, а в таких ситуациях их как правило бывает три и более;
  • Необходимость обращения в страховую компанию за выплатой при наличии ОСАГО. В такой ситуации каждая выплата страховщика или погашение причиненного ущерба сопряжено с расходами. В связи с этим компании пытаются изыскать возможности определения виновной стороной того лица, которое не является их клиентом.

На что обратить внимание автомобилисту, который пытался уйти от опасности

Во многих ситуациях виновной стороной может признаваться второй автомобилист, уже вынужденный осуществлять различные маневры.

В таком случае стоит знать, каким нормативными актами можно апеллировать при попытке доказать свою невиновность или на какие пункты ПДД стоит опираться. Так, автоюристы советуют обратить внимание на следующие моменты:

  • При наличии опасной ситуации (которая уже произошла) избежать ее автомобилист имеет право посредством маневрирования. Об этом свидетельствует 24 абзац пункта 1.2 ПДД;
  • Необходимость избежать столкновения при помощи постепенного снижения скорости вплоть до остановки больше всего применима к тем ситуациям, когда опасность только возникла;
  • Рассмотрение определения аварийной ситуации. В случае, если автомобилист оказался в ней, то торможение уже не может гарантировать ухода от столкновения.

В любой ситуации, несмотря на то, как ее интерпретируют сотрудники ГИБДД, стоит настаивать, что оказавшись в определенной ситуации водитель проанализировал ее (насколько это было возможно) и принял решение, что его определенные действия будут наиболее приемлемы и безопасны.

Об этом также свидетельствует пункт ПДД 1.5, призывающий анализировать ситуацию и поступать таким образом, чтобы причинить наименее возможный вред в такой ситуации.

Что делать при бесконтактном ДТП

При попадании в бесконтактное ДТП следует соблюдать все действия, которые предписывает действующая редакция ПДД. Одним из основных моментов является требование не покидать место ДТП. В случае, если автомобилист уедет, то обстоятельства могут быть интерпретированы таким образом, что именно его действия определят как неправомерные. Не менее важным моментом является сбор контактных данных с тех лиц, которые стали свидетелями произошедшего. Именно их показания оказывают решающее воздействие на решение о страховом возмещении или привлечении к ответственности.

Важной также является необходимость отразить в протоколе ДТП факт несогласия с определенными пунктами, отраженными в нем. В такой ситуации автомобилист имеет возможность оспорить выводы сотрудников ГИБДД.

Вполне естественно, что в результате ДТП имеет место причинение ущерба здоровью участников дорожного движения или имущества. В связи с этим возникает вопрос относительно того, куда обращаться для его возмещения. В этом случае может быть два возможных варианта:

  • В случившемся был признан виновным автомобилист, действия которого на самом деле привели к ДТП. Потерпевшая сторона в определенный законом срок должна направить обращение в страховую компанию виновника для получения компенсации. Стоит отметить, что при условии нанесения ущерба транспортному средству возмещение его будет осуществляться в натуральной форме. То есть ремонт или замену определенных частей осуществляет СТО, а страховая компания уже оплачивает ее услуги;
  • Если действия потерпевшего лица признаются неправомерными, в таком случае на возмещение по ОСАГО не стоит рассчитывать. Такой момент связан с тем, что данный страховой полис предполагает начисление возмещения только в отношении потерпевшей стороны, не имеющей вины, если она не обоюдная. Поэтому для того, чтобы иметь право на страховую выплату, следует направить обращение относительно пересмотра обстоятельств ДТП и признания отдельного участника виновным.

При условии, что потерпевшая сторона была признана виновной, причиненный ущерб придется погашать исключительно за счет собственных средств.

Кроме того, при условии, что имеются еще пострадавшие (третий и последующие автомобилисты и их транспортные средства), в таких ситуациях придется выплачивать определенную сумму средств еще и им.

Судебные разбирательства

Читайте: Выкуп страхового случая ДТП

Бесконтактное ДТП довольно часто становится причиной длительных судебных разбирательств, в результате которых несколько участников ДТП стараются прийти к общему мнению относительно того, кто виновен в ДТП и за чей счет будет осуществлен ремонт. В качестве одного из характерных примеров судебной практики стоит привести следующий случай:

  • Транспортное средство Киа вследствие резкого маневрирования (изменения полосы движения) стало помехой другому автомобилю Хонда, которое передвигалось по этой полосе с соблюдением всех норм ПДД;
  • Чтобы избежать столкновения, водитель Хонды, проанализировав ситуацию, принял решение не снижать скорость, что привело бы к неизбежному столкновению, а также совершить маневр – уйти вправо;
  • В результате выполненного маневра автомобилист не справился с управлением и врезался в столб, нанеся ущерб средней тяжести своему здоровью и транспортному средству;
  • В результате судебного заседания была доказана вина водителя Киа, чьи действия стали причиной бесконтактного ДТП;
  • После опротестования дела и привлечения автоюристов было принято решение о неправомерности маневрирования водителем Хонды. Результатом этого стало частичное признание его вины (40 на 60). Такое решение было принято именно на основании пункта ПДД 10.1.;
  • Собственник Хонды не стал подавать апелляцию, хотя у него была такая возможность. В результате всех разбирательств автомобилист получил меньшую сумму средств, чем мог бы рассчитывать.

Бесконтактное ДТП связано с определенными сложностями выявления виновного лица, которые могут усугубляться отсутствием прямых доказательств неправомерности действий. Присутствие видеорегистратора, который может фиксировать происходящие события, соблюдение всех предписанных норм после ДТП и при необходимости отстаивание интересов в суде помогают автомобилистам добиться справедливости и получить компенсации от виновной стороны или ее страховой компании.

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

adm-pravo.ru


Смотрите также


Интересующую Вас информацию Вы можете уточнить у наших специалистов, заполнив форму, приведенную ниже. Мы с радостью Вас проконсультируем!
Почта:
Ваше Имя:
Сообщение:
30+5